Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблем особенностей креативного менеджмента в современных условиях.
Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены сущность и особенности креативности личности, креативности управленцев;
- показаны особенности развития креативности управленцев на разных этапах подготовки;
- предложена оптимальная модель развития креативности менеджеров.
- изучены приёмы творческого разрешения проблем;
- рассмотрена проблема диагностики креативности;
- показаны стадии и элементы управления творческими группами.
Введение
В современных условиях глобализации рынка и конкуренции, сближения различных стран по качественному уровню техники и технологий важнейшим ресурсом организаций являются управленцы, способные быстро реагировать на изменения внешней среды, предлагать новые, нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и предложения, разрабатывать уникальные стратегии. В связи с этим возрастают требования к управленцам, в частности, к их навыкам разработки и реализации нестандартных, инновационных идей и решений на практике, а также к творческому потенциалу организаций и административных структур, так как «творческий потенциал играет ключевую роль в определении места предприятия в информационном обществе» Майнцер, К. Сложность бросает нам вызов в XXI веке; динамика и самоорганизация в век глобализации // Будущее России в зеркале синергетики, -М: КомКнига, 2006. - с. 216..
Рост требований к управленцам во многом связан с эскалацией процессов реформирования и инновационных преобразований в России и за рубежом. Возросшие требования к креативности обусловлены также увеличением числа организаций, специализирующихся на разработке новых технологий и внедрении концепций креативного менеджмента, - рекламных агентств, архитектурных и дизайнерских бюро, научно-производственных комплексов, консалтинговых компаний и др. Об увеличении спроса на управленцев с развитыми творческими способностями свидетельствует появление вакансий «креативных менеджеров» на рынке труда». Всем вышесказанным и обусловлена актуальность исследования по данной теме.
Объектом
исследования выступает креативный
менеджмент, предметом исследования
выступают креативность личности и
креативный менеджмент как фактор креативности
потенциала коллектива.
Целью курсовой работы является рассмотрение проблем особенностей креативного менеджмента в современных условиях.
Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
-
рассмотрены сущность и
- показаны особенности развития креативности управленцев на разных этапах подготовки;
-
предложена оптимальная модель
развития креативности
-
изучены приёмы творческого
-
рассмотрена проблема
-
показаны стадии и элементы
управления творческими
Курсовая
работа состоит из введения, трех глав,
разбитых на пункты, а также заключения
и списка использованной литературы.
ГЛАВА
1. КРЕАТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЦЕВ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
1.1
Креативность личности: сущность
и факторы развития
В
современных условиях креативность
и ее факторы являются детерминантами
успешной управленческой деятельности,
так как способствуют быстрому принятию
решений, разработке оригинальных стратегий,
внедрению инноваций и
Управленческая
креативность - это социально-профессиональная
компетенция субъектов
Развитие креативности управленцев необходимо осуществлять на предварительном, начальном, среднем, высшем, послевузовском и дополнительном этапах профессиональной подготовки; при этом инструменты диагностики и развития креативности должны соответствовать целям профессиональной подготовки, а также психологическому и социальному возрасту участников процесса подготовки.
На высшем, послевузовском и дополнительном этапах профессиональной подготовки развитие креативности управленцев целесообразно осуществлять в следующих направлениях: дивергентность мышления, оригинальность мышления, способность предложить новый способ использования объекта, способность к генерированию большого числа идей, способность к анализу, воображение, способность к обнаружению и постановке проблемы, способность находить множество ассоциаций, стремление к совершенству, индивидуализм, способность преодолевать стереотипы, целеустремленность, интуиция, мотивация, образная память, «цепкость» внимания.
Креативность - это общая творческая способность, значимая для общества, являющаяся условием создания новых материальных и нематериальных ценностей; существует возможность и необходимость развития креативности личности в процессе профессиональной подготовки - процессе формирования и развития знаний, навыков, способностей личности, необходимых для успешного осуществления конкретного вида профессиональной деятельности.
Креативность - это способность личности к творческой активности в различных сферах профессиональной деятельности, ре-зультатом которой является формирование новых, нестандартных подходов, тех-нологий и методов осуществления профессиональной деятельности, разработка и получение новых, уникальных продуктов; развитие креативности личности - это формирование устойчивой направленности личности к творческой деятельности и создание условий для количественных и качественных преобразований креативности личности; наиболее актуальными направлениями дальнейших исследований креативности как детерминанты профессиональной деятельности являются выявление личностных и социокультурных факторов креативности личности.
Е.В. Батоврина, на основе анализа работ Дж. Гилфорда, Е. Торренса, Э. де Боно, Я.А. Пономарева, В.Н. Дружинина, Ф. Бэррона, Х. Андерсона, Р. Мэя, Р. Ранко и др. выявила 28 личностных факторов креативности - способностей и свойств личности, оказывающих влияние на развитие креативности: дивергентность мышления, оригинальность мышления, семантическая гибкость, способность к обнаружению и постановке проблемы, способность к генерированию большого числа идей, способность к анализу, способность преодолевать стереотипы, способность находить множество ассоциаций, любознательность, стремление к совершенству, способность идти на риск, мотивация, образная память, эмоциональность, спонтанность поведения, целеустремленность, способность к обостренному восприятию дисгармонии, уверенность в себе, индивидуализм, «цепкость» внимания, воображение, интуиция, способность к фантазированию, установка на положительное восприятие и применение нововведений, самостоятельность и независимость суждений, темпераментность, проницательность, способность рассматривать явления и события с различных точек зрения. Данные факторы, по мнению Е.В. Батовриной оказывают влияние на развитие креативности личности в том случае, если они ярко выражены Батоврина Е.В. На пути к достижению эффективности управленца: способности как факторы успеха управленческой деятельности // Современные гуманитарные исследования. 2006. № 1..
В результате исследования Е.В. Батовриной биографий 19 выдающихся творческих личностей (писателей, художников, скульпторов, композиторов и ученых) было выявлено, что:
*
у 95 % творческих личностей
*
нормирование и развитие
* одним из значимых стимулов к началу активной творческой деятельности для 63,0 % творческих личностей стало либо сильное потрясение - собственная болезнь (33,3 %), смерть близких людей (6,7 %) и т.п., либо социальные невзгоды - напряженная атмосфера в семье (13,3 %), одиночество (20,0 %), отсутствие постоянного и интересного круга общения (26,7 %);
*
у 68, 4 % творческих личностей
Данные результаты свидетельствуют о том, что значимыми социокультурными факторами развития креативности личности являются, прежде всего, воспитание, образование, а также учителя, способствующие раннему приобщению личности к достижениям науки и искусства, созданию благоприятной обстановки в окружении личности, побуждающей к творческой деятельности. Данные факторы необходимо учитывать в процессе профессиональной подготовки управленцев.
По
признанию ведущих
Креативность как потенция изначально закладывается в человеке через развитие его духовности, связанной с устремлением человеческого духа к идеалам, к предельным основаниям собственного бытия. Хозяйствующий субъект субъективно и объективно нацелен на производство новых благ, на получение дохода, на удовлетворение различных потребностей и интересов. Именно в связи с этим в его сознании и мышлении, а также в конкретной хозяйственной практике актуализируется креативный потенциал личности. Процесс такой актуализации характеризуется своим особым алгоритмом и заданностью, детерминированными биологической и одновременно социальной природой самого человека, но имеющим духовную основу.
С точки зрения системности (структуры) сознание различается как научное (специализированное) и ненаучное (обыденное). Креативность присуща обоим разновидностям сознания, но в большей степени характеризует специализированное (научное) сознание, поскольку основывается на большем объеме осваиваемой информации, переработке ее научными методами, что создает оптимальные возможности для актуализации в сфере мыслительной деятельности человека его творческого потенциала. С точки зрения полноты (содержания) сознание рассматривается как сознание опытное, формирующееся на основании эксперимента, что также связано с креативным характером мыслительной деятельности субъекта, изначально моделирующего конкретную ситуацию.
Критическое мышление связано с собственной необходимостью их переосмысления в контексте меняющихся времени и места.
По
мнению Т.С. Орловой, фундаментальными
предикатами креативности, определяющими
ее социально-онтологические основания,
выступают общие и специфические ценности
человеческого бытия. К общим ценностям
относятся: социальная справедливость,
благочестие, человечность, доброжелательность,
благочестие, совестливость, патриотизм
и т.д. К специфическим (экономизированным)
основаниям креативности относятся: выгода,
полезность, эффективность, рациональность,
дохлдность, утилитарность, прагматизм.
Сакральные и секулярные интерпретации
этих ценностных оснований позволяют
формировать духовную доминанту, обусловливающую
вырабатывать объективно верную, исторически
справедливую и социально оптимальную
структуру и иерархию ценностных предикатов
сознания личности. Синтез указанных оснований
позволяет задавать и определять подлинно
верные векторы и координаты развития
(актуализации) креативности личности.
Ценностный же релятивизм наоборот, является
непреодолимой преградой на этом пути
Орлова Т.С. Креативность экономического
сознания. Монография. Екатеринбург: Изд-во
Урал. ун-та, 2004. - с. 79..
1.2.
Креативность менеджера
Термин «креативность» произошел от латинского слова «creatura», что означает создание, творение. Не случайно, говоря о креативности человека, в первую очередь, подразумевается творческая личность, нестандартно и оригинально мыслящая. В это понятие входят и такие качества как гибкость, обучаемость, самостоятельность, стремление находить выход из самых безвыходных ситуаций и т.д.
Креативность становится все актуальнее не только для работников творческих профессий, но и для менеджеров. Все дело в быстром темпе и многоплановости современной жизни, которые требуют умения гибко и творчески реагировать на происходящие изменения. Сегодня ни одна компания не может позволить себе расслабиться: конкуренция чрезвычайно жестока. Именно поэтому работодатели так заинтересованы в людях, которые способны нестандартно мыслить, находить новые идеи и подходы к управлению.
Первоначально креативность менеджеров связывалась со сферой их профессиональной деятельности. Например, считалось, что менеджеры частных фирм креативнее управленцев крупных государственных предприятий, а рекламщики наиболее креативны, чем финансисты. Однако проведенные западными специалистами исследования доказали отсутствие связи между креативностью и сферой деятельности специалиста. Креативность – это внутреннее качество человека, зависящее от его личностных характеристик. Ведь и финансисты нередко внедряют инновации, оптимизирующие деятельность сотрудников.
Информация о работе Проблемы особенностей креативного менеджмента в современных условиях