Рациональная организация Анри Файоля

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 11:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования конкретизируется в ряде задач:
- рассмотрение основных вопросов теории организации;
- описание творческого пути А.Файоля;
- раскрытие понятия «рациональная» организация;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ А.ФАЙОЛЯ………………………………………….6
Основные понятия Теории организации……………………………….. 6
Личность А.Файоля и основы его концепции…………………..………9
Классификация принципов управления в теории А. Файоля …………12

2 . РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА………………………………19
2.1. Общая характеристика муниципального образования Администрации «города Южно-Сахалинска» …………………………………………………...19
2.2. Анализ признаков рациональной организации в управлении МО ГО Администрации «города Южно-Сахалинска» ………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..27
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

Рациональная организация Анри Файоля.docx

— 103.21 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ  А.ФАЙОЛЯ………………………………………….6
    1. Основные понятия Теории организации……………………………….. 6
    2. Личность А.Файоля и основы его концепции…………………..………9
    3. Классификация принципов управления в теории А. Файоля …………12

 

2 .   РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В УПРАВЛЕНИИ НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА………………………………19

2.1. Общая характеристика  муниципального образования Администрации  «города Южно-Сахалинска»  …………………………………………………...19

2.2.  Анализ признаков  рациональной организации в управлении  МО ГО Администрации «города  Южно-Сахалинска»  ………………………..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………25

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………..27

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Классическая или, как ее еще  называют, административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль (Henri Fayol 1841 -1925), французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами  рациональной организации труда отдельного рабочего, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Подобный подход в известной мере объясняется и тем обстоятельством, что Тейлор и Ф. Гилбрет начинали свою деятельность простыми рабочими, в то время как Файоль и его последователи имели опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания.

Управленческой деятельностью  занимались и другие представители  этой школы. Так Линдалл Урвик был консультантом по вопросам управления в Англии, Джеймс Д. Муни, который писал работы совместно с А.К. Рейли, работал под руководством П. Слоуна в компании «Дженерал Моторс». Следовательно, работая в организации на разных уровнях управления, представители школы научного управления и классической школы имели различные взгляды на проблемы управления организацией. Создатели школы научного управления основное внимание уделяли повышению эффективности производства, тогда как представители классической школы считали главным совершенствование управления организацией в целом. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

Наряду с вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего классическая школа начинает заниматься разработкой общих принципов управления организацией. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом классическая школа придерживалась того мнения, что следование этим принципам, несомненно, приведет организацию к успеху.

Родоначальником классической школы  считается Файоль, который в своих исследованиях исходил не из американского, а из европейского, в частности французского, опыта организации и управления производством. Главное внимание он уделял непосредственно самому процессу управления, который он рассматривал как функцию администрирования, предназначенную для оказания помощи административному персоналу в достижении целей организации.

Основным трудом Файоля является его работа «Общее и промышленное управление», написанная в 1916 г. и переизданная в СССР (1923) с предисловием А.К. Гастева.

В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

Файоль старался обосновать необходимость и возможность создания особой науки управления людьми, как части общего учения об управлении предприятием. Рациональность организации Файоля представляется нам не достаточно изученной, что и определило выбор темы данной работы и ее актуальность

Исходя из этого, основная цель работы состоит в раскрытии рациональности организации Анри Файоля и рассмотрение их на примере.

Материалом для  данного исследования послужат работы самого автора рациональной системы и его последователей.

Цель исследования конкретизируется в ряде задач:

- рассмотрение  основных вопросов теории организации;

- описание творческого пути А.Файоля;

- раскрытие понятия «рациональная» организация;

- рассмотрение проблем  организаций на современном этапе  развития общества.

Объектом нашего исследования является рациональность организации, разработанная А.Файолем, а предметом – роль данной системы организации и особенности её применения на практике.

Для решения поставленных задач, использовались такие методы как анализ, синтез, сравнение, сопоставление.

Теоретическая значимость данной работы состоит в рассмотрении особенностей концепции управления А.Файоля применительно к организации предприятием.

Практическая её ценность состоит в том, что её результаты могут быть использованы на занятиях по теории управления, теории организации.

Структура работы обусловлена  логикой исследования. Она включает введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение и список используемой литературы. В работе имеется приложение

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ  РАЦИОНАЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ  А.ФАЙОЛЯ

    1. Основные понятия Теории организации

Слово "организация" происходит от греч. organon - орудие, инструмент. Другим значением этого слова является "орган", то есть часть целого, которая выполняет определённые функции (например, орган как часть организма или организации).

Организация может рассматриваться  как процесс либо как явление. Как процесс организация –  это совокупность действий, ведущих  к образованию и совершенствованию  взаимосвязей между частями целого. Как явление организация –  это объединение элементов для  реализации программы или цели и  действующих на основании определенных правил и процедур.

Теория организации изучает  принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, развития и ликвидации организаций. Теория организации  – это научная организация  организаций.

Организационные отношения – это  взаимодействие или противодействие  между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении организации. Соответственно, они бывают трех уровней  – здравого смысла, взаимного уничтожения, заранее спроектированного взаимодействия.

Внешняя среда включает условия  и организации, в т.ч. политические, экономические и экологические  условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д.

Общие черты организаций: наличие по крайней мере одного человека; наличие хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей или интереса человека или общества; получение прибавочного продукта в различных формах (материальной, духовной, информационной).

Основой теории организации является теория систем. Признаки системы: множество  элементов, единство главной цели для  всех элементов, наличие связей между  ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление.

Каждая организация должна обладать признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации.

К настоящему времени в мире уже  разработано множество различных  теорий, изучающих и объясняющих  закономерности и законы функционирования организаций, правила построения новых  и совершенствования существующих, распределение прав, обязанностей и  ответственности между членами  организаций, отношения, складывающиеся между ними в процессе функционирования организации.

В этих теориях применяется значительное число понятий, производных от слова  организация. Среди них можно  назвать:

• организованное целое – целое, состоящее из объектов, событий, явлений, взаимодействующих для достижения цели организации;

• организационный процесс –  ход событий или явлений, способствующий достижению целей организации;

• организационная структура –  способ взаимосвязи всех элементов  организации (совокупность элементов  организации с их связями и  взаимодействием);

• организационное развитие –  организованный процесс, нарушающий равновесие организационной структуры, направленный на создание нового состояния равновесия, которое будет сохраняться определённое время (связано с понятием эволюции);

• организация, дезорганизация организационной  структуры – организационный  процесс, основанный на сознательной деятельности человека, направленной либо на усиление, либо на нарушение динамического  равновесия организационной структуры;

• самоорганизация, самодезорганизация – организационное развитие (эволюция), происходящее как результат естественного хода событий в направлении усиления или ослабления равновесия структуры;

• реорганизация - процесс перестройки  существующей организационной структуры;

• организованность – состояние, степень (уровень) организации;

• организатор – человек, который  занимается процессом организации  или дезорганизации.

Б. Мильнер пишет, что организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определёнными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей 1.

Организация – это сознательно координируемое социальное образова-ние с определёнными границами, созданное и функционирующее для дос-тижения определённой цели или целей. Среди главных целей организации можно назвать следующие: выживание, рост, получение высокой прибыли, выпуск определённой продукции, оказание услуг и др.

Таким образом, организацию можно  рассматривать как процесс, как  состояние и как вид системы.

Организация как процесс представляет собой одну из основных функ-ций управления. Основной целью организации как процесса является соз-дание новых или совершенствование ранее созданных и функционирую-щих систем и координация деятельности отдельных элементов. Поэтому организовать - значит, либо создать систему вновь, либо улучшить её со-стояние в процессе функционирования в соответствии с поставленными целями, а также с учётом меняющихся внешних и внутренних условий.

Организация как состояние системы  рассматривается как организо-ванность системы, как её организационное состояние.

 


1 Мильнер Б. З. Теория организации [Текст]: учебник / Б. З. Мильнер. 2-е изд. перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2002. 15-16 с.

 

1.2 Личность А.  Файоля и основы его концепции

Анри Файоль (1841-1925) был по образованию горным инженером. Будучи французом по происхождению, он всю жизнь проработал во французском горно-металлургическом синдикате компании «Комамбо», сначала в должности инженера, а затем – в главном управлении. С 1886 по 1918 годы он был управляющим директором синдиката. В момент его назначения на пост генерального управляющего компания находилась на грани банкротства. К моменту выхода Файоля в отставку (1918) концерн превратился в одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий, что способствовало обороноспособности Франции во время первой мировой войны.

Находясь в отставке, Файоль создал и возглавил Центр административных исследований, который занимался выполнением заказов по проведению исследований в различных сферах экономической деятельности (табачная промышленность, почтово-телеграфное ведомство). Файоль был награжден орденом Почетного легиона и другими государственными наградами, имел высокие научные звания.

Основным трудом Файоля является его работа «Общее и промышленное управление», написанная в 1916 г. и переизданная в СССР (1923) с предисловием А. К. Гастева. В данной книге он обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента.

В основе концепции Файоля лежало положение о том, что во всяком предприятии имеется два организма: материальный и социальный. Первый включает сам труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей в процессе труда. Эти отношения и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил область своих изысканий.

Файоль старался обосновать возможность создания особой науки управления людьми как части общего учения об управлении предприятием.

Информация о работе Рациональная организация Анри Файоля