Профессиональное консультирование и молодежная безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучение таких явлений как молодежная безработица и профессиональное консультирование.
Задачи:
Раскрыть сущность, понятие и причины молодежной безработицы;
Рассмотреть основные направления и формы работы профессионального консультирования;
Изучить современные проблемы выпускников ВУЗов нВ рынке труда;
Проанализировать деятельность центра планирования карьеры и трудоустройства при Международном институте рынка в рамках решения проблем трудоустройства выпускников;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профессионального консультирования и молодежной безработицы.
1.1. Сущность, понятие и причины молодежной безработицы…………….5
1.2. Профессиональное консультирование: понятие, направления и формы работы…… ……………………………………………………………………10
Глава 2. Практические аспекты исследования проблемы молодежной безработицы и профессионального консультирования.
2.1. Современные проблемы выпускников ВУЗов на рынке труда…………………………………………………………………………..14
2.2 Анализ деятельности центра планирования карьеры и трудоустройства при Международном институте рынка в рамках решения проблем трудоустройства выпускников………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

министерство образования и науки рФ.docx

— 167.53 Кб (Скачать)

    Так, по данным исследования, проведенного Центром тестирования и развития «Гуманитарные Технологии» в мае 2010 года, было выявлено, что ситуация с трудоустройством выпускников в 2009 году ухудшилась по сравнению с некризисными годами. В 2010 году ситуация налаживается, тем не менее, к этим тенденциям нужно относиться с определенной осторожностью, ведь вопрос об изменениях задается в 2010 году относительно 2009 года [10]. Отражение этих данных видно на диаграмме:

      К факторам, усугубляющим в настоящее  время проблемы занятости молодежи, можно отнести: низкий уровень  заработной платы молодых специалистов; бесперспективность решения их  социальных потребностей, прежде  всего, возможности приобретения  жилья; отсутствие практических  навыков и недостаточная квалификация, несоответствие профиля полученной  профессии, специальности потребностям  рынка труда; превалирующая ориентация  выпускников на занятость в  непроизводственной сфере, с установкой  на высокую заработную плату  и недостаточная информированность о тенденциях на рынке труда и навыков поведения на нем.

      Среди основных проблем трудоустройства  выпускников ВУЗов можно выделить  следующие: 

Отсутствие  опыта и стажа  работы

      Наличие опыта работы и стажа  работы, желательно по специальности,  на сегодняшний день является  одним из существенных требований  к кандидатам на замещение  предлагаемых на рынке труда  вакансий. Соответственно, не имеющих  опыта работы и стажа выпускников  вузов в этом случае на работу  зачастую берут неохотно. Следовательно,  выпускники не имеют не только  опыта работы, но и возможности  получения такого опыта. 

     

Как видно  из диаграммы наличие опыта работы на 2010 год замыкает тройку лидеров  требований к выпускникам. По сравнению  с 2007 и 2009 гг данный критерий стал более  востребован у работодателей.

 На мой взгляд, решение этой проблемы возможно в реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно-принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет.

             Еще одной возможностью получения  выпускниками вузов необходимого  опыта работы может быть практика  временного найма на разовые  работы. Такие как различного  рода рекламные акции, маркетинговые  исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость  на общественных работах, деятельность  в общественных организациях  в качестве волонтеров. Здесь  полезным было бы ввести практику  получения рекомендательных писем  с мест такой работы. Временная  занятость выпускников в данном  случае не только позволит  им получить опыт, но и заработать  репутацию, что играет значительную  роль на современном рынке  труда.

      На федеральном уровне необходимо  создание и реализация программы  создания рабочих мест специально  для молодых специалистов - выпускников  вузов. Практическая реализация  этой программы пока маловероятна  из-за недостатка бюджетных средств,  но идея должна продвигаться  уже сейчас. 

 Проблема дискриминации женщин при приеме на работу

      Проблема заключается в том,  что при приеме на работу  работодатели предпочитаю брать  на работу скорее мужчин, чем  женщин. Наименее желательным кандидатом  при приеме на работу оказывается  молодая замужняя женщина, не  имеющая детей. Работодатель в  данном случае предполагает возможную  скорую беременность такой женщины  и, не желая нести лишние  расходы на оплату декретного  отпуска, однозначно делает выбор  в пользу других кандидатов.

    

 Проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда

      Проблема заключается в том,  что существует несоответствие  между тем, какие специальности  на конкретный момент требуются  на рынке труда, и тем, специалистов  каких специальностей выпускают  вузы. В данном случае речь идет о том, что рынок труда в настоящее время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с резко изменившимся рейтингом престижных специальностей.

По результатам  опроса первые места по-прежнему занимают представители из области коммуникации и продаж, а также технические  специалисты (как инженерного, так  и IT-профиля), а также рабочие профессии. Экономические, юридические специализации  занимают средние места рейтинга, внизу по востребованности находятся  представители гуманитарных профессий.

      В данном случае наиболее важным  представляется наличие у выпускников  навыков, позволяющих быстро адаптироваться  к изменившейся ситуации. Эти  навыки должны воспитываться  в процессе социализации личности, как в семье, так и во время  обучения специальности.

      Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии

      Проблема "вуз - армия - рынок"  состоит в том, что молодые  люди, получившие специальность  в вузе, при прохождении военной  службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже труда.

      Необходима защита этих граждан на законодательном уровне. В частности - обеспечить этой категории молодых людей получение статуса безработного. Для чего общественным организациям необходимо выйти на федеральный уровень с соответствующими законодательными инициативами 

Инфантилизм молодежи в поиске работы

      Молодые люди зачастую не имеют  активной позиции в поиске  работы, а соответственно не используют  многие из существующих возможностей  нахождения работы. В немалой  степени это связано с нежеланием  попадать в некомфортные и  жесткие ситуации рынка труда.

В настоящее  время данная ситуация улучшается, что видно из диаграммы:

Если  изучать состояние самих выпускников, то можно увидеть, что за последнее  время молодые специалисты стали  более адекватно оценивать свои шансы на трудоустройство, одновременно все меньше боятся трудностей или  считают, что трудоустройство пройдет  легко и беззаботно.

 

      Кроме того, для российского общества  актуальной является работа по  включению в общественном сознании  механизма активного поиска работы. Эта работа состоит, прежде  всего, в информировании молодежи  о принципах и технологиях  поиска.

 Проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы.

      В настоящее время большинство молодых людей так и остается слабо информированным о возможностях поиска работы. При этом играют роль как и пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно. На данный момент не во всех ВУЗах присутствуют центры планирования карьеры и трудоустройства, не везде есть молодежные биржи труда, или же деятельность ведется неактивно. По данным исследования в настоящий момент наметились положительные сдвиги в этом плане, например ВУЗы стали заниматься прямыми административными направлениями сотрудничества – стажировки и практики, а также различные формы взаимодействия с работодателями (выставки, конференции и т.п.). В 2010 году увеличилось количество усилий, направленные на непосредственное трудоустройство выпускников (так как это стало явной проблемой), а также не важную, но более сопровождающую работу – создание баз данных, исследования рынка и т.п. По-прежнему мало внимания уделяется достаточно востребованной среди работодателей зоне, а именно работе по развитию личностных компетенций среди выпускников.

Можно отметить общую положительную динамику в области проведения профориентационных мероприятий в вузах. Зачастую многие студенты заинтересованы в профориентации, особенно карьерного типа (куда и кем  пойти работать), однако в силу разных причин не проявляют активно эту  потребность. Наличие такой возможности  в вузе дает им шанс на более грамотное  и целенаправленное трудоустройство. Открытым остается вопрос об инструментах и технологиях, которые используют вузы в профориентационной работе, и этот вопрос будет рассмотрен в  последующих параграфах курсовой работы.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что рынки труда и образования являются живыми системами, быстро реагирующими на текущие экономические изменения в стране. Это означает, что и ВУЗы сами по себе должны быть столь же быстро адаптирующимися организациями, умеющими адекватно отвечать изменениям на рынке труда. Ведь понимание того, что происходит и что произойдет на рынке, позволяет реализовывать адекватные меры по трудоустройству, повышающие эффективный процент трудоустройства выпускников. 
 

2.2 Анализ деятельности центра планирования карьеры и трудоустройства при Международном институте рынка в рамках решения проблем  трудоустройства выпускников

     Для того, чтобы узнать  об инструментах и технологиях, которые используют ВУЗы в профориентационной работе целесообразно проанализировать деятельность структуры  ВУЗа, занимающуюся проблемами трудоустройства.

     В качестве  примера можно рассмотреть и проанализировать деятельность Центра планирования карьеры и трудоустройства при Международном институте рынка.

     Для получения данной информации был выбран метод социологического исследования – интервью.

     Интервью – метод сбора данных социологического исследования, заключающийся в том, что интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом, устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования, и фиксирует ответы. Ответы могут быть зафиксированы на бумаге (в бланке или анкете), либо на диктофон.[8]

    Тема проведенного социологического исследования «Профессиональное консультирование в деятельности Центра планирования карьеры и трудоустройства МИРа». Объект исследования –проблемы трудоустройства выпускников. Предмет исследования – профессиональное  консультирование как возможность решения проблем трудоустройства.

    В качестве респондента был опрошен директор Центра планирования карьеры и трудоустройства, доцент, кандидат технических наук Никитина Татьяна Владимировна.

    Международный Институт Рынка с первого выпуска ведет планомерную работу по трудоустройству выпускников.

    Институт успешно осуществляет подготовку конкурентоспособных специалистов по широкому спектру специальностей. Задачи центра трудоустройства при МИРе концентрируются в двух основных направлениях: тактические задачи, относящиеся к непосредственному содействию трудоустройству выпускников, временной занятости студентов и их адаптации к рынку труда, и стратегические, нацеленные на решение проблемы эффективного трудоустройства выпускников.

    По словам Татьяны Владимировны, основная цель Центра – содействие трудоустройству выпускников, слушателей и выпускников МИРа.

Также были отмечены основные направления  профессионального консультирования, такие как:

Информация о работе Профессиональное консультирование и молодежная безработица