Проведение стратегических изменений в компании «Росбытхим»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 09:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является: стратегические изменения в компании «Росбытхим».
Исходя из поставленной цели, данная работа должна решить следующие задачи: «изучить», «описать», «составить», «выявить»
- рассмотреть сущность стратегических изменений и области их проведения;
- описать виды стратегических изменений;
- выявить возможные проблемы, возникающие во время проведения изменений, а так же методы преодоления сопротивления в компании;
- на примере предприятия «Росбытхим» рассмотреть эффективность проведения стратегических изменений;

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Стратегические изменения в компании..................................................6
1.1 Сущность стратегических изменений.............................................................6
1.2 Области стратегических изменений в компании.........................................13
1.3 Виды стратегий проведения изменений в организации..............................17
Глава 2. Управление стратегическими изменениями в компании....................21
2.1 Управление реализацией стратегических изменений..................................21
2.2 Проблемы проведения стратегических изменений......................................26
2.3 Методы преодоления сопротивления изменениям......................................30
Глава 3. Проведение стратегических изменений в
компании «Росбытхим»........................................................................................36
Заключение.............................................................................................................40
Список использованной литературы........................

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 84.49 Кб (Скачать)

-  вскрыть, проанализировать и предсказать то, какое сопротивление может встретить планируемое изменение;

-  уменьшить до возможного минимума это сопротивление (потенциальное и реальное);

-  установить статус-кво нового состояния.

Носителями сопротивления  так же, как и носителями изменений, являются люди. В принципе люди не боятся изменений, они боятся быть измененными. Люди боятся того, что изменения в организации затронут их работу, их положение в организации, т.е. сложившийся статус-кво. Поэтому они стремятся помешать изменениям с тем, чтобы не попасть в новую, не совсем ясную для них ситуацию, в которой им придется мноюе делать не так, как они уже привыкли делать, и заниматься не тем, чем они занимались ранее.

Отношение к изменению  может быть рассмотрено как комбинация состояний двух факторов: 1) принятие или непринятие изменения; 2) открытая или скрытая демонстрация отношения  к изменению (рис. 2.1).

 

Рис.2.1. Матрица  «изменение — сопротивление»

 

Руководство организации  на основе бесед, интервью, анкетирования  и других форм сбора информации должно пытаться выяснить, какой тип реакции  на изменения будет наблюдаться  в организации, кто из сотрудников  организации займет позицию сторонников  изменений, а кто окажется в одном  из трех оставшихся положений. Особую актуальность такого рода прогнозы имеют  в больших организациях и в  организациях, существовавших без изменений  довольно длительный промежуток времени, так как в этих организациях сопротивление  изменению может быть довольно сильным  и широко распространенным.

Уменьшению сопротивления  изменениям принадлежит ключевая роль в осуществлении изменения. Анализ потенциально возможных сил сопротивления  позволяет вскрыть тех отдельных  членов организации или те группы в организации, которые будут  оказывать сопротивление изменению, и уяснить мотивы неприятия изменения. Для того чтобы уменьшить потенциально возможное сопротивление, полезно провести объединение людей в творческие группы, которые будут способствовать проведению изменения, привлечь к выработке программы проведения изменения широкий круг сотрудников, провести среди сотрудников организации широкую разъяснительную работу, направленную на то, чтобы убедить их в необходимости проведения изменения для решения стоящих перед организацией задач.

Успех проведения изменения  зависит от того, как руководство  будет его осуществлять. Менеджеры  должны помнить, что, проводя изменения, им следует демонстрировать высокий  уровень уверенности в его  правоте и необходимости и  стараться быть, по возможности, последовательными  в реализации программы изменения. В то же время они должны всегда помнить, что по мере проведения изменения  позиция людей может меняться. Поэтому им не следует обращать внимание на небольшое сопротивление изменению  и нормально относиться к людям, которые вначале сопротивлялись изменению, а потом это сопротивление  прекратили.

Большое влияние на то, в  какой мере руководству удается  устранять сопротивление изменению, оказывает стиль проведения изменения. Руководитель может быть жестким  и непреклонным при устранении сопротивления, а может проявлять гибкость. Считается, что автократический стиль может  быть полезен только в очень специфических  ситуациях, требующих немедленного устранения сопротивления при проведении очень важных изменений. В большинстве  случаев считается более приемлемым стиль, при котором руководство  уменьшает сопротивление изменениям за счет привлечения на свою сторону  тех, кто изначально противился изменению. Очень успешным в этом плане является партисипативный стиль руководства, при котором к решению вопросов привлекаются многие члены организации.

При разрешении конфликтов, которые могут возникать в  организации во время проведения изменения, менеджеры могут использовать различные стили руководства. Наиболее ярко выраженными стилями являются следующие:

• конкурентный стиль, делающий упор на силу, базирующийся на настойчивости, утверждении своих прав, исходящий из того, что разрешение конфликта предполагает наличие победителя и побежденного;

• стиль самоустранения, проявляющийся в том, что руководство демонстрирует низкую настойчивость и в то же время не стремится к поиску путей сотрудничества с несогласными членами организации;

• стиль компромисса, предполагающий умеренное настаивание руководства на выполнении его подходов к разрешению конфликта и одновременное умеренное стремление руководства к кооперации с теми, кто сопротивляется;

• стиль приспособления, выражающийся в стремлении руководства установить сотрудничество в разрешении конфликта при одновременном слабом настаивании на принятии предлагаемых им решений;

• стиль сотрудничества, характеризующийся тем, что руководство стремится как к тому, чтобы реализовать свои подходы к проведению изменения, так и к тому, чтобы установить отношения кооперации с несогласными членами организации.

Невозможно однозначно утверждать, что какой-то из названных пяти стилей более приемлем для разрешения конфликтов, а какой-то менее. Все зависит от ситуации, от того, какое проводится изменение, какие решаются задачи и какие силы оказывают сопротивление. Важно также учитывать то, какой характер носит конфликт. Совершенно неверно считать, что конфликты всегда имеют только негативный, разрушительный характер. Любой конфликт заключает в себе как негативное, так и позитивное начала. Если преобладает негативное начало, то конфликт носит разрушительный характер и в этом случае применим любой стиль, который в состоянии эффективно предотвратить разрушительные последствия конфликта. Если же конфликт приводит к позитивным результатам, таким, как, например, выведение людей из безразличного состояния, создание новых коммуникационных каналов или повышение уровня осведомленности членов организации о происходящих в ней процессах, то важно использовать такой стиль разрешения конфликтов, возникающих в связи с изменениями, который способствовал бы возникновению как можно более широкого спектра положительных результатов проведения изменения.

Проведение изменения  должно завершаться установлением  нового статус-кво в организации. Очень важно не только устранить  сопротивление изменению, но и добиться того, чтобы новое положение дел  в организации не просто оказалось  формально установленным, а было принято членами организации  и стало реальностью. Поэтому  руководство не должно заблуждаться и путать реальность с формально  установленными новыми структурами  или нормами отношений. Если действия по проведению изменения не привели  к возникновению нового устойчивого  статус-кво, то, значит, изменение нельзя считать завершенным и следует  продолжать работу по его проведению до тех пор, пока по-настоящему в  организации не произойдет замена старого  положения на новое. 

 

2.3 Методы преодоления  сопротивления изменениям

 

Разрабатывать стратегию  преодоления сопротивления изменениям как правило, следует для каждого предприятия отдельно. Прежде всего потому, что как нет двух полностью тождественных организаций, так не существует универсальных правил преодоления сопротивления. Как отмечают Дж. Коттер и Л. Шлезингер, многие менеджеры недооценивают не только разнообразие, с которым люди могут реагировать на изменения в организации, но и то, какое положительное влияние эти изменения могут оказывать на отдельных людей и коллективы. Однако все-таки существует ряд достаточно универсальных методов преодоления сопротивления стратегическим изменениям. Предлагаются к рассмотрению две группы методов, предложенные Э. Хьюзом (1975) и Дж. Коттером и Л. Шлезингером.

Хьюз  выделяет восемь факторов преодоления сопротивления изменениям:

1. Учет причин поведения  личности в организации:

• принимать в расчет потребности, склонности и надежды  тех, кого затрагивают изменения;

• демонстрировать получение  индивидуальной выгоды.

2. Значение авторитета  руководителя:

• достаточный авторитет  — формальный или неформальный;

• достаточные власть и влияние.

3. Предоставление информации  группе:

• соответствующая информация, относящаяся к делу и достаточно важная.

4. Достижение общего понимания:

• общее понимание необходимости  изменений;

• участие в поиске и  трактовке информации.

5. Чувство принадлежности  к группе:

• общее ощущение причастности к изменениям;

• достаточная степень  участия.

6. Авторитет группы для  ее членов:

• согласованная групповая  работа для снижения противодействия.

7. Поддержка изменений  лидером группы:

• привлечение лидера в  конкретной рабочей обстановке (без  отрыва от непосредственной работы).

8. Информированность членов  группы:

• открытие каналов связи;

• обмен объективной информацией;

• знание достигнутых результатов  изменения.

Дж. Коттер и Л. Шлезингер предлагают следующие методы преодоления сопротивления изменениям:

-  информирование и общение;

-  участие и вовлеченность;

-  помощь и поддержка;

-  переговоры и соглашения;

-  манипуляции и кооптации;

-  явное и неявное принуждение.

Рассмотрим пути и условия  успешного осуществления этих методов, однако предварительно представим результаты анализа в таблице 2.2 ( приложение 2).

Информирование и общение. Один из наиболее распространенных путей  преодоления сопротивления осуществлению  стратегии заключается в предварительном  информировании людей. Получение представления  о предстоящих стратегических изменениях помогает осознать необходимость этих изменений и их логику. Процесс  информирования может включать в  себя дискуссии один на один, групповые  семинары или отчеты. На практике это  осуществляется, например, путем проведения семинаров менеджером для менеджеров низших уровней. Программа общения  или информирования может восприниматься как наиболее подходящая, если сопротивление  стратегии основывается на неверной или недостаточной информации, особенно если «стратеги» нуждаются в помощи противников стратегических изменений  при осуществлении этих изменений. Эта программа требует времени  и усилий, если осуществление ее связано с участием большого количества людей.

Участие и вовлеченность. Если «стратеги» вовлекают потенциальных  противников стратегии на этапе  планирования, то они зачастую могут  избежать сопротивления. Стремясь добиться участия в осуществлении стратегических изменений, их инициаторы выслушивают  мнение сотрудников, вовлеченных в  эту стратегию, и впоследствии используют их советы. Дж. Коттер и Л. Шлезингер обнаружили, что многие менеджеры очень серьезно относятся к вопросу участия персонала в осуществлении стратегии. Иногда это носит положительный характер, иногда — отрицательный, т.е. некоторые менеджеры считают, что всегда должны принимать участие в процессе осуществления изменений, в то время как другие считают это безусловной ошибкой. Оба отношения могут создавать ряд проблем для менеджера, так как ни одно из них не является идеальным.

Помощь и поддержка  могут осуществляться как предоставление возможности обучения новым навыкам, свободного времени служащим для  обучения, просто возможности быть выслушанным и получить эмоциональную  поддержку. Помощь и поддержка особенно необходимы, когда в основе сопротивления  лежат страх и беспокойство. Бывалые  суровые менеджеры обычно игнорируют подобные виды сопротивления, так же как и эффективность такого способа  борьбы с сопротивлением. Основной недостаток этого подхода заключается  в том, что он требует большого количества времени, следовательно, является дорогостоящим и, тем не менее, зачастую терпит неудачу. Если же времени, денег  и терпения просто нет, то использовать метод помощи и поддержки не имеет  смысла.[34]

Переговоры и соглашения. Еще один путь борьбы с сопротивлением заключается в предоставлении стимулов активным или потенциальным противникам  изменения. Например, менеджер может  предложить сотруднику более высокую  заработную плату в обмен на изменение  рабочего задания, он может повысить пенсию отдельному служащему взамен на более ранний срок ухода на пенсию. Переговоры особенно подходят в том  случае, когда ясно, что кто-то теряет в результате изменения, но, тем не менее, обладает существенной силой  сопротивления. Достижение соглашения является сравнительно легким способом избежать сильного сопротивления, хотя оно, как и многие другие способы, может быть довольно дорогостоящим. Особенно в тот момент, когда менеджер дает понять, что он готов идти на переговоры, чтобы избежать сильного сопротивления. В этом случае он может  стать объектом шантажа.

Манипуляции и кооптации. В некоторых ситуациях менеджеры  пытаются скрыть свои намерения от других людей, используя манипуляции. Манипуляции в данном случае подразумевают  избирательное использование информации и сознательное изложение событий  в определенном, выгодном для инициатора изменений порядке. Одна из наиболее распространенных форм манипуляции — кооптация. Кооптация личности подразумевает предоставление ей желаемой роли при планировании и осуществлении изменений. Кооптация коллектива подразумевает предоставление одному из его лидеров или кому-то, кого группа уважает, ключевой роли при планировании и осуществлении изменений. Это не является формой участия, потому что инициаторы изменения стараются получить не совет кооптируемых, а только их поддержку. При определенных обстоятельствах кооптация может быть относительно дешевым и легким способом достижения поддержки отдельного индивидуума или группы служащих (более дешевый способ, чем переговоры, и более быстрый, чем участие). Он имеет ряд недостатков. Если люди чувствуют, что их просто дурачат, чтобы они не сопротивлялись изменениям, что с ними обращаются не на равных или их просто обманывают, то их реакция может быть крайне отрицательной. Кроме того, кооптация может создать еще и дополнительные проблемы, если кооптированные используют спои возможности оказывать влияние на организацию и реализацию изменений путем, который не отвечает интересам организации. Другие формы манипуляции также обладают недостатками, которые могут оказаться еще более существенными. Большинство людей, вероятно, отрицательно воспримет то, что они считают нечестным обращением и ложью. Более того, если менеджер будет и в дальнейшем пользоваться репутацией манипулятора, то он рискует потерять возможность использовать такие необходимые подходы, как образование, общение, участие и вовлеченная. И даже может испортить свою карьеру.

Информация о работе Проведение стратегических изменений в компании «Росбытхим»