Профессиональное консультирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 14:02, реферат

Краткое описание

Известно, что работоспособность не является величиной постоянной, она изменяется. Основной причиной изменения работоспособности является сама работа. Обычно работоспособность снижается при более или менее длительном ее выполнении.

Оглавление

Работы профконсультанта
Схема профконсультирования
Профконсультирование в школе
Индивидуальное профконсультирование
Групповое профконсультирование
Использованная литература

Файлы: 1 файл

Профессиональное консультирование.docx

— 40.03 Кб (Скачать)

Профессиональное  консультирование

Содержание

    1. Работы профконсультанта
    2. Схема профконсультирования
    3. Профконсультирование в школе
    4. Индивидуальное профконсультирование
    5. Групповое профконсультирование
    6. Использованная литература

Работы профконсультанта.

Для начало, в своей работе каждый уважающий профконсультант должен четко знать о принципах профессионального консультирования и соблюдать их.

Профконсультирование специальной деятельностью по помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей. Эти связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального .

Профконсультант может помочь прежде всего в решении выбора профессии и в определении  профиля профессионального . Немало важное для профконсультанта имеет психологического климата и социальной адаптации клиента. Профконсультант должен , что общение с консультируемым имеет большую личностную значимость для клиента.

Каким будет вмешательство  консультанта – развивающим или  разрушающим клиента – зависит  от соблюдения им этических принципов  профессиональной деятельности:

    1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических , обоснованность , выводов, рекомендаций.
    2. Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, методы адекватно конкретной консультирования.
    3. Добровольность. Клиент участвует в профконсультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.
    4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в работы с , не разглашению (сознательному или случайному), а её другим лицам лишь с консультируемого и если это соответствует его интересам.
    5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по , с которой обратился к профконсультанту. Профконсультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и активность и самостоятельность консультируемого в им решения. и оценки профконсультанта в работы с не должны ограничивать свободу последнего в им решения.
    6. Позитивный эффект. Профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее и возможностей компенсации. Он акцентирует на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую активность.
    7. Лояльность. Профконсультант уважает клиента и его право на свободу в профессиональном самоопределении. консультируемого приоритетными. В общении с любым профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.

Схема профконсультирования.

С основными принципами консультирования мы разобрались, теперь важное для дальнейшей работы – это составление для  консультанта , непосредственно, схемы профконсультирования. Эта схема с играет в будущем консультировании важную роль, т. к. она будет играть роль отправного механизма для психолога, который в свою очередь, будет вносить в нее изменения, непосредственно, при консультировании, полученной информацией от клиента.

Схема профконсультирования может быть следующей:

Подготовительный этап. задача консультанта на данном этапе – составить общее представление о клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный , необходимые диагностические , продумывает стратегию.

Первый этап. Задача консультанта – помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную , то есть увидеть эту глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен представиться. С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления с зависит от уровня коммуникативной профконсультанта, которая предполагает за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным , а также вербальную .

По данным, собранным, увиденным  консультантом за время первого  этапа, он себе план работы:

  • Клиент: в чем заключается его , как он относится к консультации и профконсультанту, в каком состоянии находится, каков может быть внутренний мотив обращения к консультанту.
  • Условия: организационные, временные, информационная и методическая оснащенность. Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и компетентности относительно данной , функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.

Бывает так, что контакт  с консультируемым не получается, можно использовать несложные , ДДО (Дифференциально-диагностический ), "Карту интересов", конструктивный рисунок из геометрических фигур. Если консультант чувствует, что клиент не уверен, то можно использовать следующие :

  • задания на сообразительность и
  • профессиональной готовности
  • «Основы структуры темперамента»

Здесь нахождение общего языка  в консультировании, заинтересованность и открытость клиента, формировании образа «Я», представлении о себе как и профессиональной деятельности.

Консультант увидит личностного  и когнитивного , склонности, , а главное понять мотив выбора профессии.

Второй этап. задача –  выдвижение профконсультационной , то есть рассмотрение клиента глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной , определение пути совместного решения , разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения. При этом он может время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами или необходимую информацию.

Третий этап. Консультант  и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации, т. к. консультант  объясняет какой может носить процесс консультирования (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая).

Четвертый этап. Консультант  и консультируемый совместно  стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей). стремиться клиенту, что тот сам немало знает. Здесь профконсультант может применять не только психодиагностические , о которых говорилось выше, но и такие методы, как наблюдение за , за его высказыванием о себе, самооценка. С их помощью консультант сможет незаметно клиента к выше сказанному.

Достигнуть цели с помощью:

  • совместного обсуждения различных
  • профориентационных игр

Пятый этап. На этом этапе  происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или  промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный вариант профессионального плана.

Здесь консультант должен на существование связи с . Если ее нет, или она неожиданная, значит он где-то ошибку. В этом случае исправить очень сложно и поэтому, консультант должен при выходе из :

  • положительные стороны клиента
  • его интересные мысли
  • надежду на удачное профессиональное будущее клиента

В конце необходимо итоги. Профконсультант может завершить  консультацию следующим образом, на основании полученных :

  • данные;
  • общие выводы по предварительным данным;
  • первоначальное понимание своей ;
  • профконсультанта;
  • совместно осознанная цель и шаги, предпринятые для её достижения;
  • итоги консультации, сформулированные и консультантом;

И в конце, консультант  вправе сделать примечание для себя.

эта схема носит общий , и поэтому каждый консультант строит схему под себя.

Профконсультирование в школе.

1. Первое, что необходимо  знать о профконсультировании это то, что её целью формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая должна быть в учебно-воспитательный процесс.

На мой взгляд, развивающая  профконсультация подразумевает работу с учащимися разного . Главный момент в ней заключается в том, что консультант может помочь в формировании необходимых качеств, свойств , которые необходимы клиенту в выборе будущий профессии.

2. Правильность выбора  психодиагностических методик.

3. Так же консультант  может при профконсультировании школьников использовать гуманистический подход – от него зависит налаживание отношений и успех консультации.

Наконец, профконсультант  обязан помнить о неприемлемости на консультируемого, вербальных принципах  – невозможен директивный тон, а  главное навязывание собственного мнения.

Профконсультант должен делать акцент на объяснении того, что выбор  профессии будет правильным тогда  и только тогда, когда он осознан, самостоятелен.

4. Консультант должен  разбираться в особенностях и  тенденциях мира современных  профессий.

Из выше упомянутого можно  сформировать и попытаться профконсультацию по следующей схеме:

    1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.
    2. Формирование образа “идеальной” профессии.
    3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий.
    4. Анализ психологических портретов профессий.
    5. индивидуально-психологических особенностей клиента.
    6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.
    7. Уточнение профессии, разработка программы и овладения профессией.
    8. У старших классов есть выраженная потребность посоветоваться с психологом о своём профессиональном выборе.

Здесь нужно знать, что  для одних достаточно две-три  беседы и краткое диагностическое  обследование, чтобы принять решение  о выборе профессии и начать подготовку к ней. Для других требуется углубленное  обследование и многократные консультации, чтобы подойти к этому решению.

Поэтому, я считаю, что  необходимо проводить групповые  профконсультации уже с 7-го класса; а начиная с 8-го класса - индивидуальные консультации с теми, кто планирует после 9-го класса продолжить в техникуме или . В этом случае, психологу необходимо проводить консультирование по профессиональным намерениям, а главное способностям школьников.

9. консультация , имеющих выраженные профессиональные и достаточно устойчивый профессиональный план, которые в свою очередь, могут обращения к психологу за получением подтверждения правильности уже совершённого выбора. Профконсультант должен распознать эту устойчивою позицию и не навредить.

10. Работа с менее успешными  в этом плане учащимися не  ограничивается несколькими консультациями. Прежде всего психологу следует: выявить их и склонности, круг интересующих их профессий, сформулировать рекомендации по ознакомлению с ними

В данном случае, профконсультант  может посоветовать, в школе предметов, непосредственно, необходимых в  дальнейшем, а также для устойчивого  самоопределения в профпригодности; ознакомление с профессиографической литературой. В результате этой работы, профконсультант может обнаружить - у одних произойдёт укрепление профессиональных планов, а у других может произойти изменение их намерений.

Произойдет переосмысление и правильное профессиональное самоопределение.

11. Диагностическая и коррекционная  работа.

При подборе методов диагностики  профконсультант должен опираться  на адекватное понимание профессиональной деятельности: понимание содержания профессии как совокупности требуемых  знаний, умений и навыков, целей деятельности и т.д., плюс определённых требований к психике (т.е. , темпу и интенсивности протекания психофизиологических процессов).

Если консультант в  ходе общения с не обнаружил серьёзных  проблем в важных качеств, намечается план самоподготовки и формирования требуемых способностей, предлагается система психотренировок ( нужного вида , памяти, пространственного и т.п.), а затем производятся обстоятельное обсуждение с учащимися их достижений, возникающих сложностей и путей их преодоления.

12. Консультант должен  стремиться к тому, чтобы его  диагностическое консультирование  превратилось в диагностико-коррекционную работу. Главное помнить, что на последнем этапе работы консультации это – активизация учащегося, сформирование у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учётом полученных с помощью профконсультанта знаний о своих способностях и перспективах их .

Информация о работе Профессиональное консультирование