Предприятие в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:14, контрольная работа

Краткое описание

Предприятие – это устойчивое объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Предприятие, как объект управления характеризуется рядом основополагающих признаков:
наличие цели: цель придает смысл существования, сплачивает и объединяет членов, придает направленность действиям;

Оглавление

1. Предприятие как производственная система.
2. Миссия и цели предприятия.
3. Анализ внутренней среды предприятия.
4. Внешняя среда предприятия и ее анализ.

Файлы: 1 файл

Предприятие в системе управления.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

 Предприятие  в системе управления

 

1. Предприятие как  производственная система.

2. Миссия и цели  предприятия.

3. Анализ внутренней  среды предприятия.

4. Внешняя среда предприятия  и ее анализ.

 

1. Предприятие  как производственная система

 

Предприятие – это устойчивое объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

Предприятие, как объект управления характеризуется рядом  основополагающих признаков:

  • наличие цели: цель придает смысл существования, сплачивает и объединяет членов, придает направленность действиям;
  • наличие некоторого числа участников;
  • наличие внутреннего координационного центра;
  • принцип саморегулирования (самостоятельно принимаются решения, которые касаются внутренней жизни, координируют действия членов организации)
  • обособленность (наличие границ, отделяющих от внешнего мира)
  • организационная культура – совокупность норм поведения, традиций, символов и т.д.

Предприятие это производственная система с присущими производственной системе признаками.

Производственная  система – это обособившаяся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса, способная самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами удовлетворять те или иные нужды, потребности и запросы потенциальных потребителей с помощью производимых товаров и услуг.

Особенности производственной системы:

  • нестационарность (изменчивость) отдельных параметров;
  • уникальность и непредсказуемость поведения производственной системы в конкретных условиях (благодаря наличию в ней активного элемента – человека) и вместе с тем наличие у нее предельных возможностей, которые определяются имеющимися ресурсами;
  • способность изменять свою структуру и формировать варианты поведения;
  • способность противостоять энтропийным (разрушающим) тенденциям;
  • способность адаптироваться к изменяющимся условиям.

Основными подсистемами предприятия являются: технико-технологическая, организационная, экономическая и  информационная.

Технико-технологическая подсистема включает три основных элемента:

1) исходные материалы  – сырье, топливо,  энергия  и прочее;

2) средства переработки  – машины, оборудование, здания, сооружения, транспортные средства и др.;

3) технологии – способы  переработки, с помощью которых  исходные материалы преобразуются в готовый продукт или услугу.

Прибыльность технико-технологической  подсистемы зависит от их прогрессивности.

Организационная подсистема предприятия представляет собой систему процедур, правил и методов, обеспечивающих рациональное и эффективное пространственно-временное сочетание элементов субъекта и объекта управления. Организационная подсистема предприятия – это форма, содержание которой составляют технико-технологическая, экономическая и информационная подсистемы предприятия.

Экономическая подсистема предприятия включает такие элементы, как структурные подразделения предприятия, работники, собственники имущества, а так же субъекты внешней среды, взаимосвязанные друг с другом системой экономических отношений.

Информационная  подсистема – это подсистема коммуникаций, связывающая все элементы других подсистем предприятия. Управленческий процесс – процесс информационный. Информация является предметом и продуктом (в виде управленческого решения) управленческого труда.

Предприятие – это  открытая система. Современный менеджмент отошел от концепции рационализма классической школы, которая утверждала, что успех организации определяется внутренними факторами (рациональная организация, снижение себестоимости и др.). Вместо этого на первое место выдвигается гибкость и адаптивность к постоянным изменениям внешней среды.

Современное предприятие  – объект управления – становится всё более инновационным, интеллектуальным, открытым, гибким, динамичным. В результате изменяются взгляды на размеры предприятия, на разработку и реализацию его стратегии, организационно-производственных процессов, технологию управленческого труда.

Все предприятия и  организации отличаются друг от друга  по различным аспектам (функциям, методам  и принципам управления, сложностью операций и процедур и т.д.) Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики (рис.6.1).

 

  Рис. 6.1.  Общие характеристики предприятий, организаций

 

Ресурсы. Целью всякого предприятия является наличие и преобразование ресурсов, которые используются ею для достижения ее тактических и стратегических целей.

Основные ресурсы –  это люди (трудовые ресурсы), основные и оборотные средства, технологии, информация.  

Разделение  труда. Главной целью разделения труда является специализация работников на выполнение отдельных видов работ, операций и процедур.

Вертикальное  разделение труда в укрупненном плане осуществляется по следующим направлениям:

  • общее руководство – выработка и проведение в жизнь главных, перспективных направлений деятельности организации;
  • технологическое руководство – руководство технологическими процессами, разработка и внедрение новых технологий;
  • экономическое управление – стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности;
  • оперативное управление – составление и доведение до коллективов и отдельных исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, организация систематического контроля за ходом и количеством производственного процесса;
  • управление персоналом – подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации.

Горизонтальное  разделение – это разделение труда на компоненты, составляющие часть общей деятельности. По горизонтали труд разделяется по функциональному товарно – отраслевому  и квалификационному признакам.

Функциональное  разделение труда находит отражение прежде всего в специализации работников по видам деятельности.

Разделение  труда по товарно–отраслевому признаку  связано со специализацией и ограничением в выполнении  конкретных трудовых операций и процедур.

Квалификационное  разделение труда обусловлено неодинаковой сложностью выполняемых работ.

Зависимость от внешней и внутренней среды. Это одна из значительных характеристик. Ни одно предприятие не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности предприятия, так или иначе воздействующие на нее.

 

2. Миссия и  цели предприятия, их роль в  управлении

 

Одна из главных задач любого управления это целеполагание, ради достижения которой формируется, организуется деятельность предприятия.

В управлении цель – это идеальное или желательное состояние объекта управления, возможные и необходимые состояния управляемой системы.

Цель предприятия закрепляется в его политике, в его миссии, в планах и юридических документах, на базе которых действует предприятие. В РБ таким юридическим нормативным документом является устав и (или) учредительный договор. На их основе действуют предприятия различных организационно-правовых форм.

Миссия  предприятия – четко выраженная причина существования предприятия, его философия. В ней детализируется статус предприятия, декларируются принципы работы, намерения руководства, приводится определение самых важных характеристик предприятия, отражается главная цель. В теории  управления миссию рассматривают как очень важное заявление руководства, отражающее общественно значимые намерения организации, а также дающее представление о сфере деятельности, ключевых целях и принципах работы, о рынках, находящихся в фокусе интересов организации.

Определение миссии помогает предприятиям добиваться успеха, если ее положения заинтересовывают другие организации, поставщиков, потребителей, вызывают доверие и мотивируют их поступки по отношению к данной организации. Кроме того, она должна быть жизненно важной для сотрудников и мобилизовать людей на действия по достижению поставленных целей, объединять их.

Очень важно, чтобы основные положения миссии соответствовали  ценностям и концепции общественного развития.

Миссия формируется  высшим руководством, которое несет  ответственность за достижение намеченных результатов путем постановки и  реализации целей.

Примеры формулировки миссии представлены в табл. 1.

Таблица 1.

Примеры формулировок миссии

Организация

Миссия

Государственное предприятие, опытно – конструкторское бюро

Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала, создание новых рабочих  мест и культуры производства, сохраняющей  и защищающей окружающую среду

Коммерческий банк:

Содействие становлению  и развитию малого бизнеса путем  предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с  учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников.

Инвестиционная компания

Мы готовы инвестировать  капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал  дальнейшего роста, направленную на приумножение национального богатства

Ювелирно-художественная фирма

Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком


 

Миссия образует основу для постановки целей предприятия  в целом, его структурных подразделений. Цели конкретизируют миссию в форме, доступной для управления процессом ее реализации.

На формирование целей  существенное влияние помимо собственника и руководителя оказывают: статус предприятия, положение, его работники, деловые  партнеры, местные власти, социально-политическая обстановка в целом.

 

3. Анализ внутренней среды предприятия

 

Внутренняя среда предприятия - это всё то, что составляет предприятие  и характеризует его структуру: цели, структурные подразделения  и их связи, ресурсы. Она оказывает  постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренние факторы воздействуют на ход производства в процессе реализации стратегии развития и управления предприятием. К ним относятся факторы научно-технического и организационного развития производства, характеризующие объемы инвестиций на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на прогрессивные технологии, на повышение уровня специализации, кооперирования, концентрации и автоматизации производства, на совершенствование организации труда.

Важное значение в  современных условиях приобретают факторы децентрализации и автоматизации управления производством. В социальном и экономическом плане основными внутренними факторами являются объемы затрат на оплату и изменение условий труда, подготовку и удовлетворение социальных потребностей персонала. В области сохранения экологической среды к внутренним факторам относятся объемы затрат на природоохранные мероприятия и выполнение экологических требований к производству и к продукции.

Внутренняя среда имеет несколько  срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности,  которыми располагает организация. Основные параметры, которые существенны с точки зрения возможностей предприятия, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Факторы внутренней среды, существенные с точки зрения деятельности предприятия

Срез (функциональная зона)

Важнейшие процессы и элементы

Организационный срез

а) распределение ответственности  и полномочий,

б) коммуникации и их эффективность,

в) развитость организационных  структур

Кадровый срез

а) особенности взаимодействия руководителей и подчиненных,

б) результаты труда и  эффективность механизмов стимулирования,

в) характеристика кадров с точки зрения их подготовки, движения внутри предприятия и текучести,

г) отношения между  работниками и т. д.

Маркетинговый срез

а) характеристика стратегии  «товар — рынок»,

б) стратегия ценообразования,

в) рынки сбыта,

г) система распределения  и т. д.

Финансовый срез

а) поддержание ликвидности,

б) обеспечение прибыльности,

в) инвестиционные возможности, а также создание новых инвестиционных возможностей и т. д.

Производственный срез

а) особенности изготовления продукта,

б) технологические процессы и качество их обслуживания,

в) новые технологии, их разработка и внедрение.

Информация о работе Предприятие в системе управления