Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:48, курсовая работа
Исходя из актуальности темы и недостаточного внимания со стороны российских теоретиков и практиков управления персоналом, в настоящей работе ставится целью изучение корпоративной культуры.
Для достижения этой цели в ходе работы должны быть решены следующие конкретные задачи:
§ Дать обобщенное определение термину «корпоративная (организационная) культура» на основе уже существующих концепций и теорий, объясняющих содержание этого явления
§ Определить место и роль корпоративной культуры в современной организации
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ГЛАВА 2
ГЛАВА 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ни один из этих компонентов поодиночке не представляет культуру организации. Однако все вместе они могут дать представление об организационной культуре.
1.1 Сущность и формирование корпоративной культуры
Корпоративная культура - новая область знаний, входящая в серию управленческих наук. Она выделилась также из относительно новой области знаний - организационного поведения, которая изучает общие подходы, принципы, законы и закономерности в следующих направлениях:
Как и многие другие термины организационно-правовых дисциплин корпоративная (организационная) культура не имеет единого толкования. Корпоративную культуру (используются также термины «организационная культура», «фирменная культура», «культура предпринимательства», «культура организации») в современном понимании можно определить как вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия и который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали "своими". Так же корпоративная культура может быть определена как система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющееся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.
Корпоративная культура — совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации. Компонентами корпоративной культуры являются:
Термин «корпоративная культура» появился в XIX веке. Он был сформулирован и применен немецким фельдмаршалом Мольтке, который применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации». Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ. Выводы авторов исследования о необходимости “осмысленной жизни для индивидуума в компании”, развития “чувства групповой сопричастности” на основе общих групповых ценностей явились своеобразным толчком для дальнейших попыток изучения потребностей и поведения работников с точки зрения культуры их организации
Новые условия хозяйствования, динамизм и неопределенность внешних условий, повышение образовательного уровня персонала, изменение мотивации, гражданская зрелость работников дали мощный толчок развитию организационной культуры во всем ее многообразии и потребовали от менеджмента пересмотра отношения к ней.
Обычно существующая в
организациях корпоративная культура
- сложный комплекс предположений, бездоказательно
принимаемых всеми членами
Современные руководители и
управляющие рассматривают
В последние годы управленческие
службы не только изменили отношение
к культуре организации, но и заняли
активную позицию в использовании
ее как фактора повышения
(название Формирование концепции кк )
Деятельность людей в корпорации определяется разработкой двух фундаментальных понятий в управлении бизнес-системы: ее миссией и организационной моделью.
Миссия компании – это концепция бизнеса. Она характеризуется возможностью заниматься бизнесом с учетом рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ. Миссия компании предполагает четкую увязку основных составляющих в виде пирамиды (рис 30). Объединяющими элементами организационных моделей наиболее часто, как например в модели У. Мастенбрука, являются такие категории, как культура, стратегия, структура и информационная система (рис 31).
Генеральная цель
Корпоративная стратегия бизнеса
Стратегия функциональных подразделений
Стратегия
Культура
Структура
Инф. система
В организационной структуре
важно отсутствие излишней централизации.
Отдельным организационным
На формирование организационной
(корпоративной) культуры оказывают
влияние следующие факторы; система
ценностей руководства
В случае неудовлетворения потребностей членов организации в ней появляются субкультуры. Их можно определить как контркультуры. Носители их отвергают то, чего хочет добиться доминирующая культура. Наличие контркультур является прямой угрозой целостности организации.
К контркультурам относятся:
Можно выделить следующие основные этапы формирования корпоративной культуры:
- уровень организации
производственных процессов,
- система взаимоотношений
в коллективе (тип отношений между
различными категориями
- система отношений с партнерами и клиентами;
- стиль поведения ( внешний вид персонала компании, язык);
Перед субъектами власти в
организации стоят две задачи.
Первая связана с
Концепция корпоративной культуры представлена на рис.35.
Для того, чтобы обеспечить ее формирование требуется: постоянное внимание к этой проблеме со стороны высшего руководства компании, осознание значимости этой работы. Руководителю рекомендуется:
Практика развития российской
экономики свидетельствуют о
том, что многие фирмы уже сейчас
осознали необходимость формирования
системы организационных
На фоне резкой расслоённости общества, не совершенности финансовой, законодательной сфер, некоторых проявлений закононепослушания, безответственности, роль организационной культуры должна резко возрасти в целом для всего общества. Предприятия и организации должны стать своеобразными центрами, аккумулирующими эмоциональную активность населения. Только в этом случае каждая организация в отдельности будет стремиться, и достигать поставленных целей, важных как для нее, так и для общества, а государство будет крепнуть и преуспевать. Этому свидетельствует опыт ведущих стран мира.
1.1. Сущность и основные элементы корпоративной культуры
Эффективность деятельности компании определяется следующими факторами: техническим и организационным уровнем производства, квалификацией персонала, уровнем мотивации и оплаты труда, наличием стратегии развития. Эти механизмы, обычно регламентируются в различных нормативных документах (технических паспортах, планах, программах, тарифной системе и др.). В то же время в коллективе любой корпорации имеется такая сфера отношений, которая не поддается формальной регламентации. Эти отношения складываются в течение ряда лет по неписаным правилам под влиянием исторического опыта, менталитета людей, местных обычаев и традиций, духовных ценностей и вкусов.
В менеджменте предприятий
названные отношения
Корпоративная (организационная) культура базируется на основополагающих ценностях, разделяемых членами компании. Эти ценности в разных корпорациях могут быть разными и в том числе в зависимости от того, чьи интересы лежат в основе деятельности компании: самой компании в целом или отдельных ее членов. Из названных выше ценностей вытекают стили руководства, поведения, общения, деятельности.
Высокий уровень корпоративной культуры является важным стратегическим фактором, мобилизующим все структурные звенья корпорации и ее отдельных работников на достижение поставленных целей в рамках продекларированной миссии компании.
К наиболее значимым характеристикам корпоративной культуры относятся:
Решающим фактором в становлении корпоративной культуры является философия компании или другими словами, принципы, которым следует руководство компании. Эти принципы формируются в рекламных материалах, в речах основателей компании, информационных документах. Формирование таких принципов преследует цель создать в глазах своих сотрудников и во внешней среде определенный имидж корпорации.
Информация о работе Разработка предложений по формированию корпоративной культуры на предприятии