Профессиональное консультирование и молодежная безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 00:59, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучение таких явлений как молодежная безработица и профессиональное консультирование.
Задачи:
Раскрыть сущность, понятие и причины молодежной безработицы;
Рассмотреть основные направления и формы работы профессионального консультирования;
Изучить современные проблемы выпускников ВУЗов нВ рынке труда;
Проанализировать деятельность центра планирования карьеры и трудоустройства при Международном институте рынка в рамках решения проблем трудоустройства выпускников;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профессионального консультирования и молодежной безработицы.
1.1. Сущность, понятие и причины молодежной безработицы…………….5
1.2. Профессиональное консультирование: понятие, направления и формы работы…… ……………………………………………………………………10
Глава 2. Практические аспекты исследования проблемы молодежной безработицы и профессионального консультирования.
2.1. Современные проблемы выпускников ВУЗов на рынке труда…………………………………………………………………………..14
2.2 Анализ деятельности центра планирования карьеры и трудоустройства при Международном институте рынка в рамках решения проблем трудоустройства выпускников………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………27
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

министерство образования и науки рФ.docx

— 167.53 Кб (Скачать)

     Положение молодежи в обществе определяет ряд объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности, возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование, сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии. Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий.

    Сегодняшняя ситуация с трудоустройством и занятостью молодежи сложилась под влиянием ряда факторов, среди которых:

  • радикальные изменения экономической ситуации и, соответственно, трудового уклада в результате реформ 90-х годов, прежде всего - приватизации;
  • отмена в конце 1990 года распределения выпускников и внедрение коммерческих принципов в деятельность учебных заведений;
  • отсев юношей девушек из школ вследствие неуспеваемости и по другим причинам, что, несомненно, сказывается и на уровне образованности населения;
  • снижение уровня социальной защиты и соответствующих гарантий, как следствие - рост количества молодых людей, не готовых к вступлению в трудовую деятельность в силу различных социальных причин (сирот, выпускников детских домов, инвалидов, матерей-одиночек, наркозависимых, алкоголиков, детей из неблагополучных семей и др.);
  • приток в крупные города мигрантов, в том числе - нелегальных;
  • деформации в ценностных ориентациях, жизненных стратегиях и психологических установках молодых людей [5].

     На мой взгляд, основной  причиной  безработицы является  изменение спроса предпринимателей на рабочую силу, которая в свою очередь постоянно меняется под воздействием накопления капитала. Он при расширении производства, изменении его структуры, отталкивает рабочие силы, делая их то недостаточными, то относительно избыточными. Также, в настоящее время продолжает существовать стереотип о том, что молодой специалист – это неопытный, не очень компетентный сотрудник. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.      Субъективный фактор также нельзя не учитывать, говоря о молодежной безработице. Выбор направления или специальности, по которым будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной для населения. Падение престижа производительного труда – еще одна причина молодежной безработицы. Особое беспокойство вызывает то, что 25% безработной молодежи составляют выпускники высших учебных заведений. Наибольшим спросом у молодежи пользуются такие профессии, как экономист и бухгалтер, менеджер, юрист, творческий работник, программист, предприниматель. Современный российский рынок квалифицированного труда характеризуется значительными сложностями трудоустройства молодых специалистов. Особенно остро данная проблема стоит в малых городах и сельской местности. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному труду на производстве, а работе, направленной на получение значительной материальной выгоды [4].

      Таким образом, сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Проблемы занятости молодежи во многом связаны с объективными процессами - сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая социализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом подходе к решению проблемы занятости. 

1.2. Профессиональное  консультирование: понятие,  направления и  формы работы

     Профессиональное консультирование в литературе  употребляется в следующих схожих значениях: профориентационное консультирование, консультирование по вопросам карьеры, профориентация. Все это - формы оказания помощи в области профессий и карьеры.

    Профессиональное консультирование фокусируется на подготовке клиентов к вхождению в профессию и последующим шагам по ступеням карьеры, это акцент на проблемах профессионального выбора.

    Профессиональное консультирование является  необходимым инструментом информирования молодежи о явлениях, происходящих на современном рынке труда, ситуации спроса и предложения, о нормативно-правовых аспектах трудовой деятельности. Ведь зачастую, молодые люди, устраиваясь на работу впервые, не знают о том, как надо заключать трудовой договор, об условиях испытательного срока, да и в целом о своих правах и обязанностях. Отсюда и вытекает смена одного рабочего места на другое, постоянные обманы со стороны работодателей. Молодой человек в условиях жесткой конкуренции, большого количества так называемых «фирм-однодневок» оказывается обманутым, дискриминированным из-за отсутствия элементарных знаний.

    Как раз для этого и создаются  различные структуры, например, такие как центры занятости населения, центры планирования карьеры и трудоустройства, появляются специалисты в школах, которые занимаются профориетацией старших школьников, готовя их к правильному выбору будущей профессии.

    В законе «О занятости населения», принятом в 1991 году, в главе 2 статье 9 говорится о следующих правах граждан:

  • Граждане имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства, возможности профессионального обучения.
  • Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получения профессионального обучения. [1]

        Профессиональное консультирование уходит своими корнями в движение социальных реформ конца 1800-х гг. Его формальным основателем считается Фрэнк Парсонс. В 1908г. в Бостоне Фрэнк Парсонс открыл первое Бюро по профессиональной ориентации молодежи. Оно-то и стало прообразом современных служб занятости. Парсонс описал трехшаговый процесс, в ходе которого клиент узнает о себе и о профессиях и затем объединяет то и другое в процессе "принятия выверенного решения". [9]

    Известный отечественный психолог И.Л.Соломин выделяет следующие направления профессионального консультирования:

1. Информационное  направление

Является  традиционным в профориентации. Основной задачей этого направления является формирование знаний о профессиях, профессиональном образовании, рынке  труда, требованиях профессий к  качествам человека. В рамках данного  направления считается, что именно дефицит знаний является основной проблемой  человека, выбирающего профессию. Источниками  информации, которые используют консультанты, придерживающиеся этого направления, являются словари, справочники, профессиограммы, реже видеофильмы, компьютерные базы данных, интернет-сайты. Ведущими формами работы являются лекции, семинары, индивидуальные консультации, иногда встречи с представителями  различных профессий, экскурсии в учреждения занятости и профессионального образования, знакомство с рабочими местами.

2. Диагностическое  направление

Является  наиболее популярным среди психологов, занимающихся профориентацией и  профотбором. Основано на использовании  психологических тестов для оценки профессиональной пригодности и  включает сообщение клиенту результатов  тестирования, обсуждение интересов  и возможностей и рекомендации профессий, наиболее соответствующих психологическим  особенностям клиента. Основной проблемой  клиента, в соответствии с этим направлением, считается дефицит знаний о себе, своих склонностях, способностях, чертах.

3. Консультационное  направление

Является  относительно новым в российском профконсультировании. Оно основано на положении о том, что знаний может быть недостаточно для эффективного профессионального выбора. Основная проблема клиента заключается в  затруднениях, связанных с принятием  решений, которые могут быть обусловлены  неблагоприятным эмоциональным  состоянием клиента, внутренними мотивационными конфликтами, особенностями личности или неадекватными убеждениями. В этом случае консультант вынужден работать с причинами затруднений, такими как страхи, неуверенность, зависимость  от близких людей, завышенные требования к себе и т. п.

4. Тренинговое  направление

Также является достаточно современным и  применяется российскими профконсультантами. Основано на использовании специальных, чаще всего групповых, игр и упражнений с последующим обсуждением процесса и результатов их выполнения. Практическое выполнение тренинговых заданий  позволяет повысить активность клиентов, их заинтересованность, смоделировать  ситуации, которые в жизни встречаются  достаточно редко, и сформировать навыки поведения в этих ситуациях [6].

По формам профконсультирования выделяют:

1. Индивидуальное  профконсультирование

Является  основной универсальной формой консультирования, не имеющей противопоказаний, однако при большом потоке клиентов требующей  значительных затрат времени и сил. Наиболее целесообразно применение индивидуальной формы для информирования по частным вопросам, обсуждения диагностических  результатов, консультирования, прежде всего, связанного с болезненными переживаниями  и отклоняющимся поведением клиента.

2. Групповое  профконсультирование

Групповые формы профконсультирования могут  включать в себя лекционные, семинарские  и тренинговые занятия. Тематика занятий может касаться мира профессий, профессионального образования, рынка  труда, принципов выбора профессий  и планирования карьеры, профессиональных интересов и способностей, поиска работы и трудоустройства. В групповой  форме может проводиться психологическое  тестирование интересов и способностей. В рамках групповых и тренинговых  методов работы следует особо  выделить оригинальный подход, разработанный  Николаем Сергеевичем Пряжниковым, основанный на использовании профориентационных игр в консультировании. Его книга  «Методы активизации профессионального  и личностного самоопределения», изданная в 2002 году, интегрирует результаты пятнадцатилетней работы в сфере  разработки нового класса профориентационных методов.

    Однако групповые формы характеризуются большей сложностью организации, требуют соответствующих помещений, оборудования, продолжительного времени на подготовку и проведение занятий.

    На сегодняшний день наиболее распространенным направлением является информационное направление, где клиент может узнать всю необходимую информацию о состоянии рынка труда, востребованности профессий.      Основной формой профессионального консультирования является индивидуальное консультирование, решающее проблемы конкретного человека.

    Профессиональные консультанты работают в разнообразных структурах и организациях, в том числе в школах, консультационных центрах, центрах по планированию карьеры, в центрах занятости населения.

    Таким образом,  задача профессионального  консультирования заключается в  том, чтобы помочь человеку  сформулировать свои профессиональные  цели, определить область возможных  профессий, согласующихся с этими  целями, и реализовать свой выбор  в условиях реально сложившейся  рыночной ситуации. С момента  своего официального возникновения  государственная молодежная политика  в нашей стране неизменно называла  обеспечение занятости и гарантий  профессиональной подготовки и  трудоустройства в качестве одного  из приоритетных направлений. Поэтому профессиональное консультирование, как одно из направлений реализации политики в области труда и занятости, является актуальным и необходимым на сегодняшний день.  
 
 
 

Глава 2. Практические аспекты исследования проблемы молодежной безработицы и профессионального консультирования.

2.1. Современные проблемы  выпускников ВУЗов  на рынке труда

    В последнее время рынок труда претерпел существенные изменения. Если в 2007-2008 годах в нашей стране явно преобладал так называемый рынок «соискателя», когда сотрудники имели гораздо больше возможностей диктовать свои условия организациям, а количество вакансий во многих сферах явно превышало количество специалистов, то в 2009-2010 годах ситуация значительно изменилась. Под влиянием экономического кризиса фокус сменился на рынок «работодателя», количество рабочих мест сократилось, и уже организации оказались в относительно более выгодном положении относительно работников. Все это не могло не отразиться на рынке труда молодых специалистов, которые стали сталкиваться с все более сложными трудностями при трудоустройстве. В этом плане интересно посмотреть, с какими проблемами сталкиваются выпускники сегодня, и как наладить успешное трудоустройство студентов и выпускников.

Информация о работе Профессиональное консультирование и молодежная безработица