Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 11:41, дипломная работа
Цель дипломной работы является изучение и оценка опыта, разработки эффективных технологий в процессе подготовки, принятия и реализации управленческих решений, а также выработка рекомендаций по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы разработки управленческих решений.
выявить проблемы разработки управленческих решений.
исследовать разработку управленческих решений на ОАО «Якутопторг».
предложить пути совершенствования разработки управленческих решений на ОАО «Якутопторг».
Введение……...……………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы разработки управленческих решений……..5
1.1 Сущность и характерные особенности управленческих решений……….5
1.2 Основные элементы управленческих решений, базовые требования к ним…………………………………….………………………………………………...15
1.3 Алгоритм и методы принятия управленческих решений………………..19
Глава 2. Опыт принятия управленческих технологий на примере фирмы ОАО «Якутопторг………………………………………………………………………..…..25
2.1 Характеристика предприятия и механизм принятия управленческих решений на предприятии в ООО «Якутопторг»…………………………………….25
2.2 Процесс принятия управленческих решений на предприятии ОАО «Якутоптторг»……………………………….………………………………….……..31
2.3 Типовые проблемы предприятия ОАО «Якутопторг»…………………..33
Глава 3. Пути по совершенствованию технологии принятия управленческих в ОАО «Якутопторг»…………………………………….........................................….37
3.1 Эффективность управленческих решений в ОАО «Якутопторг»…….…37
3.2 Рекомендации по совершенствованию управленческих решений на предприятии ОАО «Якутопторг»……………………………………………….……42
Заключение……………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………
Приложении
Итак, представленная схема процесса принятия решений отображает логику управленческой деятельности, а не ее сложность. На практике этот процесс более сложен и допускает не только последовательность, но и параллельность ряда процедур, что позволяет значительно сократить время принятия решений. Он помогает выявлять важные проблемы конкретной компании, а также степень неопределенности, в которой она действует Эффективность же этого процесса во многом зависит от методов, которыми оперируют менеджеры и руководители при выполнении всех необходимых видов управленческих работ.
1.3 Алгоритм и методы принятия управленческих решений
Важнейший организационный аспект разработки и реализации управленческих решений – организация последовательности работ, необходимых для выполнения этого процесса. Здесь особое значение приобретает тип менеджмента, существующий на предприятии.
Теория алгоритмов определяет понятие «алгоритм» как точное предписание, определяющее процесс преобразования информации. Алгоритм разработки решений – логическая последовательность операций по разработке управленческого решения [19. С.56]
Естественно, что для решения конкретных задач с использованием того или иного типа менеджмента эти алгоритмы могут изменяться в соответствии со спецификой конкретной задачи.
В процессе разработки и принятия управленческих решений лицо, принимающее решение, может применять различные методы, которые прямо или косвенно способствуют принятию оптимальных по различным критериям решений.
Преимущество неформализованных методов в том, что они применяются оперативно. Недостаток – методы не всегда гарантируют выбор безошибочных решений, интуиция может подвести и менеджера.
На рисунке 1.8 представлена характеристика выборки неформализованных методов разработки управленческих решений.
Рис. 1.8. Неформализованные методы принятия управленческих решений
Метод Гордона. Суть метода: формирование рабочей группы из неспециалистов по рассматриваемой проблеме. Назначение и условия применения метода: преодолеть устоявшиеся представления в решении рассматриваемой проблемы. Особенности метода: использовать нетрадиционные подходы в решении проблемы.
Метод мотивационного исследования. Суть: важнейший вид маркетинговых исследований (преимущественно качественных), заключающихся в изучении мотивов покупки определенного товара/услуги на бессознательном, подсознательном и сознательном уровни психики покупателя. Назначение и условия применения метода: улучшить маркетинговую политику компании, с целью увеличения спроса на товар/услуги.
Метод морфологического анализа. Суть: выявляются, а затем изучаются возможные комбинации решения проблемы. Может использоваться морфологическая матрица, где по стокам расположены варианты решения, а по столбцам элементы самой проблемы.
Модель ожидания потребителя. Суть: модель является прогнозом, основанным на результатах опроса клиентов организации. Их просят оценить собственные потребности в будущем, а также их новые требования. Собрав все полученные данные, руководитель может точно предсказать совокупный спрос.
Метод круглого стола. Суть: в соответствии с методом специальная комиссия, входящая в состав этого круглого стола, обсуждает соответствующие проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения.
Инвентарный метод. Суть: составления перечня трудностей, стоящих на пути решения данной проблемы, обсуждаются варианты устранения или преодоления барьеров в принятии и реализации решения.
Балансовый метод. Суть: метод, который позволяет произвести балансовые сопоставления, увязки. Например сопоставляются приход и расход, затраты и прибыль и выбирается наиболее прибыльный вариант.
Метод гистограмм. Суть: иллюстрация частоты появления отдельных значений параметра появляется в виде гистограммы. В ней для каждого значения параметра (по горизонтали) показывается (по ординате) число соответствующих случаев или их доля в общем числе случаев. На гистограмме отражается частота появления средних значений. Могут быть выбраны разные варианты решений, но чаще выбираются наиболее вероятные.
Метод теории игр. Суть метода: оценка воздействия принимаемого решения на конкурентов. Назначение и условия применения метода: применяется для определения наиболее важных и требующих учета факторов в ситуации принятия решений в условиях конкурентной борьбы. Особенности метода: используется не так часто в силу сложности и динамичности внешней среды.
Метод факторного анализа. Суть: анализ позволяет проводить максимально возможный учет совокупности переменных, характеризующих объект и взаимосвязи между ними. При этом прогнозист вынужден искать компромисс между числом переменных в описании, отражающем полноту прогноза, и его сложностью, трудоемкостью
Метод функционально стоимостного анализа. Суть метода: выявление зон дисбаланса между функциями объекта и затратами на них. Назначение и условия применения метода: применяется для выбора решений и оптимизации затрат на исполнение функций объекта без ущерба их качеству. Особенности метода: обладает высокой практичной полезностью.
Метод IDEF моделирования. Суть метода: анализ и разработка систем. Назначение и условия применения метода: применяется для моделирования и анализа деятельности предприятий, так как предоставляет богатый набор возможностей для реинжиниринга бизнес процессов. Особенности метода: метод основывается на технологии структурированного анализа и разработки.
Комбинированные методы разработки управленческих решений сочетают в себе элементы неформализованных и формализованных методов, показаны на рисунке 1.11.
Метод SWOT анализа. Суть: методология SWOT анализа предполагает установление сильных и слабых сторон внутренней среды организации, а также выявление возможностей и угроз ее внешней среды. Установление цепочек связей между этими параметрами позволяет разработать стратегические направления (цели) развития организации.
Метод Делфи. Суть: анализ ситуации путем генераций идей, их обсуждения, оценки и выработки коллективной точки зрения. Назначение и условия применения методов: применяется для обсуждения возникшей проблемы и установление основных факторов, определяющих ее дальнейшие развитие. Особенности метода: высокие требования к уровню квалификации и компетенции руководителя, возглавляющего заседание экспертов.
Метод дерева решений. Суть: Это схематичное представление проблемы принятия решений. Как и платежная матрица, дерево решений дает руководителю возможность “учесть различные направления действий, соотнести с ними финансовые результаты, скорректировать их в соответствии с приписанной им вероятностью, а затем сравнить альтернативы”. Концепция ожидаемого значения является неотъемлемой частью метода дерева решений.
Метод «мозгового штурма». Суть: Это метод наиболее хорошо известен из всех групповых методов использования творческого потенциала. «Мозговой штурм» применим для решения очень широкого диапазона проблем. Однако он особенно полезен в диагностике ситуаций и выдвижении альтернатив. Основные этапы применения метода «мозгового штурма»:
Метод многоступенчатого опроса. Суть: при использовании метода многоступенчатого опроса каждому эксперту следует дать оценку в заранее указанной шкале в интервале [a,b] либо упорядочить объекты по уменьшению их ценности – порядковое упорядочение какого-либо набора элементов. Для получения качественного прогноза к участникам экспертизы предъявляется ряд требований:
высокий уровень общей эрудиции;
глубокие специальные знания;
наличие научного интереса к исследуемому объекту при отсутствии материальной заинтересованности в данной области;
наличие исследовательского опыта в данной области.
Важным элементом является анонимность экспертов. Она помогает избежать «давления авторитета», возникновения межличностных конфликтов на почве различий в статусе или социальной окраски мнений.
Итак, ценности решения останутся лишь благими пожеланиями, если не воплотятся в конкретные действия. Методы могут быть универсальными, пригодными для любой проблемы и могут быть специфическими. Какой метод применять - зависит от реального содержания проблемы, а не от знаний, желания и умения руководителя или сотрудника. Лучше вообще не начинать дело, чем принимать невыгодные, а то и недозволенные методы лишь на том основании, что они хорошо известны, удобны или кого-то устраивают.
Итак, для успешного решения проблем:
Во-первых, своевременно заметить и проанализировать проблему, с тем, чтобы выяснить, что привело к ее возникновению, и на деле стремиться к ее решению.
Во-вторых, не тратить времени на ненужные решения, не влияющие на эффективность работы фирмы.
В-третьих, постоянно оценивать эффективность процесса принятия, а впоследствии и реализации решения.
В-четвертых, не принимать нескольких решений по одному и тому же вопросу.
В-пятых, привлекать к процессу принятия решения сотрудников, имеющих к ним отношение, уже на самых ранних этапах работы с учетом соответствия их квалификации степени сложности проблемы; обучать их необходимым образом и не забывать награждать за успехи.
Технология принятия решения – совокупность научных методов, моделей и приемов разработки и принятия управленческих решений.
Глава 2. Опыт принятия управленческих технологий на примере фирмы ОАО «Якутопторг»
2.1 Характеристика предприятия и механизм принятия управленческих решений на предприятии в ООО «Якутопторг»
Акционерное открытое общество «Якутоптторг» создано путем преобразования ГУП РС (Я) «Якутопторг», 100 % акций которого находятся в государственной собственности Республики Саха (Якутия). Предприятие зарегистрировано Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по г. Якутску РС (Я) 27 января 2006 года за основным государственным регистрационным номером 1061435003728.
Уставный капитал предприятия в размере 42 308 тыс. рублей, состоящий из 4 230 789 штук именных обыкновенных бездокументарных акций номинальной стоимостью одной акции 10 (десять) рублей. Целями создания общества являются: удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в продукции (работах, услугах) производимой Обществом; получение прибыли.
Доставка грузов в регионы Республики сопряжена с экстраординарными логистическими сложностями и затратами. Среднее расстояние перевозки грузов на территории Якутии сопоставимы с расстояниями межрегиональных перевозок в центральной части России. Но, несмотря на трудности транспортных и климатических условий, ОАО «Якутоптторг» сумел организовать бесперебойную доставку товаров до потребителей.
Наша компания имеет следующие преимущества для хранения, транспортировки и сбыта продукции: Складские помещения с большой полезной площадью;
Возможность складирования всего объема закупаемой продукции на наших площадях без дополнительных расходов на аренду складских помещений;
При реализации товаров, основной акцент делается не только учреждениям бюджетной сферы, а в большей части населению улусов (районов);
Имеется обширная сеть консигнаторов, представляющих наши интересы в розничной торговле.
Сегодня ОАО «Якутоптторг» планирует постоянно расширять и обновлять ассортимент поставляемых товаров, завозить, кроме продовольственных товаров хозяйственные и канцелярские товары, бытовую технику и строительные материалы.
Структура ОАО «Якутопторг» представлена в приложении
На рисунке 2.12 представлена доля деятельности ОАО «Якутопторг» в общем объеме.
Рис 2.12 Доля деятельности ОАО «Якутоптторг» в общем объеме
Положительными преимуществами в отношении внутренних ресурсов являются следующие особенности:
предприятие имеет высокий уровень профессионализма, что немаловажно, так желание потребителей иметь неограниченный выбор в представленных им товарах и услугах.
положительным фактором является наличие развитой логистической инфраструктуры, что позволяет планировать запасы, точно в срок осуществлять поставки.
на предприятие реализована частично комплексная автоматизация бизнес - процессов, автоматизация операций управления бизнесом в отделах бухгалтерии и магазинах, позволяет принимать оперативные управленческие решения и адекватно реагировать на изменения рынка, реализован единый документооборот, который ускоряет бизнес – операции.
Ассортимент исследуемого предприятия представлен следующими товарными группами в таблице 2.2:
Таблица 2.2 Ассортимент товаров, представленных в подразделениях ОАО «Якутоптторг»
№ п/п | Наименование | Количество товарных позиций, шт. |
| Товары первой необходимости | 1173 |
| Бытовые товары | 207 |
| Новогодняя продукция, всего | 937 |