Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблем особенностей креативного менеджмента в современных условиях.
Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены сущность и особенности креативности личности, креативности управленцев;
- показаны особенности развития креативности управленцев на разных этапах подготовки;
- предложена оптимальная модель развития креативности менеджеров.
- изучены приёмы творческого разрешения проблем;
- рассмотрена проблема диагностики креативности;
- показаны стадии и элементы управления творческими группами.
Совершенствование управления творческим потенциалом личности и коллектива предполагает в современных условиях решение ряда задач. Вот важнейшие из них.
Во-первых, это развитие (увеличение)
творческого потенциала. В педагогической
литературе не раз
Во-вторых, надлежит добиваться
В-третьих, имеется в виду
Область, о которой здесь идет речь неразрывно связана с инновационным менеджментом. Его «первопроходцам» в течение какого-то времени казалось, что он вполне способен решить сложную задачу обеспечения гармонизированного развития науки, производства и социальных процессов в условиях научно-технической революции. Но довольно быстро обнаружилось, что такие надежды чересчур оптимистичны. Дальнейший ход развития показал, что за заполненной, было, нишей есть другая, причем более глубокая и труднопроходимая, изобилующая лабиринтами с непредсказуемыми поворотами. Ниша эта образуется в связи с обращением к творчеству человека, к потенциалу его способностей, который в данных условиях может быть реализован. Из приведенных определений вытекает, что креативный менеджмент ближе к дисциплинам «управление кадрами» и «персональный менеджмент», а эвристический - к «личностному менеджменту» и «самоменджменту». В свою очередь креативный менеджмент опирается на креативистику - область знаний о продуктивном коллективном решении творческих задач, эвристический же - на эвристику, т.е. область знаний о продуктивном творческом мышлении личности.
В креативном менеджменте, как
и в любой другой науке,
а) для реального эффективного творчества необходимо всестороннее проникновение в сущность оказавшейся в поле зрения предметной области (аксиома «глубинность знаний»);
6) творчество требует отказа от сложившихся стереотипов, догм и штампов; зачастую создание нового сдерживается лишь психологической инерцией, отсутствием неординарной точки зрения (аксиома «замыливание глаза»);
в) отторжение сложившихся стереотипов нельзя возводить в абсолют, оно должно быть строго рациональным, взвешенным и продуманным (аксиома «выплескивание ребенка вместе с водой»);
г) какими-либо организационными и иными волевыми мерами, чисто управленческими ухищрениями «произвести» творца невозможно (аксиома «крылья даны от природы»);
д) наука о творчестве и, стало быть, креативный менеджмент, сами по себе творца не порождая, позволяют ему, однако, овладеть более мощным и совершенным инструментарием для своей деятельности (аксиома «встать на крыло»).
Со всеми прочими отраслями науки креативный менеджмент роднит и то, что он преследует достаточно определенные цели. На сегодня в качестве наиболее интересных из них можно выделить такие:
а) оценка творческого потенциала личности (специалиста, которого хотят привлечь к решению творческих задач) в зависимости от ряда факторов (специфики предметной области, экстремальности ситуации, наличия помех и т.д.);
б) создание творческой
в)
формирование групп экспертов, призванных
оценивать те или иные предварительно
разработанные предложения, в частности
в области инновационной
г)
образование временных
д) оценка доминирующих мотивационных установок, породивших их причин и возможных путей решения в ближайшей и долгосрочной перспективе задач, требующих примененных творческих способностей специалиста;
е) определение эвристических
методов, операций и приемов,
которые необходимо освоить
Менеджмент как особый вид
деятельности никогда не
Все это многообразие можно,
очевидно, сконцентрировать, выделив
две группы методов: 1) направленные
на усиление креативных и
Каждый из методов имеет свою область использования, свои особые смысл, сложность, эффективность, ну и разумеется, - приверженцев и противников. Важно, чтобы ни приверженность, ни отторжение не абсолютизировались; столь же важно учитывать, что все методы решения творческих задач являются психологическими инструментами. Какой именно из них в том или ином случае выбрать - решается в рамках креативного и эвристического менеджмента с учетом всей многосложности обстоятельств. Таким образом, креативный и эвристический менеджмент не «придумывают» методы активизации творческого потенциала, а лишь определяют их оптимальную номенклатуру и наиболее рациональную последовательность исходя из разработок. При этом целевые установки и возможные ограничения креативный и эвристический менеджмент берут из инновационного менеджмента, который в данном ракурсе обеспечивает им жизненно необходимое функционирование инфраструктуры.
Подчеркивая, что современный
менеджмент пронизан
Менеджмент творческих
3.2.
Креативный менеджмент в России и за рубежом
Необходимость повышения эффективности экономической деятельности в России, становление теперь уже необратимых рыночных отношений требуют соответствующего аппарата управления, специально подготовленных людей-менеджеров, которые способны организовать социально-экономические структуры и рационально (научно) управлять ими.
Так исторически сложилось, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства (или трансформации) общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности. Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности. Наши неудачи в проведении экономических реформ связаны с неопределенностью стратегии кардинального переустройства общества (включая политическую, социальную и нравственную среду), а также со слепым копированием чужого и чуждого нам опыта. Мы не учли, что Россия имеет свою тысячелетнюю историю предпринимательства и что «…русская народная этика и эстетика, имеющие еще дохристианские корни, создавали в жизни и ведении бизнеса атмосферу почитания идеалов добра, справедливости и правды», — об этом нам напоминает немецкий предприниматель [1]. Чтобы не допускать грубых ошибок в дальнейшем, нам необходимо критически переосмыслить опыт внутрифирменного и отраслевого управления в мире, но главное — научиться находить наилучшие (оптимальные) решения в условиях недостаточной стабильности и неопределенности социально-экономической жизни, характерной для сегодняшней России. Речь идет об освоении творческого (креативного) подхода к принятию решений.
Творческий подход позволит не только «оживить» рыночные отношения или, точнее, снять с них приставку «квази» (по определению акад. Некипелова А.Д.[5]), но и позволит более грамотно решить важнейшую и сложнейшую задачу: достигнуть экономического эффекта за счет рационального распределения функций между государственными структурами, бизнесом и рынком и сбалансированности социальной, экономической, культурной и политической жизни.
Дело в том, что рынок, суть которого с позиций управления состоит в передаче ответственности за принятие решения от человека к некоему обезличенному механизму «спроса-предложения», не обеспечивает даже экономического равновесия. Это показал известный экономист В. Ойкен (Euchen W) в 1939 году [2]. В то же время и централизованная управленческая политика не в состоянии установить равновесия; это доказал наш советский опыт управления хозяйством и страной.
Информация о работе Проблемы особенностей креативного менеджмента в современных условиях