Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 10:44, курсовая работа
Целью данной работы является теоретическое обоснование анализа и проектирования социальной организации, рекомендации по совершенствованию организационной структуры молодежного товарищества «Стройсервис».
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- дать определение понятию социальной организации;
- раскрыть особенности социальной организации;
- охарактеризовать функционирование социальной организации;
- изучить аспекты проектирование социальной организации.
Введение
Организация
может рассматриваться как
Слово «организация» происходит от латинского «organize» – делать сообща, стройный вид, устраиваю.
Социальные организации являются одним из самых интересных и загадочных феноменов жизни, не менее загадочных, чем сам человек, и не уступают ему по своей сложности. Видимо поэтому многочисленные попытки создания достаточно универсальной теории организаций и социологии организаций пока не увенчались успехом как у нас в стране, так и за рубежом.
Основная причина этого заключается в том, социальные организации как объект научного исследования оказались одновременно в центре внимания сразу нескольких наук (экономической теории, административных наук и социологии), каждая из которых по-разному отнеслась к этому сложному феномену и до сих пор не выработано единого понимания природы социальной организации, ее генезиса и истории.
Несмотря на то, что феномен социальной организации существует на Земле десятки тысячелетий, его научное осмысление и изучение началось лишь в XIX в. в связи появлением общественных наук.
В дальнейшем, в начале XX в., с появлением менеджмента и теории организаций, понятие «организация» стало использоваться в более узком смысле, главным образом применительно к экономическим организациям (фирмам), которые являются примерами «сознательно установленной кооперации», имеющими искусственное происхождение.
Социальные организации интересуют многие общественные науки, главным образом, социологические и экономические, которые и определяют основное отношение к этому объекту изучения. Социологические науки рассматривают организации как социальные институты, а экономические науки - как экономические (или социально-экономические) институты или системы.
В дальнейшем, вследствие размежевания и дальнейшего отдаления общественных наук друг от друга, усилилось и разногласие между ними в отношении сущности социальной организации. Все это отразилось на современном состоянии теории организации как межотраслевого научного направления, призванного выработать согласованную позицию в отношении социальных организаций.
Целью данной работы является теоретическое обоснование анализа и проектирования социальной организации, рекомендации по совершенствованию организационной структуры молодежного товарищества «Стройсервис».
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- изучить литературу по теме исследования;
- дать определение понятию социальной организации;
- раскрыть особенности социальной организации;
- охарактеризовать функционирование социальной организации;
-
изучить аспекты
Объектом нашего практического исследования является организационная структура молодежного товарищества «Стройсервис».
Предметом исследования являются особенности деятельности предприятия, оказывающие влияние на организационную структуру молодежного товарищества «Стройсервис».
Для написания работы использованы нормативно-правовые акты, научно-методическая литература, данные о внутренней и внешней среде молодежного товарищества «Стройсервис».
1
Теоретическое обоснование
проектирования
1.1 Понятие организационной структуры и типы организационных структур
Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.
Структура организации определяет также структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.
С понятием структуры организации тесно связано понятие об иерархических взаимосвязях. Все большее количество организаций имеют иерархическую природу. Почти каждая организация - церковь, университет или предприятие - состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие организационные единицы, дробящиеся в свою очередь на еще более мелкие части. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответствует так называемый принцип лестницы. Этот принцип предполагает деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обязанностей между подразделениями.
Иерархия представляет собой, по-видимому, общую закономерность природы. Принцип иерархической структуры - является также главным принципом общей теории систем.
Основой классической теории организации является принцип узаконивания власти за некоторым центральным источником власти. Власть - это способность заставить исполнять свои решения подчиненных; основой власти является формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений и взысканий, которые сопутствуют этому формальному положению. Власть связана не с личными качествами руководителя, а с его положением в организации.
Власть
служит средством интеграции деятельности
отдельных элементов
Традиционное представление об административной власти по-прежнему занимает значительное место в специальной литературе по проблемам управления. Однако применение этих взглядов ограничивается другими концепциями. Примером является принцип признания авторитета, который гласит, что степень распространения власти определяется готовностью подчиненного признать директивы и приказания руководителя. (Авторитет- это характер связи в формальной организации, благодаря которому то или иное лицо или член организации может влиять на те действия в организации, в которых он заинтересован). Этот принцип признания авторитета стал важным элементом модели “человеческих отношений”.
Не мало важное значение в работе предприятия имеет принцип объема контроля, или сфера наблюдения, связан с числом подчиненных, действия которых может эффективно контролировать один начальник. Эта концепция тесно примыкает к концепции иерархической структуры организации и ее деления на отделы. Принцип объема контроля подразумевает необходимость координации начальником деятельности своих подчиненных. Понятие объема контроля подчеркивает необходимость установления таких отношений между начальником и подчиненным, которые позволяют проводить систематическую интеграцию деятельности подчиненных.
В классической теории организации линейная структура организации является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции центральных служб заключаются в том, чтобы помогать и советовать линейным подразделениям. Согласно традиционному взгляду центральные службы способствуют расширению возможностей руководителя. Благодаря использованию таких специальных центральных служб, подчиненных и докладывающих непосредственно начальнику, можно увеличить объем контроля этого начальника, не опасаясь сократить возможности координации им действий подчиненных.
Однако с развитием специализации и усложнением предприятий это представление о центральных службах претерпело серьезные изменения. Они стали играть значительно более важную роль, обеспечивая руководству сервис, информацию и даже управление другими подразделениями организации. С увеличением роли центральных служб прежние четкие и простые взаимоотношения между линейными и центральными службами стали невозможными.
Рассмотренные
принципы структуры, иерархии, административной
власти, специализации, объема контроля
и взаимоотношений линейных и
центральных служб в
Линейные структуры
Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчинённых органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчинённый имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых.
Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной.
Преимуществами такой структуры можно назвать:
- простое построение
-
однозначное ограничение задач,
- жесткое руководство органами управления
-
оперативность и точность
Недостатки:
- затруднительные связи между инстанциями
-
концентрация власти в
-
сильная загрузка средних
Линейная структура управления используется мелкими и средними фирмами, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Руководитель данного вида структурного управления имеет несколько подчинённых.
Рисунок
1 - Линейная организационная структура
Функциональные структуры
Функциональная
организационная структура
Например, рабочий в цехе получает поручения не от одного человека (мастера), а от нескольких штатных единиц, т.е. действует принцип многократной подчинённости. Поэтому такую организационную структуру называют многолинейной.
Функциональная структура управления производством нацелена на выполнение постоянно повторяющихся рутинных задач, не требующих оперативного принятия решений. Функциональные службы обычно имеют в своём составе специалистов высокой квалификации, выполняющих в зависимости от возложенных на них задач конкретные виды деятельности.
К преимуществам такой структуры можно отнести:
-
сокращение звеньев
- уменьшение дублирования работ
-
укрепление вертикальных
-
высокая компетентность
К недостаткам:
-
неоднозначное распределение
- затруднённая коммуникация
- длительная процедура принятия решений
Возникновение
конфликтов из-за несогласия с директивами,
так как каждый функциональный руководитель
ставит свои вопросы на первое место.
Рисунок
2 - Функциональная организационная структура
Информация о работе Проектирование организационной структуры управления организации молодежной сферы