Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:59, курсовая работа
Целью моей работы является изучение таких явлений как молодежная безработица и профессиональное консультирование.
Задачи:
Раскрыть сущность, понятие и причины молодежной безработицы;
Рассмотреть основные направления и формы работы профессионального консультирования;
Изучить современные проблемы выпускников ВУЗов нВ рынке труда;
Проанализировать деятельность центра планирования карьеры и трудоустройства при Международном институте рынка в рамках решения проблем трудоустройства выпускников;
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профессионального консультирования и молодежной безработицы.
1.1. Сущность, понятие и причины молодежной безработицы…………….5
1.2. Профессиональное консультирование: понятие, направления и формы работы…… ……………………………………………………………………10
Глава 2. Практические аспекты исследования проблемы молодежной безработицы и профессионального консультирования.
2.1. Современные проблемы выпускников ВУЗов на рынке труда…………………………………………………………………………..14
2.2 Анализ деятельности центра планирования карьеры и трудоустройства при Международном институте рынка в рамках решения проблем трудоустройства выпускников………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………
Положение молодежи в обществе определяет ряд объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии. Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий.
Сегодняшняя ситуация с трудоустройством и занятостью молодежи сложилась под влиянием ряда факторов, среди которых:
На мой взгляд, основной причиной безработицы является изменение спроса предпринимателей на рабочую силу, которая в свою очередь постоянно меняется под воздействием накопления капитала. Он при расширении производства, изменении его структуры, отталкивает рабочие силы, делая их то недостаточными, то относительно избыточными. Также, в настоящее время продолжает существовать стереотип о том, что молодой специалист – это неопытный, не очень компетентный сотрудник. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда. Субъективный фактор также нельзя не учитывать, говоря о молодежной безработице. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной для населения. Падение престижа производительного труда – еще одна причина молодежной безработицы. Особое беспокойство вызывает то, что 25% безработной молодежи составляют выпускники высших учебных заведений. Наибольшим спросом у молодежи пользуются такие профессии, как экономист и бухгалтер, менеджер, юрист, творческий работник, программист, предприниматель. Современный российский рынок квалифицированного труда характеризуется значительными сложностями трудоустройства молодых специалистов. Особенно остро данная проблема стоит в малых городах и сельской местности. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а работе, направленной на получение значительной материальной выгоды [4].
Таким образом, сложившаяся ситуация на
российском молодежном рынке труда является
достаточно напряженной. Проблемы занятости
молодежи во многом связаны с объективными
процессами - сокращением рождаемости,
ухудшением физического и психического
состояния здоровья, снижением уровня
жизни населения и влиянием социально-экономических
факторов на образ жизни молодого человека.
Трудовая социализация молодежи происходит
в условиях противоречивых и неоднозначных
структурных изменений в политической,
экономической, социальной и духовной
сферах. А поскольку молодежный контингент
крайне неоднороден по возрасту, образовательному
и профессиональному уровню, каждый нуждается
в особом подходе к решению проблемы занятости.
1.2. Профессиональное консультирование: понятие, направления и формы работы
Профессиональное консультирование в литературе употребляется в следующих схожих значениях: профориентационное консультирование, консультирование по вопросам карьеры, профориентация. Все это - формы оказания помощи в области профессий и карьеры.
Профессиональное консультирование фокусируется на подготовке клиентов к вхождению в профессию и последующим шагам по ступеням карьеры, это акцент на проблемах профессионального выбора.
Профессиональное консультирование является необходимым инструментом информирования молодежи о явлениях, происходящих на современном рынке труда, ситуации спроса и предложения, о нормативно-правовых аспектах трудовой деятельности. Ведь зачастую, молодые люди, устраиваясь на работу впервые, не знают о том, как надо заключать трудовой договор, об условиях испытательного срока, да и в целом о своих правах и обязанностях. Отсюда и вытекает смена одного рабочего места на другое, постоянные обманы со стороны работодателей. Молодой человек в условиях жесткой конкуренции, большого количества так называемых «фирм-однодневок» оказывается обманутым, дискриминированным из-за отсутствия элементарных знаний.
Как раз для этого и создаются различные структуры, например, такие как центры занятости населения, центры планирования карьеры и трудоустройства, появляются специалисты в школах, которые занимаются профориетацией старших школьников, готовя их к правильному выбору будущей профессии.
В законе «О занятости населения», принятом в 1991 году, в главе 2 статье 9 говорится о следующих правах граждан:
Профессиональное консультирование уходит своими корнями в движение социальных реформ конца 1800-х гг. Его формальным основателем считается Фрэнк Парсонс. В 1908г. в Бостоне Фрэнк Парсонс открыл первое Бюро по профессиональной ориентации молодежи. Оно-то и стало прообразом современных служб занятости. Парсонс описал трехшаговый процесс, в ходе которого клиент узнает о себе и о профессиях и затем объединяет то и другое в процессе "принятия выверенного решения". [9]
Известный отечественный психолог И.Л.Соломин выделяет следующие направления профессионального консультирования:
1. Информационное направление
Является
традиционным в профориентации. Основной
задачей этого направления
2. Диагностическое направление
Является
наиболее популярным среди психологов,
занимающихся профориентацией и
профотбором. Основано на использовании
психологических тестов для оценки
профессиональной пригодности и
включает сообщение клиенту результатов
тестирования, обсуждение интересов
и возможностей и рекомендации профессий,
наиболее соответствующих
3. Консультационное направление
Является относительно новым в российском профконсультировании. Оно основано на положении о том, что знаний может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора. Основная проблема клиента заключается в затруднениях, связанных с принятием решений, которые могут быть обусловлены неблагоприятным эмоциональным состоянием клиента, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями. В этом случае консультант вынужден работать с причинами затруднений, такими как страхи, неуверенность, зависимость от близких людей, завышенные требования к себе и т. п.
4. Тренинговое направление
Также
является достаточно современным и
применяется российскими
По формам профконсультирования выделяют:
1. Индивидуальное профконсультирование
Является основной универсальной формой консультирования, не имеющей противопоказаний, однако при большом потоке клиентов требующей значительных затрат времени и сил. Наиболее целесообразно применение индивидуальной формы для информирования по частным вопросам, обсуждения диагностических результатов, консультирования, прежде всего, связанного с болезненными переживаниями и отклоняющимся поведением клиента.
2. Групповое профконсультирование
Групповые
формы профконсультирования могут
включать в себя лекционные, семинарские
и тренинговые занятия. Тематика
занятий может касаться мира профессий,
профессионального образования, рынка
труда, принципов выбора профессий
и планирования карьеры, профессиональных
интересов и способностей, поиска
работы и трудоустройства. В групповой
форме может проводиться
Однако групповые формы характеризуются большей сложностью организации, требуют соответствующих помещений, оборудования, продолжительного времени на подготовку и проведение занятий.
На сегодняшний день наиболее распространенным направлением является информационное направление, где клиент может узнать всю необходимую информацию о состоянии рынка труда, востребованности профессий. Основной формой профессионального консультирования является индивидуальное консультирование, решающее проблемы конкретного человека.
Профессиональные консультанты работают в разнообразных структурах и организациях, в том числе в школах, консультационных центрах, центрах по планированию карьеры, в центрах занятости населения.
Таким образом, задача профессионального
консультирования заключается
Глава 2. Практические аспекты исследования проблемы молодежной безработицы и профессионального консультирования.
2.1. Современные проблемы выпускников ВУЗов на рынке труда
В последнее время рынок труда претерпел существенные изменения. Если в 2007-2008 годах в нашей стране явно преобладал так называемый рынок «соискателя», когда сотрудники имели гораздо больше возможностей диктовать свои условия организациям, а количество вакансий во многих сферах явно превышало количество специалистов, то в 2009-2010 годах ситуация значительно изменилась. Под влиянием экономического кризиса фокус сменился на рынок «работодателя», количество рабочих мест сократилось, и уже организации оказались в относительно более выгодном положении относительно работников. Все это не могло не отразиться на рынке труда молодых специалистов, которые стали сталкиваться с все более сложными трудностями при трудоустройстве. В этом плане интересно посмотреть, с какими проблемами сталкиваются выпускники сегодня, и как наладить успешное трудоустройство студентов и выпускников.
Информация о работе Профессиональное консультирование и молодежная безработица