Развитие международного туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Основная задача мероприятий по рекламно-информационному обеспечению продвижения туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках – воссоздание имиджа России в целом в мировой системе как страны с уникальными туристическими возможностями. Важно осуществление работ по следующим основным направлениям рекламно- информационной деятельности: издание бюллетеней туристической информации, каталогов туристических фирм и маршрутов, объектов гостиничного хозяйства, туристических карт.

Файлы: 1 файл

готовая.doc

— 270.00 Кб (Скачать)

    Водный  туризм – поездки на борту теплохода, яхты и других речных и морских судов по рекам, каналам озерам, морям. Географически и по времени этот туризм очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов до многонедельных круизов по морям и океанам.

    Все эти виды туризма зачастую тесно  переплетаются между собой, и  их зачастую трудно выделить в чистом виде.

    Итак, туризм – это сектор экономики, где  клиенту за деньги предоставляются  различного вида услуги. Таким образом, туризм принадлежит к сфере услуг, которая является одной из самых  перспективных и быстроразвивающихся  отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции, консалтинговые фирмы, медицинские учреждения, музеи, кино и театры относятся к сфере услуг. Практически все организации в той или иной степени оказывают услуги.

    Услуга  – это мероприятия, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к получению чего-то материального.

    Рынок услуг совершенно не похож на другие рынки главным образом по двум причинам:

    Качественный  рост индустрии туризма в отдельных  странах отражён в приложении А. Для оценки применяется метод рейтинговых оценок. В качестве параметров взяты как абсолютные (число туристов, размер доходов и трат), так и относительные (доходы и затраты в расчёте на одного туриста, посетившего страну) показатели.

    Однако  в этом анализе следует учитывать  ряд факторов, прямо не связанных с туристической сферой, но без учетов, которой невозможна объективная оценка показателей таблицы. К таким факторам относятся величина страны, численность населения и экономический потенциал страны.

    Конечно, важнейший фактор, определяющий географию туризма в мире, — экономический. С точки зрения окупаемости капиталовложений туристская индустрия входит в число экономических форвардов, дающих внушительную величину добавленной стоимости. Туристские услуги на мировом рынке выступают как “невидимый” товар, характерной особенностью которого является то, что значительная часть этих услуг производится с минимальными затратами на месте.

    География же международного туризма определяется приоритетными для туристов факторами  привлекательности тех или иных регионов/стран (см. приложение Б).

    Туристические услуги имеют свой жизненный цикл, состоящий из нескольких фаз (см. рис. 1.1.):

    • разработки - период исследования рынка, анализа информации, расчёта стоимости услуг на данный момент поиска партнёров, налаживания связей.
    • “запуска” - период распространения рекламных объявлений, завоевания потенциальных клиентов, для которого характерны непостоянный объём сбыта и колебания цены.
    • зрелости - период, когда продукт становится известным, появляются постоянные клиенты, число желающих воспользоваться услугами растёт, увеличивается объём продаж.
    • упадка - период, когда спрос на данный вид услуг падает при появлении новых усовершенствованных туров.

    

    Рис. 1.1. Жизненный цикл туристического продукта

    Необходимо  тщательно анализировать и продукты, являющиеся малоизвестными, новыми для  данного рынка, и хорошо известные, для сбыта которых требуется изменение имиджа.

    Кроме того, для туризма характерны фазы, зависящие от времени года. Они  основаны, прежде всего, на предпочтениях клиентов, которые могут выбрать для отдыха наиболее подходящий для их интересов сезон (см. рис. 1.2.).

    

    Рис. 1.2. Изменение спроса на туристические  услуги в отдельных странах в  зависимости от сезона

    В последнее время туристические  потоки значительно отличаются, находятся  под влиянием некоторых деформаций. Кроме путешествий в места, которые  стали традиционными туристическими центрами, увеличивается количество поездок в новые регионы. Особенно это касается стран Азиатско-Тихоокеанского региона; они пытаются развивать как рекреационный, так и деловой туризм, которые на сегодняшний день являются самыми перспективными направлениями. Пребывание одной особы в стране предназначенное с деловым визитом оценивается в среднем в 1200 дол. США. Начиная с 2004 года, часть этого региона стала большей, чем в Америке, которая с 50-х годов CC ст. была безусловным лидером как по количеству пребываний, так по объему валютных поступлений от туристической области.

    Среди развивающихся стран, в которых туризм получил бурное развитие, первое место получает Азиатско-Тихоокеанский регион; на остальные перепадает незначительная часть туристических потоков: Африка (4,8%), Средний Восток (4,8%). Главным барьером развития туризма в этих странах является невозможность обеспечения достаточного уровня финансирования инфра - и супраструктуры. Особенно остро стоит этот вопрос впоследствии сокращения запасов природных ресурсов, доходы, от продаж которых формируются бюджеты развивающихся стран. Кроме того, препятствует развитию туризма значительное временное пространство между моментом вложения средств из собственного бюджета на развитее туризма и моментом получения доходов. Решается эта проблема, в основном, за счет международных долгов целевого характера, гарантами которых выступают правительства стран, что, в свою очередь негативно влияет на состояние внешней задолженности страны и становится дорогими мерами впоследствии больших процентов по долгам и ростом курса иностранной валюты.

    Из-за большой зависимости от иностранных финансов развивающиеся страны иногда пытаются принимать краткосрочные меры для увеличения поступлений от международного туризма, а именно:

  • налогообложение и запрет товаров и услуг, которые импортируются специально для туристического сектора;
  • внедрение специальных налогов с туристов.

    Эти меры могут увеличить резерв иностранной  валюты на короткий срок, но они неэффективны, а значит, влияют негативно на конкурентоспособность  страны и ее туристический имидж  за границей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. Развитие международного туризма  в России. 

    2.1. Туризм в Российской Федерации. 

    Туризм  в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 24 ноября 1996 г. «Об основах туристической  деятельности» и рядом других нормативных документов по вопросам лицензирования туристической деятельности и сертификации туристических услуг. Закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристического рынка в России, и порядок рационального использования туристических ресурсов, т.е. природных, исторических, социально-культурных и иных объектов, которые способны удовлетворять духовные потребности туристов и содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

    Все важнейшие понятия системы туризма, которые употребляются в его российской правовой базе, соответствуют общепринятым международным терминам. Закон выделяет туризм выездной (импорт туристических услуг) и туризм въездной (экспорт туристических услуг), которые в сумме составляют международный туризм в России. Кроме того, выделяют внутренний туризм (путешествия лиц, постоянно проживающих в РФ, по территории страны), а в его составе – туризм социальный и самодеятельный. Закон рассматривает туризм как одну из приоритетных отраслей экономики страны.

    В СССР международный туризм был жестко монополизирован в рамках немногих организаций в соответствии с государственной монополией на внешнеэкономическую деятельность. Въездной (иностранный) туризм был сосредоточен в государственной организации «Интурист», а выездной – в Центральном совете по туризму и экскурсиям при Всесоюзном центральном совете профсоюзов и Бюро международного молодежного туризма «Спутник» при ЦК ВЛКСМ, которые формально находились в собственности общественных организаций1.

    Быстрый рост международных поездок граждан произошел во второй половине 80-х гг. В этот период основной поток международного обмена осуществлялся между СССР и странами Центральной и Восточной Европы. Максимального объема международный туризм в России в условиях СССР достиг в 1989 г. (въезд туристов 2,3 млн. человек, выезд – 2,2 млн). Международный туризм в РФ в 90-е гг. стал более динамичным, чем в последние годы существования СССР в целом. Но даже в лучшие годы поток российских туристов не составлял и 1% мирового.

    Международный туризм в РФ (без стран СНГ, тыс. человек)2

    Год     Въездной  туризм     Выездной  туризм
    1993     1543     1577
    1994     915     2522
    1995     1787     2555
    1996     1716     3422
    1997     2290     4084
    1998     1904     3251
    1999     1924     2580
    2000     2215     4252
 
 

    2.2. Тенденции развития туризма в  РФ на современном этапе. 

    Международный туризм России на современном этапе  хотелось бы охарактеризовать, исходя из слов В.Стржалковского. Как заявил Глава Ростуризма «В последние годы туризм во всем мире развивается очень  успешно и динамично. Не отстает  в этом плане и Российская Федерация. Все больше наших граждан имеют возможность путешествовать как внутри страны, так и за границей. Внутренний туризм в России в последние годы развивается достаточно интенсивно: строятся новые отели, открываются новые объекты развлечений, модернизируются аэропорты, совершенствуются услуги железной дороги, ремонтируются и создаются новые автомобильные дороги - все это непосредственным образом сказывается на увеличении количества туристов и на улучшении качества их отдыха»3.

    На  сегодняшний день существует ряд программ по поддержке туризма. Это федеральные целевые программы "Юг России", "Дальний Восток и Забайкалье"; в некоторые региональные программы включены туристические объекты. Всего существует 42 федеральные программы.

    Глава Федерального агентства по туризму озвучил и ряд проблем. "У нас постоянно растут цены на услуги, и услуги не только гостиниц, но и питания. Туры в Российскую Федерацию для иностранцев становятся все дороже и дороже, и это не позволяет существенно увеличить количество иностранных туристов в РФ", - заявил он.

    Из  наиболее привлекательных регионов для иностранцев В.Стржалковский  назвал Санкт-Петербург, Москву и города Золотого кольца. Востребованы и интересны  Байкал, Камчатка, путешествия по железной дороге "Транссиб" и речные круизы Москва - Санкт-Петербург. "Приграничный туризм очень популярен: это Калининградская область, Ленинградская область (Финляндия) и Дальний Восток (граница с Китаем). Думаю, что в ближайшей перспективе восстановится интерес иностранных туристов, в первую очередь туристов из бывших стран Варшавского договора и Скандинавии, к Краснодарскому краю и, в недалекой перспективе, к Кавказским Минеральным Водам", - сказал он.

    Глава Ростуризма, не отрицая, что на рынке  остаются недобросовестные операторы, отметил, что ситуация исправляется: "Еще несколько лет назад мы, к сожалению, были бессильны против плохой, некачественной, непрофессиональной работы туроператоров. Поправки в закон об основах туристической деятельности, которые проходили очень непросто, ввели финансовую ответственность, финансовые гарантии туроператора".

    Основные  задачи Федерального агентства по туризму  на ближайший год практически  не отличаются от тех, что ставились  годом ранее. Это по-прежнему содействие развитию инфраструктуры туризма в РФ, что осуществляется в основном через федеральные целевые программы. Следующая задача - это продвижение российского туризма и возможности отдыха, как за рубежом, так и внутри страны. Еще одна задача - совершенствование подготовки кадров. В этом году, помимо принятия поправок в закон "Об основах туристической деятельности", приняты правила классификации лыжных трасс, пляжей. Также проводится классификация гостиниц. По словам главы Ростуризма, туризм в Российской Федерации развивается и имеет определенные успехи, хотя есть и проблемы.

    На  сегодняшний день Россия является членом Всемирной туристской организации (ЮНВТО) – специализированного учреждения Организации Объединенных Наций  с 1975 года4. В ноябре 2006 года в Москве состоялось 5-е заседание Совместного комитета сотрудничества Россия – АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). В рамках реализации Комплексной Программы действий по сотрудничеству между Российской Федерацией на 2005-2015 гг. Федеральное агентство по туризму совместно с Российским государственным университетом туризма и сервиса разработало Программу «Обучение туроператоров из стран АСЕАН и России» с использованием передовых дистанционных технологий. Целью данной Программы является увеличение туристского обмена со странами АСЕАН и повышение качества обслуживания туристов.

Информация о работе Развитие международного туризма в России