Профессиональное консультирование и молодежная безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучение таких явлений как молодежная безработица и профессиональное консультирование.
Задачи:
Раскрыть сущность, понятие и причины молодежной безработицы;
Рассмотреть основные направления и формы работы профессионального консультирования;
Изучить современные проблемы выпускников ВУЗов нВ рынке труда;
Проанализировать деятельность центра планирования карьеры и трудоустройства при Международном институте рынка в рамках решения проблем трудоустройства выпускников;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профессионального консультирования и молодежной безработицы.
1.1. Сущность, понятие и причины молодежной безработицы…………….5
1.2. Профессиональное консультирование: понятие, направления и формы работы…… ……………………………………………………………………10
Глава 2. Практические аспекты исследования проблемы молодежной безработицы и профессионального консультирования.
2.1. Современные проблемы выпускников ВУЗов на рынке труда…………………………………………………………………………..14
2.2 Анализ деятельности центра планирования карьеры и трудоустройства при Международном институте рынка в рамках решения проблем трудоустройства выпускников………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

министерство образования и науки рФ.docx

— 167.53 Кб (Скачать)
  • Консультирование по вопросам профессионального и личностного роста;
  • Вакансии и стажировки в ведущих компаниях от работодателей и кадровых агентств;
  • Помощь в подготовке персонифицированного пакета документов для трудоустройства;
  • Информация о программах стажировок/подбора молодых специалистов ведущих компаний Самары и Самарского региона;
  • Информация о рынке труда.

    Татьяна Владимировна также отметила, что в настоящее время реализуется «Программа дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Самарской области», которая предполагает организацию стажировок на предприятиях регионов. Данная программа была разработана Департаментом труда и занятости населения Самарской области, и в данный момент реализуется.

    Сотрудничество с предприятиями и организациями города также является одним из главных направлений работы Центра планирования карьеры и трудоустройства. В банке данных Центра более 500 предприятий и организаций, с которыми ведется работа по проведению практики, трудоустройству выпускников. По данным статистики Центра 88% выпускников 2008 года успешно трудятся на предприятиях г. Самары и области. Ежегодно Центром планирования карьеры и трудоустройства проводится работа по изучению спроса на выпускников. В 2008 году от предприятий и организаций г.Самары и самарской области на 1884 выпускника очной формы обучения получено 1604 заявки.

    На диаграмме наглядно видно, что спрос и предложение выпускников в 2008 году были практически в равном соотношении.

    Профессиональное консультирование носит преимущественно индивидуальный характер. В планах Центра также создание интернет-форума, где каждый студент может задать любой вопрос в области трудоустройства.

    Также Центр реализует обучающую программу – «Школа карьеры». По мнению респондента, это личный репетитор по карьере, разработанный специально для студентов и выпускников ВУЗов. В результате участия в программе студенты могут получить объективную информацию о рынке труда и тенденциях его развития, комплексную оценку своего профессионального и личностного потенциала, представление о базовом наборе профессиональных компетенций и их практическом применении в различных ситуациях, профессиональные рекомендации по дальнейшему построению карьеры. Занятия проходят в форме семинаров и тренингов.

    На мой взгляд, «Школа карьеры» является отличной технологией планирования карьеры в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе, что в дальнейшем может неплохо отразиться на трудоустройстве.

    Анализ трудоустройства выпускников за последние три года показывает, что ежегодно 43-51% выпускников трудоустраиваются на предприятиях, организациях, фирмах по их заявкам, 37-42% -трудоустраиваются самостоятельно, 5-6% выпускников продолжают обучение в аспирантуре, 5-9%-трудоустраиваются в других регионах. 

 

    Данную статистику можно рассматривать как показатель эффективности обучения студентов технологии планирования своей карьеры в процессе профессиональной подготовки в вузе.

    Любой студент или выпускник Международного института рынка, придя в Центр планирования карьеры и трудоустройства, может получить также помощь в написании резюме от опытных специалистов, может профессионально подготовиться к собеседованиям с опытными тренерами, получить психологическую помощь или совет.

    Татьяна Владимировна отмечает большую практическую значимость профессионального консультирования в плане дальнейшего трудоустройства. Профессиональное консультирование направлено на то, чтобы помочь человеку определиться верно с выбором профессии, помочь ему трудоустроиться, а это очень важно. Ведь от успешной карьеры, профессиональной деятельности во многом зависит будущая жизнь молодого человека.

Таким образом, проанализировав деятельность центра планирования карьеры и трудоустройства при Международном институте рынка, можно выявить следующие положительные моменты:

- высокий  процент трудоустройства выпускников;

- повышение  правовой грамотности студентов  в сфере трудовых отношений;

- возможность  получения опыта работы в ходе  стажировок;

- информирование  студентов и выпускников о  рынке труда, о вакансиях ведущих  компаний.

    Проведенное исследование показало, что планирование карьеры на стадии обучения в вузе является необходимым средством адаптации молодых специалистов на современном рынке труда.

     Итак, исходя из полученных в ходе анализа данных, можно сказать о том, что центры трудоустройства при вузах являются одним из способов содействия занятости выпускников. Именно эти структуры призваны наладить взаимодействие между вузами и предприятиями различных отраслей экономики, в том числе через своих выпускников, повысить адекватность рынка образовательных услуг рынку труда.  Профессиональное консультирование, которое осуществляется в данных структурах, как раз и призвано уменьшить те проблемы выпускников, с которыми они чаще всего сталкиваются, выходя на рынок труда.  
 
 
 

Заключение

В настоящее  время ситуация с кадровым составом во многих отраслях производства, сфере  услуг, да и в образовании приобрела  критический характер. Работники  с большим стажем покидают рабочие  места в связи с возрастом, а необходимого притока молодежи не наблюдается, так как многие выпускники заведений высшего профессионального  образования работают не по специальности.

Трудоустройство после окончания вуза, поиск работы, планирование своей профессиональной карьеры - вот те проблемы, с которыми приходится сталкиваться молодым людям, получившим диплом о высшем образовании.

В настоящее  время на рынке труда России всё  большее число молодых людей  обращаются за помощью при трудоустройстве  в службы занятости и зачастую пополняют ряды безработных, не найдя  подходящей вакансии. Это обстоятельство вызвало необходимость создания специализированных учреждений – служб  занятости, консультационных центров, центров планирования карьеры и  трудоустройства при ВУЗах, в  которых осуществляется работа по профессиональной подготовке, профессиональному консультированию. Данные структуры, как показывает практика, более эффективно справляются с проблемами трудоустройства молодёжи.

Таким образом, профессиональное консультирование является одним из эффективных превентивных мер в борьбе с безработицей среди  молодежи.  
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

Официальные документы

  1. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г.  № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

Научные монографии и брошюры 

  1. Арсентьева  Н.М., Бусыгин В.П. « Модели поведения  молодежи в сфере образования  и на рынке труда: механизмы и  факторы формирования», 2005.-С.131-140
  2. Ефимова Е.Г. «Экономическая теория в схемах, таблицах, графиках и формулах.-М.:Флинта, 2003.-С.93.
  3. Одегов Ю.Г., Рудненко Г.Г., Лунева Н.К. «Рынок труда».-М.:Альфа-Пресс, 2007.-С.90-93
  4. Слуцкий Е. Г., Сапова Н. И., Кострикин А. В., Кондратьева Я. В. Социальная работа с молодежью. Учебное пособие. / Под ред. проф. С. М. Климова и проф. Е. Г. Слуцкого. - СПб.: Общество "Знание" СПб и Лен. обл., 2004. - С. 22-25
  5. Соломин И.Л. Технология профконсультирования / Школьный психолог, №№ 4(244), 2003.-С.29-38
  6. Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория для бизнес-школ.-М.:ЭКСМО, 2005.-С.275
  7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, Издательство "Самарский университет", 1995. – С.253

Интернет-ресурсы 

  1. http://www.enc-dic.com/ -электронная психологическая энциклопедия
  2. http://job.petrsu.ru – управление социального развития
 
 

Приложение  №1

Интервью  с Никитиной Татьяной Владимировной

( директор Центра планирования карьеры и трудоустройства, доцент, к.т.н.)

В.:  Скажите, пожалуйста, в чем заключается  основная цель Центра планирования карьеры  и трудоустройства в Международном  институте рынка?

О.: С  момента образования нашего центра, а это 1997 год, основной нашей целью  является содействие трудоустройству  студентов, слушателей и выпускников  МИРа. Консультирование у нас проходят как студенты, так и абитуриенты, их родители, выпускники. Хотелось бы еще  отметить, что наш ВУЗ один из первых начал практику трудоустройства  выпускников, что очень значимо.

В.: По каким  направлениям ведется профессиональное консультирование?

О.: Значит, у нас ведется консультирование по вопросам профессионального и  личностного роста, также мы предоставляем  информацию непосредственно о рынке  труда, о программах стажировок/подбора  молодых специалистов ведущих компаний Самары и самарского региона. Кстати говоря, в настоящее время реализуется  «Программа дополнительных мероприятий  по снижению напряженности на рынке  труда Самарской области», которая  предполагает организацию стажировок на предприятиях регионов. Также наш  центр ведет консультационную работу в области документоведения, т.е. помогает в подготовке персонифицированного пакета документов для трудоустройства. Также мы предоставляем информацию о вакансиях ведущих компаний от работодателей и кадровых агентств. Выпускникам оказываем психологическую  поддержку и консультирование по вопросам профессиональной деятельности. Также профессиональное консультирование ведется у нас и в рамках диагностического направления. С помощью  диагностики можно определить, какой  тип высшего образования или  деятельности, требования высшего образования, абитуриент сможет освоить. Диагностика  помогает оценить способности абитуриента  к естественным, общественным или  другим наукам, прогнозирует успешность обучения…..ну и в общем, что еще, конечно профессиональную деятельность в дальнейшем. Вот, в принципе…

В.: А  какие формы профессионального  консультирования наиболее практикуемы?

О.: Мы проводим индивидуальные консультирования в  большом количестве. Практически  каждый выпускник проходит через  наш центр в период преддипломной  практики, около 80% выпускников. Также  сейчас мы планируем запустить на внутреннем сайте института форум, где каждый студент может задать любой интересующий его вопрос в  области трудоустройства. На мой  взгляд, это очень свежо и так  сказать «молодежно». Интернет-форумы тоже можно рассматривать в качестве индивидуальных консультирований.

В.: Какие  этапы включает в себя технология планирования карьеры в процессе профессиональной подготовки в ВУЗе?

О.: «ШКОЛА КАРЬЕРЫ»- это и есть так называемая, технология планирования карьеры, которая  реализуется в нашем ВУЗе. Школа карьеры - это обучающая программа - личный репетитор по карьере, разработанная специально для студентов и выпускников ВУЗов, в результате участия в которой студенты могут получить объективную информацию о рынке труда и тенденциях его развития, комплексную оценку своего профессионального и личностного потенциала, представление о базовом наборе профессиональных компетенций и их практическом применении в различных ситуациях, профессиональные рекомендации по дальнейшему построению карьеры. Занятия проходят в форме семинаров и тренингов.

В.: Скажите, а есть ли положительная динамика в плане трудоустройства выпускников?

О.: Ну…знаете, конечно есть. В обычные периоды, в обычное время процент трудоустройства  выпускников Мира достигает почти 100%. В кризисные периоды, конечно, было потяжелее, и количество трудоустроенных  составило 80%.

В.: Каково, по Вашему мнению,  значение такого направления деятельности, как профессиональное консультирование?

О.: Вы знаете, карьера человека вообще предопределяет  в дальнейшем жизненный цикл молодого человека. От этого очень много  зависит: и его материальное благополучие, и личная жизнь зачастую. Профессиональное консультирование направлено на то, чтобы  помочь человеку определиться верно  с выбором профессии , помочь ему  трудоустроиться. Ведь, когда человек  занимается не тем трудом, все это  сказывается на его поведении, эмоциональном  состоянии, здоровье. Существует так, называемая, теория золотого сечения, которая все  это объясняет. Поэтому, я думаю, что значение профессионального  консультирования довольно велико для  наших студентов, выпускников и  будущих профессионалов.

Информация о работе Профессиональное консультирование и молодежная безработица