Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:14, контрольная работа
Предприятие – это устойчивое объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Предприятие, как объект управления характеризуется рядом основополагающих признаков:
наличие цели: цель придает смысл существования, сплачивает и объединяет членов, придает направленность действиям;
1. Предприятие как производственная система.
2. Миссия и цели предприятия.
3. Анализ внутренней среды предприятия.
4. Внешняя среда предприятия и ее анализ.
Предприятие в системе управления
1. Предприятие как производственная система.
2. Миссия и цели предприятия.
3. Анализ внутренней среды предприятия.
4. Внешняя среда предприятия и ее анализ.
1. Предприятие как производственная система
Предприятие – это устойчивое объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Предприятие, как объект управления характеризуется рядом основополагающих признаков:
Предприятие это производственная
система с присущими
Производственная система – это обособившаяся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса, способная самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами удовлетворять те или иные нужды, потребности и запросы потенциальных потребителей с помощью производимых товаров и услуг.
Особенности производственной системы:
Основными подсистемами предприятия являются: технико-технологическая, организационная, экономическая и информационная.
Технико-технологическая подсис
1) исходные материалы – сырье, топливо, энергия и прочее;
2) средства переработки – машины, оборудование, здания, сооружения, транспортные средства и др.;
3) технологии – способы
переработки, с помощью
Прибыльность технико-
Организационная подсистема предприятия представляет собой систему процедур, правил и методов, обеспечивающих рациональное и эффективное пространственно-временное сочетание элементов субъекта и объекта управления. Организационная подсистема предприятия – это форма, содержание которой составляют технико-технологическая, экономическая и информационная подсистемы предприятия.
Экономическая подсистема предприятия включает такие элементы, как структурные подразделения предприятия, работники, собственники имущества, а так же субъекты внешней среды, взаимосвязанные друг с другом системой экономических отношений.
Информационная подсистема – это подсистема коммуникаций, связывающая все элементы других подсистем предприятия. Управленческий процесс – процесс информационный. Информация является предметом и продуктом (в виде управленческого решения) управленческого труда.
Предприятие – это открытая система. Современный менеджмент отошел от концепции рационализма классической школы, которая утверждала, что успех организации определяется внутренними факторами (рациональная организация, снижение себестоимости и др.). Вместо этого на первое место выдвигается гибкость и адаптивность к постоянным изменениям внешней среды.
Современное предприятие
– объект управления – становится
всё более инновационным, интеллектуальным,
открытым, гибким, динамичным. В результате
изменяются взгляды на размеры предприятия,
на разработку и реализацию его стратегии, организационно-
Все предприятия и организации отличаются друг от друга по различным аспектам (функциям, методам и принципам управления, сложностью операций и процедур и т.д.) Вместе с тем они имеют общие для всех организаций характеристики (рис.6.1).
Рис. 6.1. Общие характеристики предприятий, организаций
Ресурсы. Целью всякого предприятия является наличие и преобразование ресурсов, которые используются ею для достижения ее тактических и стратегических целей.
Основные ресурсы – это люди (трудовые ресурсы), основные и оборотные средства, технологии, информация.
Разделение труда. Главной целью разделения труда является специализация работников на выполнение отдельных видов работ, операций и процедур.
Вертикальное разделение труда в укрупненном плане осуществляется по следующим направлениям:
Горизонтальное разделение – это разделение труда на компоненты, составляющие часть общей деятельности. По горизонтали труд разделяется по функциональному товарно – отраслевому и квалификационному признакам.
Функциональное разделение труда находит отражение прежде всего в специализации работников по видам деятельности.
Разделение труда по товарно–отраслевому признаку связано со специализацией и ограничением в выполнении конкретных трудовых операций и процедур.
Квалификационное разделение труда обусловлено неодинаковой сложностью выполняемых работ.
Зависимость от внешней и внутренней среды. Это одна из значительных характеристик. Ни одно предприятие не может функционировать изолированно, вне зависимости от внешних ориентиров. Они во многом зависимы от внешней среды. Это условия и факторы, возникающие в окружающей среде независимо от деятельности предприятия, так или иначе воздействующие на нее.
2. Миссия и цели предприятия, их роль в управлении
Одна из главных задач любого управления это целеполагание, ради достижения которой формируется, организуется деятельность предприятия.
В управлении цель – это идеальное или желательное состояние объекта управления, возможные и необходимые состояния управляемой системы.
Цель предприятия закрепляется в его политике, в его миссии, в планах и юридических документах, на базе которых действует предприятие. В РБ таким юридическим нормативным документом является устав и (или) учредительный договор. На их основе действуют предприятия различных организационно-правовых форм.
Миссия предприятия – четко выраженная причина существования предприятия, его философия. В ней детализируется статус предприятия, декларируются принципы работы, намерения руководства, приводится определение самых важных характеристик предприятия, отражается главная цель. В теории управления миссию рассматривают как очень важное заявление руководства, отражающее общественно значимые намерения организации, а также дающее представление о сфере деятельности, ключевых целях и принципах работы, о рынках, находящихся в фокусе интересов организации.
Определение миссии помогает предприятиям добиваться успеха, если ее положения заинтересовывают другие организации, поставщиков, потребителей, вызывают доверие и мотивируют их поступки по отношению к данной организации. Кроме того, она должна быть жизненно важной для сотрудников и мобилизовать людей на действия по достижению поставленных целей, объединять их.
Очень важно, чтобы основные положения миссии соответствовали ценностям и концепции общественного развития.
Миссия формируется высшим руководством, которое несет ответственность за достижение намеченных результатов путем постановки и реализации целей.
Примеры формулировки миссии представлены в табл. 1.
Таблица 1.
Примеры формулировок миссии
Организация |
Миссия |
Государственное предприятие, опытно – конструкторское бюро |
Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду |
Коммерческий банк: |
Содействие становлению и развитию малого бизнеса путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников. |
Инвестиционная компания |
Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста, направленную на приумножение национального богатства |
Ювелирно-художественная фирма |
Производство и реализация изделий из драгоценных металлов и камней, доступных широкому кругу потребителей с различным достатком |
Миссия образует основу для постановки целей предприятия в целом, его структурных подразделений. Цели конкретизируют миссию в форме, доступной для управления процессом ее реализации.
На формирование целей существенное влияние помимо собственника и руководителя оказывают: статус предприятия, положение, его работники, деловые партнеры, местные власти, социально-политическая обстановка в целом.
3. Анализ внутренней среды предприятия
Внутренняя среда предприятия - это всё то, что составляет предприятие и характеризует его структуру: цели, структурные подразделения и их связи, ресурсы. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренние факторы воздействуют на ход производства в процессе реализации стратегии развития и управления предприятием. К ним относятся факторы научно-технического и организационного развития производства, характеризующие объемы инвестиций на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на прогрессивные технологии, на повышение уровня специализации, кооперирования, концентрации и автоматизации производства, на совершенствование организации труда.
Важное значение в современных условиях приобретают факторы децентрализации и автоматизации управления производством. В социальном и экономическом плане основными внутренними факторами являются объемы затрат на оплату и изменение условий труда, подготовку и удовлетворение социальных потребностей персонала. В области сохранения экологической среды к внутренним факторам относятся объемы затрат на природоохранные мероприятия и выполнение экологических требований к производству и к продукции.
Внутренняя среда имеет
Таблица 2
Факторы внутренней среды, существенные с точки зрения деятельности предприятия
Срез (функциональная зона) |
Важнейшие процессы и элементы |
Организационный срез |
а) распределение ответственности и полномочий, б) коммуникации и их эффективность, в) развитость организационных структур |
Кадровый срез |
а) особенности взаимодействия руководителей и подчиненных, б) результаты труда и эффективность механизмов стимулирования, в) характеристика кадров с точки зрения их подготовки, движения внутри предприятия и текучести, г) отношения между работниками и т. д. |
Маркетинговый срез |
а) характеристика стратегии «товар — рынок», б) стратегия ценообразования, в) рынки сбыта, г) система распределения и т. д. |
Финансовый срез |
а) поддержание ликвидности, б) обеспечение прибыльности, в) инвестиционные возможности, а также создание новых инвестиционных возможностей и т. д. |
Производственный срез |
а) особенности изготовления продукта, б) технологические процессы и качество их обслуживания, в) новые технологии, их разработка и внедрение. |