Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 20:13, контрольная работа
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы данного метода;
- определить понятие целей и элементы их формулировки;
- рассмотреть процесс построения дерева целей.
Введение 3
1. Понятие «дерево целей» и теория метода 5
2. Понятие «цель» 6
3. Элементы формулировки целей 7
4. Построение целевой модели. Требования при построении дерева целей 12
Заключение 16
Список литература 17
Процесс построения дерева целей системы управления предприятием
Содержание
Введение 3
1. Понятие «дерево целей» и теория метода 5
2. Понятие «цель» 6
3. Элементы формулировки целей 7
4. Построение целевой модели. Требования при построении дерева целей 12
Заключение 16
Список литература 17
Для организации процесс
формирования целей является очень
важным фактором на пути к успеху. Целевое
начало в деятельности организации
возникает отнюдь не только потому,
что ей нужно иметь ориентиры,
чтобы не погибнуть в изменяющемся
окружении. В первую очередь целевое
начало в деятельности организации
возникает потому, что организация
- это объединение людей, преследующих
определенные цели. Когда идет речь
о целевом начале в поведении
организации и соответственно о
целевом начале в управлении организацией,
то обычно говорят о двух составляющих:
миссии и целях. Установление того и
другого, а также выработка стратегии
поведения, обеспечивающей выполнение
миссии и достижение организацией своих
целей, является одной из основных задач
высшего руководства и
Любая система управления по определению есть целенаправленная система, имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей, называемых целями функционирования системы управления.
Один из методов, используемых в для совершенствования в управления организацией – построение «дерева целей», именно он подлежит рассмотрению в данной работе.
Задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы данного метода;
- определить понятие целей и элементы их формулировки;
- рассмотреть процесс построения дерева целей.
Теоретической базой для
выполнения работы послужили учебные
пособия по исследованию систем управления.
Дерево целей – понятие довольно распространенное среди менеджеров и владельцев своего дела. Это один из самых эффективных методов планирования. Он не представляет собой ничего сверхъестественного, и является отражением всех общих принципов планирования.
Идея метода дерева целей впервые была предложена американскими исследователями Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году. Свое название схема получила благодаря сходству с перевернутым деревом.
Концепция «дерева целей» представляет
собой упорядочивающий
Новизна метода, предложенного Ч. Черчменом и Р. Акоффом, заключалась в том, что ими предпринималась попытка придать различным функциональным подсистемам количественные веса и коэффициенты с целью выявить, какие из возможных комбинаций обеспечивают наилучшую отдачу.
Термин «дерево» подразумевает использование иерархической структуры, полученной путем разделения обшей цели на подцели, а их, в свою очередь, на более детальные составляющие, которые можно называть подцелями нижележащих уровней или, начиная с некоторого уровня — функциями.
Как правило, термин «дерево целей» используется для иерархических структур, имеющих отношения строго древовидного порядка, но сам метод иногда применяется и в случае «слабых» иерархий.
Данный метод широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники и технологий.
Таким образом, так называемое дерево целей, тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.
Понятие «цель» и связанные с ним понятия целесообразности, целенаправленности лежат в основе развития системы.
Процесс целеобразования и соответствующий ему процесс обоснования целей в организационных системах весьма сложен. На протяжении всего периода развития философии и теории познания происходило развитие представлений о цели. Анализ определений цели и связанных с ней понятий показывает, что в зависимости от стадии познания объекта, этапа системного анализа, в понятие "цель" вкладывают различные оттенки - от идеальных устремлений (цели, достижение которых невозможно, но к которым можно непрерывно приближаться), до конкретных целей - конечных результатов, достижимых в пределах некоторого интервала времени.
В некоторых определениях цель как бы трансформируется, принимая различные оттенки в пределах условной "шкалы" - от идеальных устремлении к материальному воплощению, конечному результату деятельности (рис.1).
Идеальные устремления Конечный результат
Побуждение к Достижимость
деятельности
Рисунок 1 – Понятие цели
Наряду с приведенным выше определением, целью называется "то, к чему стремится, чему поклоняется и за что борется человек" ("борется" подразумевает достижимость в определенном интервале времени); под целью понимается "модель желаемого будущего" (при этом в понятие "модель" можно вкладывать различные оттенки реализуемости) и, кроме того, вводится понятие, характеризующее разновидность цели ("мечта - это цель, не обеспеченная средствами ее достижения".
Противоречие, заключенное в понятии "цель", необходимость быть побуждением к действию, "опережающим отражением" или "опережающей идеей", и одновременно материальным воплощением этой идеи, т. е. быть достижимой, - проявлялось с момента возникновения этого понятия: так, древнеиндийское "цель" означало одновременно "мотив", "причину", "желание", "цель" и даже - "способ".
В русском языке вообще не было термина "цель". Этот термин заимствован из немецкого и имеет значение близкое к понятию "мишень", "финиш", "точка попадания".
Диалектико-материалистическое
понимание цели очень важно при
организации процессов
Цель — это те основные результаты, к которым предприятие стремится в своей деятельности на протяжении длительного времени. Оттого насколько правильно выбрана цель и насколько четко и ясно она сформулирована, зависит успех предприятия. Непродуманное и нечеткое формулирование цели приводит к тому, что вся система управления работает неэффективно. Следовательно, в современном менеджменте без четкого определения цели, без выявления соотношения целей, средств достижения целей, оценки эффективности и путей достижения целей нельзя решать проблему эффективного управления предприятием2.
В системе управления предприятием цели выполняют ряд важных функций:
− Во-первых, цели отражают философию предприятия, концепцию его деятельности и развития. А поскольку виды деятельности лежат в основе общей и управленческой структуры, именно цели определяют в конечном счете характер и особенности предприятия;
− Во-вторых, цели уменьшают неопределенность текущей деятельности как предприятия, так и отдельного человека, становясь для них ориентирами в окружающем мире, помогают приспособиться и сконцентрироваться на достижении желаемых результатов;
− В-третьих, цели составляют основу критериев для выделения проблем, принятия решений, контроля и оценки результатов деятельности, направленной на их реализацию, а также материального и морального поощрения наиболее отличившихся сотрудников.
При формулировании цели необходимо делать акцент на ее актуальность и значимость.
Актуальность цели проверяется как можно чаще по мере изменения основных факторов и условий внешней и внутренней среды. Следовательно, цели и их приоритеты не являются постоянными, они могут пересматриваться, уточняться, если цель считается достигнутой, или оказалась невыполненной или нереальной.
Отсюда следует, что любая деятельность в системе управления оправдана в том случае, если учитываются следующие требования: конкретность, измеряемость, реальность, гибкость, совместимость, взаимоподдерживаемость3.
Во-первых, цель должна быть конкретной, т. е. выражена не только качественными, но и количественными показателями.
Во-вторых, цель должна быть реальной, достижимой в данных условиях.
В-третьих, цель должна быть гибкой, способной к трансформации и корректировке в соответствии сменяющимися условиями деятельности предприятия.
В-четвертых, цель достигается в результате совместной деятельности всего персонала, так как оказывает существенное влияние на мотивацию работников, которые хотят достичь реализации цели, установленной для предприятия. Если цель не достижима, стремление работников к успеху будет заблокировано и их мотивация ослабнет, т.к. в повседневной жизни принято связывать вознаграждение и повышение по службе с достижением цели предприятия.
В-пятых, цели должны быть совместимыми друг с другом во времени и пространстве и не ориентировать персонал на действия, противоречащие друг другу.
В-шестых, цель должна быть измеряемой. С точки зрения измеряемости цели, важно знать:
− что измерить;
− как измерить;
− конкретные функции измерения;
− каковы издержки измерения;
− обеспеченность методологической и информационной базы данных;
− выбор конечных критериев (показателей) для измерения.
Цели, которые ставит перед собой организация, можно классифицировать по следующим признакам:
• определенные потребностями окружающей среды, в которой функционирует данная организация;
• возникающие в результате необходимости удовлетворения потребностей участников организации;
• простые;
• сложные, которые декомпозируются на подцели;
• стратегические, которые ставятся для решения перспективных масштабных проблем;
• тактические, которые разрабатываются для достижения стратегических целей;
• долгосрочные (свыше 5 лет);
• среднесрочные (от года до 5 лет);
• краткосрочные (до одного года);
• технологические, которые
ставятся для компьютеризации
• экономические, необходимые для достижения финансовой устойчивости;
• маркетинговые, которые разрабатываются для формирования нового продукта и выхода на новый рынок, и др.;
• необходимые, которые обеспечивают функционирование организации;
• желательные, достижение которых благоприятно скажется на организации;
• возможные, которые никак не скажутся на существовании и развитии организации в настоящее время;
• на конечный результат, например выпуск товара или предоставление той или иной услуги;
• осуществление той или иной деятельности, например улучшение рабочих условий на производстве;
• достижение определенного состояния объекта управления, например повышение квалификации или приобретение работником новой профессии;
Информация о работе Процесс построения дерева целей системы управления предприятием