Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 20:42, курсовая работа
Целью курсового проекта является понимание того, что представляет
собой разработка стратегии в реально существующем бизнесе. Из чего она
складывается. Кратко покажем методы и способы анализа внешних и внутренних
факторов оказывающих влияние на организацию, ее деятельность и сферу в
которой она работает.
Введение 2
1. Понятие стратегии бизнеса и планирования 3
1.1. Сущность и функции стратегического планирования 3
1.2. Бизнес – план 6
2. Содержание и выбор стратегии бизнеса 13
2.1. Цели организации 13
2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации 18
2.3. Выбор стратегии 22
3. Планирование деятельности фирмы 24
3.1. Разработка внутрифирменного плана 24
3.2. Перспективы развития предприятия 26
Заключение 30
Список использованной литературы 31
структура, нацеленная на получении прибыли, но и сообщество людей с
присущими им человеческими потребностями. Люди – это самый важный фактор
успеха организации, поэтому нельзя забывать об их интересах.
Экономические цели организации выраженные в показателях хозяйственной
деятельности, можно разделить на количественные и качественные.
Пример
количественной цели –
году.
Пример качественной цели – достижение фирмой технологического
превосходства в отрасли.
Экономические и неэкономические цели могут быть разделены на:
. краткосрочные (год или менее)
. среднесрочные (от одного до пяти лет)
. долгосрочные (свыше пяти лет).
Долгосрочные цели, как правило, не имеют четко выраженных
количественных характеристик, они в большей степени связаны с миссией
фирмы. Краткосрочные цели обязательно имеют конкретное содержание и
указывают:
- что должно быть достигнуто (в том числе в количественном выражении);
- когда цель должна быть
- кто конкретно (какое
достижению цели.
Пространство определения целей.
Деятельность
организации очень
может быть сосредоточена на единственной цели, а должна определить
несколько наиболее значительных ориентиров действий. Выделяют восемь
ключевых пространств, в рамках которых организация определяет свои цели.
1. Положение на рынке. Здесь фирма определяет позицию по отношению к
конкурентам, выражает свой успех в показателях
конкурентоспособности.
2. Инновации. Определение новых способов ведения бизнеса:
. производство новых товаров;
. внедрение на новые рынки;
. применение новых технологий;
. использование новых методов организации производства.
3. Производительность. Фирма определяет цели на уровне взаимосвязи
результатов хозяйствования с
ресурсами, необходимыми для
этих результатов. В выигрыше оказывается та фирма, которая для
производства данного количества продуктов затрачивает меньше
экономических ресурсов.
4. Ресурсы. Фирма проводит оценку всех видов имеющихся у нее
экономических ресурсов, оборудования, наличности. Сравнивается
наличие ресурсов с
потребность в них.
5. Доходность. Формируется способность
организации зарабатывать
сверх затрат, необходимых для генерирования доходов. Цели,
связанные с доходностью, обычно указывают ее необходимый
количественный уровень.
6. Управленческие аспекты. Выражены в качестве менеджмента, шкале
персональных достижений
7. Персонал: выполнение трудовых функций и отношение к работе. Бизнес
должен признать свою
того, чтобы цели эффективно отражали способы мотивации людей
занятых в организации. Это может быть и более высокая зарплата,
лучшие условия труда,
работников и т.д.
Социальная ответственность, понимаемая как обязанность бизнеса
способствовать благосостоянию общества. Бизнес должен благотворно
воздействовать на общественную жизнь не только узко, в смысле увеличения
возможностей для материального роста, но и широко, соответствуя
общепринятым общественным ценностям, формируя благоприятную экологическую
среду, принимая участие в решении острых социальных проблем. (Журнал
«Менеджмент в
России и зарубежом» №4, 2001г.)
2 Анализ внешней
и внутренней среды организации
Анализ среды организации –
это процесс определения
элементов внешней и внутренней среды, которые могут оказать влияние на
способность фирмы
в достижении своих целей.
Анализ среды выполняет ряд
важных функций в деятельности:
. с точки зрения стратегического планирования улучшает учет
наиболее важных факторов, влияющих
на организацию и ее будущее;
. с точки зрения политики фирмы помогает ей создать о себе наиболее
благоприятное впечатление;
. с точки зрения
текущей деятельности
для наилучшего выполнения рабочих функций.
Процесс анализа
основных элементов внутреннего и внешнего пространства фирмы. После того,
как эти элементы определены, фирма должна выделить те из них, которые
являются для
нее наиболее важными: их называют «критическими
точками».
Среду любой организации можно определить как совокупность трех сфер –
внутренней среды,
рабочей среды, общей среды.
Внутренняя среда (микросреда) организации включает в себя следующие
основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом,
организационная структура. Описание внутренней среды дает представление о
сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее внутренних
возможностях.
Общая среда (макросреда) состоит из элементов, которые не связаны с
фирмой напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы
бизнеса. Изучение внешней среды, идёт по 3 параметрам:
1. Оценить
изменения, которые
стратегии.
2. Определить,
какие факторы представляют
фирмы. Контроль деятельности
конкурентов позволяет
готовым к потенциальным
3. Определить, какие факторы представляют больше возможностей для
достижения общефирменных
Стратегический анализ положения фирмы необходимо начинать, прежде
всего с исследования структуры отрасли в которой работает данная фирма.
Здесь необходимо оговорить, что основной единицей будет являться отрасль,
представляющая собой группу конкурентов, которые производят товары и услуги
и непосредственно соперничают между собой.
Определяющим фактором в отношении прибыльности отрасли является
следующее – смогут ли фирмы получить и сохранить для своих клиентов
стоимостные преимущества или же они будут потеряны в ходе конкурентной
борьбы. Структура отрасли определяет, кому же достанутся эти преимущества.
Здесь надо учитывать следующие случаи. Вновь пришедшие на рынок фирмы могут
лишить своих конкурентов преимуществ, либо предлагая продукцию по более
низким ценам, либо увеличивая затраты на конкурентную борьбу. Также
наиболее крупные поставщики способны присвоить себе предназначенные
покупателям стоимостные преимущества; при этом они используют средние
фирмы, имеющие на рынке лишь небольшую долю. Фирмы производящие товары-
заменители, устанавливают верхнюю границу цен на свой товар, так как это
дает возможность при общем повышении цен на данном рынке привлечь на свою
сторону часть покупателей.
Необходимо отметить, что успех фирмы напрямую зависит скорее от
степени привлекательности отрасли, в которой эта фирма работает, нежели от
превосходно проводимой в жизнь управленческой стратегии. В ситуации, когда
спрос значительно превышает предложение и доступ на рынок ограничен, даже
при весьма среднем уровне менеджмента фирма способна добиться высокого
уровня прибыли. И если рыночная конъюнктура в целом благоприятная, то,
вероятно, многие отрасли станут привлекательными.
Проведенный анализ дает представление о структуре отрасли, однако
более интересным было бы понять, каким образом может измениться действие
пяти сил данной модели в будущем. Одним из способов изучения
прогнозирования изменений является рассмотрение тенденций изменения
окружающей среды. Условно макросреду, в которой действует фирма, можно
поделить на четыре сектора: политическое окружение, экономическое
окружение, социальное окружение, технологическое окружение. Данная техника
анализа известна под названием ПЭСТ или СТЭП; она позволяет более широко
взглянуть на то, как влияет окружение на конкретную фирму. Применяя
прогнозирование к анализу отрасли необходимо учесть стадию развития
отрасли. Жизненный цикл отрасли определяет характер конкурентной борьбы.
Например, особенностью относительно новой отрасли является большое
количество фирм, стремящихся в нее проникнуть. Они идут в отрасль, где
спрос значительно превышает предложение и где нет необходимости бороться с
конкурентами за каждого покупателя. На этом первоначальном этапе не
существует правил игры. Это означает, что спрос на представленную продукцию
стимулируется самыми различными способами: одни фирмы проводят активную
рекламную кампанию, другие при продвижении товара на рынок пользуются своим
доступом к каналам распределения. Нередко захват части рынка на начальном