Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:59, курсовая работа
Целью моей работы является изучение таких явлений как молодежная безработица и профессиональное консультирование.
Задачи:
Раскрыть сущность, понятие и причины молодежной безработицы;
Рассмотреть основные направления и формы работы профессионального консультирования;
Изучить современные проблемы выпускников ВУЗов нВ рынке труда;
Проанализировать деятельность центра планирования карьеры и трудоустройства при Международном институте рынка в рамках решения проблем трудоустройства выпускников;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профессионального консультирования и молодежной безработицы.
1.1. Сущность, понятие и причины молодежной безработицы…………….5
1.2. Профессиональное консультирование: понятие, направления и формы работы…… ……………………………………………………………………10
Глава 2. Практические аспекты исследования проблемы молодежной безработицы и профессионального консультирования.
2.1. Современные проблемы выпускников ВУЗов на рынке труда…………………………………………………………………………..14
2.2 Анализ деятельности центра планирования карьеры и трудоустройства при Международном институте рынка в рамках решения проблем трудоустройства выпускников………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………
Так, по данным исследования, проведенного Центром тестирования и развития «Гуманитарные Технологии» в мае 2010 года, было выявлено, что ситуация с трудоустройством выпускников в 2009 году ухудшилась по сравнению с некризисными годами. В 2010 году ситуация налаживается, тем не менее, к этим тенденциям нужно относиться с определенной осторожностью, ведь вопрос об изменениях задается в 2010 году относительно 2009 года [10]. Отражение этих данных видно на диаграмме:
К факторам, усугубляющим в настоящее
время проблемы занятости
Среди основных проблем
Отсутствие опыта и стажа работы
Наличие опыта работы и стажа
работы, желательно по специальности,
на сегодняшний день является
одним из существенных
Как видно из диаграммы наличие опыта работы на 2010 год замыкает тройку лидеров требований к выпускникам. По сравнению с 2007 и 2009 гг данный критерий стал более востребован у работодателей.
На мой взгляд, решение этой проблемы возможно в реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно-принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет.
Еще одной возможностью
На федеральном уровне
Проблема дискриминации женщин при приеме на работу
Проблема заключается в том,
что при приеме на работу
работодатели предпочитаю
Проблема дисбаланса спроса и предложения на рынке труда
Проблема заключается в том,
что существует несоответствие
между тем, какие
По результатам опроса первые места по-прежнему занимают представители из области коммуникации и продаж, а также технические специалисты (как инженерного, так и IT-профиля), а также рабочие профессии. Экономические, юридические специализации занимают средние места рейтинга, внизу по востребованности находятся представители гуманитарных профессий.
В данном случае наиболее
Проблема адаптации на рынке труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии
Проблема "вуз - армия - рынок" состоит в том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных причин не имеют возможности возобновить свою квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов, а граждане, отслужившие в армии - возможность получить достойную работу. Частично это связано с тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже труда.
Необходима защита этих граждан на законодательном
уровне. В частности - обеспечить этой
категории молодых людей получение статуса
безработного. Для чего общественным организациям
необходимо выйти на федеральный уровень
с соответствующими законодательными
инициативами
Инфантилизм молодежи в поиске работы
Молодые люди зачастую не
В настоящее время данная ситуация улучшается, что видно из диаграммы:
Если
изучать состояние самих
Кроме того, для российского общества
актуальной является работа по
включению в общественном
Проблема неосведомленности населения о своих правах и возможностях в поиске работы.
В настоящее время большинство молодых людей так и остается слабо информированным о возможностях поиска работы. При этом играют роль как и пассивная позиция в поиске работы, так и определенного рода предрассудки, неверная интерпретация ищущими работу гражданами своего положения как неудачника и просителя. Кроме того, оказалось, что информационных каналов о спросе на рынке труда явно недостаточно. На данный момент не во всех ВУЗах присутствуют центры планирования карьеры и трудоустройства, не везде есть молодежные биржи труда, или же деятельность ведется неактивно. По данным исследования в настоящий момент наметились положительные сдвиги в этом плане, например ВУЗы стали заниматься прямыми административными направлениями сотрудничества – стажировки и практики, а также различные формы взаимодействия с работодателями (выставки, конференции и т.п.). В 2010 году увеличилось количество усилий, направленные на непосредственное трудоустройство выпускников (так как это стало явной проблемой), а также не важную, но более сопровождающую работу – создание баз данных, исследования рынка и т.п. По-прежнему мало внимания уделяется достаточно востребованной среди работодателей зоне, а именно работе по развитию личностных компетенций среди выпускников.
Можно отметить общую положительную динамику в области проведения профориентационных мероприятий в вузах. Зачастую многие студенты заинтересованы в профориентации, особенно карьерного типа (куда и кем пойти работать), однако в силу разных причин не проявляют активно эту потребность. Наличие такой возможности в вузе дает им шанс на более грамотное и целенаправленное трудоустройство. Открытым остается вопрос об инструментах и технологиях, которые используют вузы в профориентационной работе, и этот вопрос будет рассмотрен в последующих параграфах курсовой работы.
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что рынки труда и образования являются
живыми системами, быстро реагирующими
на текущие экономические изменения в
стране. Это означает, что и ВУЗы сами по
себе должны быть столь же быстро адаптирующимися
организациями, умеющими адекватно отвечать
изменениям на рынке труда. Ведь понимание
того, что происходит и что произойдет
на рынке, позволяет реализовывать адекватные
меры по трудоустройству, повышающие эффективный
процент трудоустройства выпускников.
2.2 Анализ деятельности центра планирования карьеры и трудоустройства при Международном институте рынка в рамках решения проблем трудоустройства выпускников
Для того, чтобы узнать об инструментах и технологиях, которые используют ВУЗы в профориентационной работе целесообразно проанализировать деятельность структуры ВУЗа, занимающуюся проблемами трудоустройства.
В качестве примера можно рассмотреть и проанализировать деятельность Центра планирования карьеры и трудоустройства при Международном институте рынка.
Для получения данной информации был выбран метод социологического исследования – интервью.
Интервью – метод сбора данных социологического исследования, заключающийся в том, что интервьюер, как правило, в непосредственном контакте с респондентом, устно задает вопросы, предусмотренные программой исследования, и фиксирует ответы. Ответы могут быть зафиксированы на бумаге (в бланке или анкете), либо на диктофон.[8]
Тема проведенного социологического исследования «Профессиональное консультирование в деятельности Центра планирования карьеры и трудоустройства МИРа». Объект исследования –проблемы трудоустройства выпускников. Предмет исследования – профессиональное консультирование как возможность решения проблем трудоустройства.
В качестве респондента был опрошен директор Центра планирования карьеры и трудоустройства, доцент, кандидат технических наук Никитина Татьяна Владимировна.
Международный Институт Рынка с первого выпуска ведет планомерную работу по трудоустройству выпускников.
Институт успешно осуществляет подготовку конкурентоспособных специалистов по широкому спектру специальностей. Задачи центра трудоустройства при МИРе концентрируются в двух основных направлениях: тактические задачи, относящиеся к непосредственному содействию трудоустройству выпускников, временной занятости студентов и их адаптации к рынку труда, и стратегические, нацеленные на решение проблемы эффективного трудоустройства выпускников.
По словам Татьяны Владимировны, основная цель Центра – содействие трудоустройству выпускников, слушателей и выпускников МИРа.
Также
были отмечены основные направления
профессионального
Информация о работе Профессиональное консультирование и молодежная безработица