Рациональная организация Анри Файоля

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования конкретизируется в ряде задач:
- рассмотрение основных вопросов теории организации;
- описание творческого пути А.Файоля;
- раскрытие понятия «рациональная» организация;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ А.ФАЙОЛЯ………………………………………….6
Основные понятия Теории организации……………………………….. 6
Личность А.Файоля и основы его концепции…………………..………9
Классификация принципов управления в теории А. Файоля …………12

2 . РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА………………………………19
2.1. Общая характеристика муниципального образования Администрации «города Южно-Сахалинска» …………………………………………………...19
2.2. Анализ признаков рациональной организации в управлении МО ГО Администрации «города Южно-Сахалинска» ………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..27
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Рациональная организация Анри Файоля.docx

— 103.21 Кб (Скачать)

Центром внимания Файоля была управленческая деятельность, и он считал, что его успех в качестве менеджера связан с тем, что он правильно организовывал и осуществлял свою работу. Более того, он считал, что при правильной организации работы каждый менеджер может добиться успеха. В некотором смысле Файоль имел аналогичный с Тейлором подход: он стремился найти правила рациональной деятельности. Особенность учения Файоля состояла в том, что он изучал и описывал особый вид деятельности – управление, чего в таком виде, как это сделал Файоль, никто до него не делал.

Первым шагом в направлении  разработки эффективной системы  управления было выделение основных управленческих функций и установление взаимосвязей между ними, что дало возможность рассматривать управления как беспрерывный процесс.

Все функции или операции, которые  только встречаются в организации, А. Файоль разделил на шесть следующих взаимосвязанных групп функций или видов деятельности2:

1. Технические функции (производство  товаров и услуг).

2. Коммерческие функции (покупка  и продажа товаров и услуг).

3. Финансовые функции (привлечение  средств и распоряжение ими).

4. Страховые функции (страхование  и охрана имущества и лиц).

5. Учетные функции (бухгалтерия,  статистика).

6. Административные функции (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим управлением. Однако далеко не все шесть групп функций стали предметом его пристального изучения. Основное внимание он уделил административным операциям, содержание которых заключается в умении

управлять персоналом. «Органом и инструментом административной функци


2 Чудновская С.Н. История менеджмента  / Санкт-Петербург 2004г

служит  лишь образование социального порядка. В то время как прочие функции  оперируют материалами и машинами, административная функция воздействует на персонал».3

Административные функции –  это особые функции, которые связаны  с управлением организацией.

Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

В значительной степени успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта. Файоль считал, что процесс управления не поддается строгой регламентации. Вместе с тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2005г. – С.45

    1.   Классификация принципов управления в теории А. Файоля

Принципы управления относятся  к числу важнейших категорий  управления. Под ними понимают основные фундаментальные идеи, представления  об управленческой деятельности, вытекающие непосредственно из законов и  закономерностей управления.

 Принципы управления определяют способ деятельности, взаимодействия и выступают как правила, нормы управленческой деятельности. Они отображают те отношения, соответственно которым должна создаваться, функционировать и развиваться система управления организацией, предприятием.

Принципы управления были сформулированы на основе наблюдений, поэтому они являются обобщением практического позитивного управленческого  опыта и основываются на конкретных законах и закономерностях общественного  развития. Их использование в управленческой деятельности дает своеродный эффект «проложенной лыжни», когда известно, что нужно делать для того, чтобы избежать неудач. Поэтому знание и учет принципов управления в современном менеджменте является важным условием его эффективности.

Таким образом, принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания человека, иначе говоря, они объективны. Вместе с тем, каждый из принципов — это идея, то есть субъективная конструкция, субъективное построение, которое мысленно совершает каждый руководитель на уровне его познаний общей и профессиональной культуры. Так как принципы принадлежат субъекту, то они имеют субъектный характер. Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем точнее знание, тем эффективнее деятельность руководителя в сфере управления.

Авторы, которые  писали о научном управлении, в  основном посвящали свои исследования тому, что называется управлением  производством. Они занимались повышением эффективности на уровне ниже управленческого. С возникновением административной школы специалисты начали постоянно вырабатывать подходы к совершенствованию управления организации в целом.

«Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о  научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Их работы в большей степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии»4. Представители классической школы в управлении старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организации. И целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Данная цель исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. Определяя основные функции бизнеса, теоретики–классики были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Такими функциями традиционно считались финансы, маркетинг и производство. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

Файоль сформулировал 14 принципов управления:

1.Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству, при тех же затратах усилий. Разделение труда непосредственно связано со специализацией.

Этот принцип, может быть, применим как для сферы производственного, так и управленческого труда. Разделение труда эффективно до определенных размеров, при достижении которых оно не приносит желаемых результатов.

2.Полномочия и ответственность. Полномочия — это право


4 Басовский Л.Е. Менеджмент /учеб. пособие М. – 2003г. – С. 37.

распоряжаться ресурсами предприятия (организации), а также право направлять усилия сотрудников на выполнение порученных заданий. Ответственность представляет собой обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение.

Полномочия являются инструментом власти. Под властью понималось право  отдавать приказы. Власть непосредственно  связана с ответственностью. Различают  должностную (официальную) власть и  личную власть, вытекающую из индивидуальных качеств работника.

В современных условиях этот принцип  звучит так: полномочия (права) должны соответствовать ответственности.

3.Дисциплина. Дисциплина предполагает достижение выполнения соглашений, заключенных между предприятием и его работниками, в том числе и повиновение. В случае нарушения дисциплины к работникам могут применяться санкции.

Файоль считал обязательным соблюдение дисциплины, как для руководителей всех рангов, так и для рабочих. Он указывал на то, что дисциплина такова, каков руководитель.

4.Единоначалие (единство распорядительства). Работник должен получать распоряжения и указания от своего непосредственного руководителя. Кроме того, он должен уважать авторитет руководителя.

Сформулировав этот принцип, Файоль вошел в противоречие с рекомендациями Тейлора, который считал, что рабочие могут подчиняться разным функциональным руководителям.

5.Единство направления  (дирекции). Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна иметь план и одного руководителя.  При наличии нескольких  групп для координации   их деятельности  необходим единый план, утвержденный вышестоящим руководством. Файоль подчеркивал:  «Один руководитель и единый  план для совокупности операций, имеющих общую цель».

6.Подчиненность личных (индивидуальных) интересов — общим. Интересы одного работника или группы работников должны быть направлены на выполнение интересов всего предприятия и не должны превалировать над ними. В случае возникновения противоречий в интересах — задачей руководителя является их примирение.

7.Вознаграждение персонала, т. е. цена оказываемых услуг. Работники должны получать справедливую зарплату за свой труд. Это в одинаковой степени относится и к рабочим, и к управляющим.

8.Централизация. На предприятии должно быть достигнуто определенное соответствие между централизацией и децентрализацией, которое зависит от его размеров и конкретных условий деятельности.

Небольшие предприятия имеют высокую  степень, централизации, а крупные  — меньшую. Выбор правильного соотношения между централизацией и децентрализацией позволяет достичь наилучших результатов.

9.Склярная цепь (иерархия). Склярная цепь — это ряд руководящих работников, находящихся на разных уровнях иерархии (от высших руководителей до руководителей   низового   звена).   Склярная   цепь   определяет подчинение работников. Иерархическая система управления является необходимой, но если она наносит ущерб интересам предприятия, то ее необходимо усовершенствовать.

Рациональная структура управления организацией требует наличия наряду с иерархией горизонтальных связей.

10.Порядок. Файоль подразделял порядок на «материальный» и «социальный».  Каждый работник должен иметь свое рабочее место, обеспеченное всем необходимым. Для этого руководитель должен хорошо знать своих подчиненных и их потребности. Коротко этот принцип можно сформулировать так: «место — для всего и все на своем месте». 

11.Справедливость. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия. Работник, чувствующий справедливое к себе отношение, испытывает преданность к фирме и старается трудиться с полной отдачей. 

12.Стабильность рабочего  места дня персонала. Для предприятия наиболее предпочтительными являются работники, которые держатся за свое место. Высокая текучесть кадров характеризует плохую работу управленческого персонала, снижает эффективность работы предприятия. Кроме того, этот принцип говорит о том, что работнику необходимо определенное время для овладения требуемыми навыками на должном профессиональном уровне. В процветающей компании управленческий персонал является стабильным.

13.Инициатива.   Проявление   предприимчивости и инициативы не только руководителями, но и всеми работниками предприятия. Претворение в жизнь данного принципа часто требует от администрации «поступиться личным тщеславием».

14.Корпоративный дух. Сила предприятия в гармонии («единении») всех работников предприятия, Файоль указывал на недопустимость использования в управлении принципа «разделяй и властвуй». Напротив, считал он, руководители должны поощрять коллективизм во всех его формах и проявлениях.

Предложенная  Файолем  классификация принципов управления  способствовала  упорядочению  управленческого процесса.   Файоль  подчеркивал универсальность принципов управления, не ограничивая их применение только сферой производства. В этом и заключается рациональность принципов организации . Файоль считал, что предложенная им система принципов не может быть окончательно сформулирована. Она должна оставаться открытой для дополнений и изменений, основанных на новом опыте, его анализе и обобщении. Файоль отмечал, что применение принципов на практике — это «трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Многие из приведенных выше признаков не утратили своей актуальности и в настоящее время, несмотря на произошедшие за последние десятилетия изменения.

Файоль рассматривал теорию управления (в его терминологии — администрирование) как совокупность правил, приемов, принципов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности наиболее эффективно, оптимально используя ресурсы и возможности предприятия.

   Файоль   выделил   важнейшие   принципы:   единство командования и руководства. По мнению Файоля, для достижения определенной цели должны быть соответствующая программа и единый руководитель. Нарушение этого принципа приводит к неправильному разграничению функций внутри организации. В отличие от Тейлора,   Файоль   отрицает  необходимость   наделения функциональных работников административными правами  и  впервые указывает на необходимость создания штабов, которые не должны обладать правом руководства, а только осуществлять подготовку к будущему, выявлять возможные способы совершенствования организации.

Особое внимание Файоль уделил составлению прогноза и плана. Он указал на необходимость краткосрочного и долгосрочного планирования в каждой организации, а также на необходимость планирования в национальном масштабе, исходя из потребностей общества в целом и в особенности производства.

Заслугой Файоля является утверждение о том, что каждый член общества нуждается в большей или меньшей степени в знании принципов административной деятельности.

Таковы основные положения рациональной организации Файоля. Главным в ней Файоль считал сам метод анализа и расчленения процесса администрирования. Особое внимание он уделял вопросу подготовки руководящих кадров, решительно выступая против существующей системы, опирающейся на инженерные дисциплины. Основным для рабочих Файоль считал достижение ими технического мастерства. Мастерство же управленческих работников может быть достигнуто по мере продвижения их по служебной лестнице.

Информация о работе Рациональная организация Анри Файоля