Рациональная организация Анри Файоля

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования конкретизируется в ряде задач:
- рассмотрение основных вопросов теории организации;
- описание творческого пути А.Файоля;
- раскрытие понятия «рациональная» организация;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ А.ФАЙОЛЯ………………………………………….6
Основные понятия Теории организации……………………………….. 6
Личность А.Файоля и основы его концепции…………………..………9
Классификация принципов управления в теории А. Файоля …………12

2 . РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА………………………………19
2.1. Общая характеристика муниципального образования Администрации «города Южно-Сахалинска» …………………………………………………...19
2.2. Анализ признаков рациональной организации в управлении МО ГО Администрации «города Южно-Сахалинска» ………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..27
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Рациональная организация Анри Файоля.docx

— 103.21 Кб (Скачать)

Файоль ставил задачу — научить промышленных администраторов такому управлению занятыми на предприятии рабочими, которое обеспечивало бы наибольшую индивидуальную и коллективную производительность труда путем концентрации их «воли» в одном, строго определенном направлении, указанном предпринимателем. Последнее требует создания науки об управлении людьми, опирающейся на «тщательное изучение и научное экспериментирование».

Особое внимание школа Файоля уделяла разработке основных индивидуальных, психологических качеств, которыми должен обладать администратор. Был составлен перечень качеств, в число которых вошли следующие:

    • здоровье и физические качества;
    • ум и интеллектуальные способности; 
    • моральные качества (сдержанность, воля, настойчивость, решительность в принятии ответственных решений, чувство долга и т.д.);
    • хорошее общее образование;
    • способность управлять людьми (предвидение, умение  разработать  план  действий,   организаторские способности, умение воздействовать на людей для выполнения поставленных целей, искусство общения, коммуникабельность, умение контролировать действия подчиненных);
    • знание всех наиболее важных функций и направлений деятельности предприятия;
    • подлинная   компетентность   в  деятельности   конкретного предприятия.

2 .   РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ  НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА 

2.1. Общая характеристика муниципального  образования Администрации  «города Южно-Сахалинска»  

 Администрация города Южно-Сахалинска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Сахалинской области. Администрация города осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и Сахалинской области, решениями представительного органа, постановлениями мэра города, Уставом и Положением об администрации города, утверждаемым городским Собранием. Согласно Положению об администрации г. Южно-Сахалинска, в своей деятельности администрация города подотчетна городскому Собранию в части управления и распоряжения муниципальной собственностью, исполнения бюджета городского округа «город Южно-Сахалинск» и правовых актов городского Собрания, принятых в пределах его компетенции. В структуру администрации города Южно-Сахалинска входят: 1) мэр города; 2) первый вице-мэр; 3) вице-мэры; 4) отраслевые (функциональные) и территориальные структурные подразделения (комитеты, департаменты, управления, отделы, комиссии)5. Управление кадровой политики Администрации города является самостоятельным подразделением Администрации города Положение об Управлении утверждается мэром г. Южно-Сахалинска.


5 О Положении об администрации города Южно-Сахалинска: Решение Городского Собрания городского округа «Город Южно-Сахалинск» от 29.03.2006 № 234/14-06-3 // Южно-Сахалинск сегодня.

 
Основными функциями  Управления являются:

- обеспечение деятельности Администрации по определению основных направлений кадровой политики и развития муниципальной службы;

- обеспечение деятельности Администрации по решению кадровых вопросов, отнесенных к ее ведению законодательством Российской Федерации;

- обеспечение контроля за состоянием законодательства Российской Федерации по вопросам кадровой политики и муниципальной службы;

-  обеспечение контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о муниципальной службе муниципальными служащими, назначенными на должность мэром г.Южно-Сахалинска. Управление готовит и представляет Руководителю Администрации необходимые документы по вопросам назначения мэром на муниципальные должности Российской Федерации, муниципальные должности, присвоения мэром квалификационных разрядов и классных чинов. Управление может принимать участие в работе конкурсных комиссий по замещению вакантных муниципальных должностей, назначение на которые осуществляет мэр, и аттестационных комиссий, проводящих аттестацию муниципальных служащих, замещающих указанные должности.

Управление принимает  участие в подготовке:

- проектов постановление мэра по вопросам кадровой политики и муниципальной службы, а также законопроектов по указанным вопросам, вносимых мэром в Городское собрание в порядке правотворческой инициативы;

- заключений на законопроекты и проекты нормативных правовых актов по вопросам кадровой политики и муниципальной службы;

- аналитических и информационных материалов по вопросам кадровой политики и муниципальной службы.

 

2.2. Анализ признаков рациональной организации в управлении МО ГО Администрации «города Южно-Сахалинска»

   Целью административной школы было создание рациональных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно, достигнет успеха1. В управлении МО ГО Администрации «города Южно-Сахалинска» не существует определенных документов, где бы указывалось, по теории какой школы они работают, но принципы управления, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления, выработаны со временем. Рассматривая Администрацию «города Южно-Сахалинска» как специфический вид деятельности и как своеобразную административную систему можно утверждать, что в отношении стимулирования каждого работника, действуют принципы управления по теории административной школы менеджмента. Проанализировав принципы работы администрации города Южно-Сахалинска, применительно к деятельности высшего звена управления, согласно теории Файоля, можно сделать следующие выводы:  

 Разделение труда. Для эффективного использования рабочей силы управленческого труда в Администрации применяется принцип разделения труда. Дисциплина. В соответствии с п. 2.1. Правил внутреннего трудового распорядка работников Администрации города Южно-Сахалинска работники должны добросовестно выполнять трудовые обязанности, указанные в трудовых договорах и должностной инструкции, соблюдать трудовую дисциплину, своевременно и точно исполнять распоряжения администрации и непосредственного руководителя, использовать все рабочее время для производительного труда. За нарушение трудовой дисциплины администрация применяет следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям. 


1Валовой Д.В. История менеджмента: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С.182.

Увольнение может  быть применено за неоднократное  неисполнение Работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; за прогул; за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; за разглашение охраняемой законом тайны (коммерческой, служебной и иной), ставшей известной Работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей; за совершение по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий и т.д. Дисциплинарные взыскания применяют-ся руководством Администрации. До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово - хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Распоряжение о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. 
Если работник отказывается ознакомиться с указанным распоряжением под роспись, то составляется соответствующий акт. Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания Работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с Работника по собственной инициативе, просьбе самого Работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

 Единоначалие, единство руководства. В соответствии с Уставом городского округа «город Южно-Сахалинск» . Мэр города - глава городского округа является высшим должностным лицом городского округа «Город Южно-Сахалинск», наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и возглавляет администрацию города Южно-Сахалинска. Администрацией города руководит мэр города на принципах единоначалия. Мэр города формирует администрацию города и руководит ее деятельностью в соответствии с Уставом городского округа и Положением об администрации города. Подчинение частных интересов общим. Интересы служащего или группы служащих не должны ставиться выше интересов предприятия; интересы государства должны быть выше интересов гражданина или группы граждан.

 В Правилах внутреннего трудового распорядка работников Администрации города Южно-Сахалинска сделан акцент на то, что нельзя использовать для выступлений и публикаций в средствах массовой информации как в России, так и за рубежом сведений, полученных в силу служебного положения, определенных специальными документами Организации как коммерческая (служебная) тайна, распространение которой может нанести вред Организации или ее Работникам. Вознаграждение. Методы стимулирования труда должны быть справедливыми и доставлять максимально возможное удовлетворение сотрудникам и работодателям. 
В статье 2 Правил внутреннего трудового распорядка работников Администрации города Южно-Сахалинска гарантируется работникам администрации города Южно-Сахалинска своевременная и в полном объеме выплата заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Поощрение работника за добросовестный эффективный труд дополнительный отпуск для муниципальных служащих за ненормированный рабочий (служебный) день устанавливается:1)для высших и главных должностей муниципальной службы – 6 календарных дней; 2) для ведущих должностей муниципальной службы – 5 календарных дней; 3) для старших и младших должностей муниципальной службы – 3 календарных дня.

За высокопрофессиональное выполнение трудовых обязанностей, повышение  производительности труда, продолжительную  и безупречную работу и другие успехи в труде применяются следующие меры поощрения работников Администрации: объявление благодарности; поощрение ценным подарком; поощрение денежной премией; награждение Почетной грамотой Сахалинской областной Думы и т.д. Поощрения объявляются постановлением мэра города, доводятся до сведения коллектива и заносятся в трудовую книжку работника 6.

Порядок, т.е. каждому свое место. Администрация города обязуется правильно организовывать труд работников на закрепленных за ними рабочих местах, обеспечивая необходимыми принадлежностями и оргтехникой, создавая здоровые и безопасные условия труда, соответствующие правилам по охране труда (технике безопасности, санитарным нормам, противопожарным правилам)1.

 

 

 

 


6 Правила внутреннего трудового распорядка работников Администрации города Южно-Сахалинска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анри Файоль являлся ключевой фигурой в истории Теории организации. Уникальный характер его работ трудно переоценить. Файоль впервые подверг серьезному научному анализу не работу других, а свои собственные обязанности и зоны ответственности. Он рассмотрел свои администраторские обязанности с беспристрастностью столь же ценной, сколь и редкой.

Файоль показал, что совершенствование управления не сводится к повышению производительности труда или к планированию деятельности подчиненных организационных единиц, - оно должно стать предметом более пристального рассмотрения и практического административного освоения людьми, стоящими во главе организации.

Определив управление как процесс  предвидения, организации, распорядительства, координации и контроля, Файоль четко определил функции каждого звена в большой и неразрывной цепи организации. Подобное поэтапное разделение процесса администрирования позволяет наиболее рационально осуществлять управление производством.

Уроки собственного опыта Файоль суммировал в перечне «Основных принципов менеджмента». Все разработанные им фундаментальные принципы Файоль разделил на структурные, процессуальные и результативные. К первой группе относятся разделение труда, власть и ответственность, централизация, единство руководства, единоначалие, скалярная цепь (иерархия). Принципы процесса - это дисциплина, вознаграждение, справедливость, подчиненность частных интересов общим и корпоративный дух. К принципам конечного результата Файоль относил порядок, стабильность рабочего места для персонала, инициативу.

Став фундаментальными, принципы теории администрации не перестали носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Система принципов всегда остается открытой для дополнений, изменений, основанных на новом опыте. Даже само применение принципов на практике, по словам Файоля, «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры».

Однако даже специальное образование  вряд ли поможет развить административные способности менеджера. Для наиболее эффективного управления от руководителя требуются такие качества, как  интеллект, сдержанность, воля, чувство  долга, решительность в принятии решений, способность управлять  людьми и др. Обладающий вышеперечисленными качествами администратор представляет собой сочетание интеллектуальной силы и эмоционального воздействия.

Информация о работе Рациональная организация Анри Файоля