Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:14, контрольная работа
Предприятие – это устойчивое объединение совместно работающих людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Предприятие, как объект управления характеризуется рядом основополагающих признаков:
наличие цели: цель придает смысл существования, сплачивает и объединяет членов, придает направленность действиям;
1. Предприятие как производственная система.
2. Миссия и цели предприятия.
3. Анализ внутренней среды предприятия.
4. Внешняя среда предприятия и ее анализ.
4. Внешняя среда предприятия и ее анализ
К внешней среде предприятия относят:
Экономические условия; стабильность или нестабильность экономической ситуации оказывает важное влияние на деятельность предприятия. И действительно, если экономика стабильна, то руководство может принимать долгосрочные решения, касающиеся развития предприятия. Если же экономика нестабильна, руководству приходится в большей степени ориентироваться на задачи текущего момента, поскольку таким образом легче добиться выживания;
Законодательство и государственные институты; предприятие должно действовать в соответствии с теми «правилами игры», которые устанавливает государство на самых разных уровнях – от общегосударственного до местного;
Потребителей; предприятие заинтересовано в производстве товаров, которые будут покупаться, а потому оно зависит от состояния рынка и желаний покупателей: никто не станет приобретать товар или услугу, в которых не испытывает необходимости, а с коммерческой точки зрения товар, которого на рынке достаточно, не может привлечь особого внимания покупателей;
Профсоюзы; профсоюзы защищают интересы работников предприятия, поскольку люди – один из самых важных ресурсов, предприятию приходится считаться с требованиями профсоюзов, создавая для них необходимые условия, проводя социальную политику и т. д.;
Конкурирующие предприятия; в ситуации, когда все ниши рынка заполнены, успех производителя любого продукта зависит от того, какими качествами, выгодно отличающими его от аналогичных товаров, этот продукт обладает, насколько удобно покупателю приобретать данный продукт у этого производителя и т.д.; если предприятие не учитывает наличия других аналогичных услуг, оно в конечном счете проигрывает;
Уровень развития техники и технологий; для производства любого продукта необходимо техническое обеспечение, а потому предприятие не может производить продукт, который по своим качествам превосходит имеющиеся технологические возможности;
Во внешней среде принято выделять факторы прямого и косвенного воздействия.
К факторам прямого воздействия — относят потребителей, конкурентов, акционеров, поставщиков, законодательство, государство и профсоюзы. Эти факторы оказывают на деятельность организации наиболее сильное влияние.
К факторам косвенного воздействия относят состояние экономики, технологические нововведения, изменения в политической системе общества, трансформацию общества и его культуры, групповые интересы. В отличие от факторов прямого действия, факторы косвенного воздействия не влияют на деятельность предприятия непосредственно, хотя их наличие сказывается на нем.
В современных условиях
внешняя среда предприятия
Постоянный сбор информации и ее обработка позволят справиться с трудностями, связанными с быстрыми переменами в среде. На современных предприятиях эти задачи могут возлагаться как на отдельных работников, выполняющих и другие функции, так и на специалистов-аналитиков, способных дать развернутую и обоснованную экспертную оценку происходящих изменений. Аналитики могут быть сотрудниками организации или привлекаться со стороны. К сожалению, в Беларуси необходимость в услугах таких экспертов еще в недостаточной степени осознана. Однако нередко только специалисты в состоянии помочь разобраться в изменениях, характеризующих среду предприятия, поскольку в их распоряжении имеются знания, гораздо более разработанные, чем у обычных руководителей. Благодаря этому они могут увидеть то, что не видят другие.
Анализ внешней среды заключается в выделении наиболее значимых экономических, политических, социальных, технологических и прочих факторов, которые могут оказать влияние на деятельность предприятия. Основная задача, стоящая перед руководителем, проводящим анализ внешней среды, заключается в определении потенциальных угроз и новых возможностей, с которыми может столкнуться предприятие. Анализ внешней среды дает возможность разработать ситуационные планы, которые вступят в действие в том случае, если один из факторов внешней среды в какой-то момент изменится.
Группы факторов, существенных с точки зрения условий, в которых действует предприятие, представлены в таблице 3.
Таблица.3.
Факторы внешней среды, существенные с точки зрения деятельности предприятия.
Группа факторов |
Конкретные факторы |
Экономические факторы |
а) налоговая ставка и ее изменения, б) темпы инфляции (дефляции), в) уровень занятости населения как в целом, так и в отрасли, г) международный платежный баланс, д) платежеспособность предприятий |
Рыночные факторы |
а) уровень доходов населения, распределение доходов, б) уровень конкуренции в отрасли, в) относительная доля рынка, занимаемая предприятием, г) защищенность рынка правительством, д) емкость рынка, е) жизненные циклы различных товаров |
Факторы конкуренции |
а) сильные и слабые стороны конкурентов, б) текущие стратегии конкурентов, в) возможные будущие цели конкурентов, г) актуальные возможности конкурентов в связи с их возможным поведением в будущем |
Политические факторы |
а) возможные изменения в законодательстве, б) государственное влияние на отрасль, в том числе и доля участия государства в отрасли, в) государственное регулирование конкуренции в отрасли, антимонопольная политика, г) возможные изменения в политическом курсе государства в результате выборов, д) особенности таможенной политики. |
Социальные факторы |
а) общественные ценности и их возможные изменения, б) доходы, их распределение и возможные изменения в этой области, в) изменения демографической структуры населения, г) изменение отношения к работе, отдыху и образованию. |
Технологические факторы |
а) изменения в технологии производства, б) появление новых материалов и продуктов; в) изменения в технологии сбора, обработки и передачи информации, а также средств связи; г ) государственная |
В процессе анализа внешней среды необходимо иметь в виду, что каждый фактор должен учитываться только в том случае, если он может оказать существенное влияние на деятельность предприятия. В частности, не все изменения в законодательстве или технологические изменения могут привести к последствиям, существенным с точки зрения стратегического планирования.
Одним из распространенных методов анализа внешней среды предприятия является SWOT-анализ.
SWOT-анализ – метод анализа связей между внутренней средой предприятия и его внешней средой. Его название представляет собой аббревиатуру, составленную из первых букв английских слов strength (сила), weakness (слабость), opportunity (возможность) и threat (угроза). Как видно из названия, этот метод анализа ориентирован на выявление сильных и слабых сторон предприятия, а также его возможностей и опасных ситуаций, с которыми оно может столкнуться. На первом этапе SWOT-анализа определяются данные характеристики, на втором этапе устанавливается, каким образом они связаны друг с другом. Итак, сначала необходимо выделить сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности и внести их в матрицу (см. таблицу 4).
Таблица 4.
Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны и возможности (SO) |
Сильные стороны и угрозы (ST) |
Сильные стороны (S) 1.... 2.... 3.... |
Слабые стороны и возможности (WO) |
Слабые стороны и угрозы (WT) |
Слабые стороны (W) 1.... 2.... 3.... |
Возможности (О) 1.... 2.... 3.... |
Угрозы (Т) 1.... 2.... 3.... |
Когда матрица заполнена, необходимо выявить все пары, значимые с точки зрения разработки стратегии предприятия.
В результате мы имеем четыре типа сочетаний:
Внешняя среда нефтеперерабатывающего предприятия существенно влияет на предприятие. Большую долю себестоимости составляет сырьё и материалы, в которых основную долю составляет нефть. Поэтому колебания на мировом рынке цен на нефть оказывает существенное влияние на себестоимость продукции, На предприятие оказывают влияние не только экономические, но и политические факторы, стабильность мировой политической системы и т.д. Большое влияние на предприятие оказывает экономическая ситуация в других отраслях.
Сильными сторонами предприятия являются:
Слабыми сторонами предприятия являются:
Возможности предприятия:
Угрозы предприятия:
В настоящее время
на нефтеперерабатывающих