Предприятие в системе управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:14, контрольная работа

Краткое описание

Предприятие – это устойчивое объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Предприятие, как объект управления характеризуется рядом основополагающих признаков:
наличие цели: цель придает смысл существования, сплачивает и объединяет членов, придает направленность действиям;

Оглавление

1. Предприятие как производственная система.
2. Миссия и цели предприятия.
3. Анализ внутренней среды предприятия.
4. Внешняя среда предприятия и ее анализ.

Файлы: 1 файл

Предприятие в системе управления.doc

— 96.00 Кб (Скачать)

 

4. Внешняя среда  предприятия и ее анализ

 

К внешней среде предприятия  относят:

Экономические условия; стабильность или нестабильность экономической ситуации оказывает важное влияние на деятельность предприятия. И действительно, если экономика стабильна, то руководство может принимать долгосрочные решения, касающиеся развития предприятия. Если же экономика нестабильна, руководству приходится в большей степени ориентироваться на задачи текущего момента, поскольку таким образом легче добиться выживания;

Законодательство  и государственные институты; предприятие должно действовать в соответствии с теми «правилами игры», которые устанавливает государство на самых разных уровнях – от общегосударственного до местного;

Потребителей; предприятие заинтересовано в производстве товаров, которые будут покупаться, а потому оно зависит от состояния рынка и желаний покупателей: никто не станет приобретать товар или услугу, в которых не испытывает необходимости, а с коммерческой точки зрения товар, которого на рынке достаточно, не может привлечь особого внимания покупателей;

Профсоюзы; профсоюзы защищают интересы работников предприятия, поскольку люди – один из самых важных ресурсов, предприятию приходится считаться с требованиями профсоюзов, создавая для них необходимые условия, проводя социальную политику и т. д.;

Конкурирующие предприятия; в ситуации, когда все ниши рынка заполнены, успех производителя любого продукта зависит от того, какими качествами, выгодно отличающими его от аналогичных товаров, этот продукт обладает, насколько удобно покупателю приобретать данный продукт у этого производителя и т.д.; если предприятие не учитывает наличия других аналогичных услуг, оно в конечном счете проигрывает;

Уровень развития техники и технологий; для производства любого продукта необходимо техническое обеспечение, а потому предприятие не может производить продукт, который по своим качествам превосходит имеющиеся технологические возможности;

Во внешней среде  принято выделять факторы прямого и косвенного воздействия.

К факторам  прямого воздействия — относят потребителей, конкурентов, акционеров, поставщиков, законодательство, государство и профсоюзы. Эти факторы оказывают на деятельность организации наиболее сильное влияние.

К факторам косвенного воздействия относят состояние экономики, технологические нововведения, изменения в политической системе общества, трансформацию общества и его культуры, групповые интересы. В отличие от факторов прямого действия, факторы косвенного воздействия не влияют на деятельность предприятия непосредственно, хотя их наличие сказывается на нем.

В современных условиях внешняя среда предприятия меняется очень быстро. Это обусловлено  тем, что в мире постоянно появляются новые технологии, стремительно меняется состояние рынка, появляются новые виды товаров, которые вытесняют с рынка товары, ранее пользовавшиеся высоким спросом. В результате этого среда, в которой существует предприятие, оказывается достаточно неопределенной. Под неопределенностью в этом случае понимают постоянное возникновение новых факторов, нередко непредсказуемых. При этом важно, что любые представления о том, каким образом устроена внешняя среда предприятия и какие факторы в ней действуют, очень быстро могут оказаться необъективными.

Постоянный сбор информации и ее обработка позволят справиться с трудностями, связанными с быстрыми переменами в среде. На современных  предприятиях эти задачи могут возлагаться  как на отдельных работников, выполняющих  и другие функции, так и на специалистов-аналитиков, способных дать развернутую и обоснованную экспертную оценку происходящих изменений. Аналитики могут быть сотрудниками организации или привлекаться со стороны. К сожалению, в Беларуси необходимость в услугах таких экспертов еще в недостаточной степени осознана. Однако нередко только специалисты в состоянии помочь разобраться в изменениях, характеризующих среду предприятия, поскольку в их распоряжении имеются знания, гораздо более разработанные, чем у обычных руководителей. Благодаря этому они могут увидеть то, что не видят другие.

Анализ внешней среды заключается в выделении наиболее значимых экономических, политических, социальных, технологических и прочих факторов, которые могут оказать влияние на деятельность предприятия. Основная задача, стоящая перед руководителем, проводящим анализ внешней среды, заключается в определении потенциальных угроз и новых возможностей, с которыми может столкнуться предприятие. Анализ внешней среды дает возможность разработать ситуационные планы, которые вступят в действие в том случае, если один из факторов внешней среды в какой-то момент изменится.

Группы факторов, существенных с точки зрения условий, в которых  действует предприятие, представлены в таблице 3.

Таблица.3.

Факторы внешней среды, существенные с точки зрения деятельности предприятия.

Группа факторов

Конкретные факторы

Экономические факторы

а) налоговая ставка и  ее изменения,

б) темпы инфляции (дефляции),

в) уровень занятости  населения как в целом, так  и в отрасли,

г) международный платежный  баланс,

д) платежеспособность предприятий

Рыночные факторы

а) уровень доходов  населения, распределение доходов,

б) уровень конкуренции  в отрасли,

в) относительная доля рынка, занимаемая предприятием,

г) защищенность рынка  правительством,

д) емкость рынка,

е) жизненные циклы различных товаров

Факторы конкуренции

а) сильные и слабые стороны конкурентов,

б) текущие стратегии  конкурентов,

в) возможные будущие  цели конкурентов,

г) актуальные возможности  конкурентов в связи с их возможным  поведением в будущем

Политические факторы

а) возможные изменения  в законодательстве,

б) государственное влияние  на отрасль, в том числе и доля участия государства в отрасли,

в) государственное регулирование  конкуренции в отрасли, антимонопольная  политика,

г) возможные изменения  в политическом курсе государства в результате выборов,

д) особенности таможенной политики.

Социальные факторы

а) общественные ценности и их возможные изменения,

б) доходы, их распределение  и возможные изменения в этой области,

в) изменения демографической  структуры населения,

г) изменение отношения  к работе, отдыху и образованию.

Технологические факторы

а) изменения в технологии производства, 

б) появление новых  материалов и продуктов;

в) изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, а также средств связи;

г ) государственная технологическая  политика.


 

В процессе анализа внешней  среды необходимо иметь в виду, что каждый фактор должен учитываться  только в том случае, если он может  оказать существенное влияние на деятельность предприятия. В частности, не все изменения в законодательстве или технологические изменения могут привести к последствиям, существенным с точки зрения стратегического планирования.

Одним из распространенных методов анализа внешней среды  предприятия является SWOT-анализ.

SWOT-анализ – метод анализа связей между внутренней средой предприятия и его внешней средой. Его название представляет собой аббревиатуру, составленную из первых букв английских слов strength (сила), weakness (слабость), opportunity (возможность) и threat (угроза). Как видно из названия, этот метод анализа ориентирован на выявление сильных и слабых сторон предприятия, а также его возможностей и опасных ситуаций, с которыми оно может столкнуться. На первом этапе SWOT-анализа определяются данные характеристики, на втором этапе устанавливается, каким образом они связаны друг с другом. Итак, сначала необходимо выделить сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности и внести их в матрицу (см. таблицу 4).

 

 

Таблица 4.

Матрица SWOT-анализа

Сильные стороны и возможности (SO)

Сильные стороны и  угрозы (ST)

Сильные стороны (S)

1....

2....

3....

Слабые стороны и  возможности (WO)

Слабые стороны и  угрозы (WT)

Слабые стороны (W)

1....

2....

3....

Возможности (О)

1....

2....

3....

Угрозы (Т)

1....

2....

3....

 

 

Когда матрица заполнена, необходимо выявить все пары, значимые с точки зрения разработки стратегии  предприятия.

В результате мы имеем  четыре типа сочетаний:

  • «сильные стороны и возможности» (SO): в случае с этими парами необходимо разрабатывать стратегию, направленную на максимальное использование имеющихся возможностей внешней среды с целью получения максимальной отдачи;
  • «слабые стороны и возможности» (WO): необходима разработка стратегий, благодаря которым имеющиеся возможности должны помочь преодолеть слабые стороны;
  • «сильные стороны и угрозы» (ST): следует разрабатывать стратегию, которая направлена на преодоление угроз при помощи сильных сторон предприятия;
  • «слабые стороны и угрозы» (WT): необходимо разрабатывать стратегию избегания угроз или их преодоления путем усиления слабых сторон.

Внешняя среда нефтеперерабатывающего предприятия существенно влияет на предприятие. Большую долю себестоимости  составляет сырьё и материалы, в  которых основную долю составляет нефть. Поэтому колебания на мировом  рынке цен на нефть оказывает существенное влияние на себестоимость продукции, На предприятие оказывают влияние не только экономические, но и политические факторы, стабильность мировой политической системы и т.д. Большое влияние на предприятие оказывает экономическая ситуация в других отраслях.

Сильными  сторонами предприятия являются:

  • наличие высокоэффективных технологий;
  • наличие больших производственных мощностей;
  • высококвалифицированный технический персонал.

Слабыми сторонами предприятия являются:

  • большая зависимость от динамики мировых цен на ресурсы;
  • высокая скованность в принятии крупномасштабных решений, ввиду подчинённости концерну «Белнефтехим».

Возможности предприятия:

  • привлечение инвестиций в процессе приватизации;
  • возможность привлечения кредитов отечественных банков, ввиду делового авторитета;
  • государственная политика, направленная на переоснащение и повышение технического уровня производства.

Угрозы предприятия:

  • рост активности предприятий-конкурентов (иностранных);
  • повышающаяся неопределённость мировых тенденций на рынке нефтепродуктов;
  • ужесточение требований к качеству продукции, связанное с развитием экологического движения.

В настоящее время  на нефтеперерабатывающих предприятиях продолжается развитие и модернизация существующего производства с целью дальнейшего углубления переработки нефтепродуктов, что позволит повысить их конкурентоспособность и в большей степени реализовать возможности  предприятий.


Информация о работе Предприятие в системе управления