Креативный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем особенностей креативного менеджмента в современных условиях.
Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены сущность и особенности креативности личности, креативности управленцев;
- показаны особенности развития креативности управленцев на разных этапах подготовки;

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 181.00 Кб (Скачать)


Введение

 

В современных условиях глобализации рынка и конкуренции, сближения различных стран по качественному уровню техники и технологий важнейшим ресурсом организаций являются управленцы, способные быстро реагировать на изменения внешней среды, предлагать новые, нестандартные решения, генерировать оригинальные идеи и предложения, разрабатывать уникальные стратегии. В связи с этим возрастают требования к управленцам, в частности, к их навыкам разработки и реализации нестандартных, инновационных идей и решений на практике, а также к творческому потенциалу организаций и административных структур, так как «творческий потенциал играет ключевую роль в определении места предприятия в информационном обществе» Майнцер, К. Сложность бросает нам вызов в XXI веке; динамика и самоорганизация в век глобализации // Будущее России в зеркале синергетики, -М: КомКнига, 2006. - с. 216..

Рост требований к управленцам во многом связан с эскалацией процессов реформирования и инновационных преобразований в России и за рубежом. Возросшие требования к креативности обусловлены также увеличением числа организаций, специализирующихся на разработке новых технологий и внедрении концепций креативного менеджмента, - рекламных агентств, архитектурных и дизайнерских бюро, научно-производственных комплексов, консалтинговых компаний и др. Об увеличении спроса на управленцев с развитыми творческими способностями свидетельствует появление вакансий «креативных менеджеров» на рынке труда». Всем вышесказанным и обусловлена актуальность исследования по данной теме.

Объектом исследования выступает креативный менеджмент, предметом исследования выступают креативность личности и креативный менеджмент как фактор креативности потенциала коллектива.

 

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем особенностей креативного менеджмента в современных условиях.

Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:

- рассмотрены сущность и особенности креативности личности, креативности управленцев;

- показаны особенности развития креативности управленцев на разных этапах подготовки;

- предложена оптимальная модель развития креативности менеджеров.

- изучены приёмы творческого разрешения проблем;

- рассмотрена проблема диагностики креативности;

- показаны стадии и элементы управления творческими группами.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, разбитых на пункты, а также заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. КРЕАТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНЦЕВ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

 

 

1.1 Креативность личности: сущность и факторы развития

 

В современных условиях креативность и ее факторы являются детерминантами успешной управленческой деятельности, так как способствуют быстрому принятию решений, разработке оригинальных стратегий, внедрению инноваций и реализации других значимых управленческих функций.

Управленческая креативность - это социально-профессиональная компетенция субъектов деятельности, предполагающая способность к продуктивной активности, результатом которой является формирование новых, нестандартных подходов, технологий и методов осуществления функций по руководству социальными группами и организациями.

Развитие креативности управленцев необходимо осуществлять на предварительном, начальном, среднем, высшем, послевузовском и дополнительном этапах профессиональной подготовки; при этом инструменты диагностики и развития креативности должны соответствовать целям профессиональной подготовки, а также психологическому и социальному возрасту участников процесса подготовки.

На высшем, послевузовском и дополнительном этапах профессиональной подготовки развитие креативности управленцев целесообразно осуществлять в следующих направлениях: дивергентность мышления, оригинальность мышления, способность предложить новый способ использования объекта, способность к генерированию большого числа идей, способность к анализу, воображение, способность к обнаружению и постановке проблемы, способность находить множество ассоциаций, стремление к совершенству, индивидуализм, способность преодолевать стереотипы, целеустремленность, интуиция, мотивация, образная память, «цепкость» внимания.

Креативность - это общая творческая способность, значимая для общества, являющаяся условием создания новых материальных и нематериальных ценностей; существует возможность и необходимость развития креативности личности в процессе профессиональной подготовки - процессе формирования и развития знаний, навыков, способностей личности, необходимых для успешного осуществления конкретного вида профессиональной деятельности.

Креативность - это способность личности к творческой активности в различных сферах профессиональной деятельности, ре-зультатом которой является формирование новых, нестандартных подходов, тех-нологий и методов осуществления профессиональной деятельности, разработка и получение новых, уникальных продуктов; развитие креативности личности - это формирование устойчивой направленности личности к творческой деятельности и создание условий для количественных и качественных преобразований креативности личности; наиболее актуальными направлениями дальнейших исследований креативности как детерминанты профессиональной деятельности являются выявление личностных и социокультурных факторов креативности личности.

Е.В. Батоврина, на основе анализа работ Дж. Гилфорда, Е. Торренса, Э. де Боно, Я.А. Пономарева, В.Н. Дружинина, Ф. Бэррона, Х. Андерсона, Р. Мэя, Р. Ранко и др. выявила 28 личностных факторов креативности - способностей и свойств личности, оказывающих влияние на развитие креативности: дивергентность мышления, оригинальность мышления, семантическая гибкость, способность к обнаружению и постановке проблемы, способность к генерированию большого числа идей, способность к анализу, способность преодолевать стереотипы, способность находить множество ассоциаций, любознательность, стремление к совершенству, способность идти на риск, мотивация, образная память, эмоциональность, спонтанность поведения, целеустремленность, способность к обостренному восприятию дисгармонии, уверенность в себе, индивидуализм, «цепкость» внимания, воображение, интуиция, способность к фантазированию, установка на положительное восприятие и применение нововведений, самостоятельность и независимость суждений, темпераментность, проницательность, способность рассматривать явления и события с различных точек зрения. Данные факторы, по мнению Е.В. Батовриной оказывают влияние на развитие креативности личности в том случае, если они ярко выражены Батоврина Е.В. На пути к достижению эффективности управленца: способности как факторы успеха управленческой деятельности // Современные гуманитарные исследования. 2006.  № 1..

В результате исследования Е.В. Батовриной биографий 19 выдающихся творческих личностей (писателей, художников, скульпторов, композиторов и ученых) было выявлено, что:

* у 95 % творческих личностей состоялось раннее знакомство (чаще всего, в возрасте до 10 лет) с областью науки или искусства, в которой они в дальнейшем достигли значимых результатов;

* нормирование и развитие способностей 53,0 % творческих личностей к творческой деятельности значимое влияние оказали учителя;

* одним из значимых стимулов к началу активной творческой деятельности для 63,0 % творческих личностей стало либо сильное потрясение - собственная болезнь (33,3 %), смерть близких людей (6,7 %) и т.п., либо социальные невзгоды - напряженная атмосфера в семье (13,3 %), одиночество (20,0 %), отсутствие постоянного и интересного круга общения (26,7 %);

* у 68, 4 % творческих личностей творческие способности проявились в возрасте до 15 лет.

Данные результаты свидетельствуют о том, что значимыми социокультурными факторами развития креативности личности являются, прежде всего, воспитание, образование, а также учителя, способствующие раннему приобщению личности к достижениям науки и искусства, созданию благоприятной обстановки в окружении личности, побуждающей к творческой деятельности. Данные факторы необходимо учитывать в процессе профессиональной подготовки управленцев.

По признанию ведущих специалистов, зоной сензитивности развития креативности личности предположительно является возраст до 15 лет. Таким образом, подготовка в дошкольных учреждениях и школе может существенно влиять на развитие креативности. Это является основанием для выделения наряду с традиционно исследуемыми этапами профессиональной подготовки управленцев предварительного этапа.

Креативность как потенция изначально закладывается в человеке через развитие его духовности, связанной с устремлением человеческого духа к идеалам, к предельным основаниям собственного бытия. Хозяйствующий субъект субъективно и объективно нацелен на производство новых благ, на получение дохода, на удовлетворение различных потребностей и интересов. Именно в связи с этим в его сознании и мышлении, а также в конкретной хозяйственной практике актуализируется креативный потенциал личности. Процесс такой актуализации характеризуется своим особым алгоритмом и заданностью, детерминированными биологической и одновременно социальной природой самого человека, но имеющим духовную основу.

С точки зрения системности (структуры) сознание различается как научное (специализированное) и ненаучное (обыденное). Креативность присуща обоим разновидностям сознания, но в большей степени характеризует специализированное (научное) сознание, поскольку основывается на большем объеме осваиваемой информации, переработке ее научными методами, что создает оптимальные возможности для актуализации в сфере мыслительной деятельности человека его творческого потенциала. С точки зрения полноты (содержания) сознание рассматривается как сознание опытное, формирующееся на основании эксперимента, что также связано с креативным характером мыслительной деятельности субъекта, изначально моделирующего конкретную ситуацию.

Критическое мышление связано с собственной необходимостью их переосмысления в контексте меняющихся времени и места.

По мнению Т.С. Орловой, фундаментальными предикатами креативности, определяющими ее социально-онтологические основания, выступают общие и специфические ценности человеческого бытия. К общим ценностям относятся: социальная справедливость, благочестие, человечность, доброжелательность, благочестие, совестливость, патриотизм и т.д. К специфическим (экономизированным) основаниям креативности относятся: выгода, полезность, эффективность, рациональность, дохлдность, утилитарность, прагматизм. Сакральные и секулярные интерпретации этих ценностных оснований позволяют формировать духовную доминанту, обусловливающую вырабатывать объективно верную, исторически справедливую и социально оптимальную структуру и иерархию ценностных предикатов сознания личности. Синтез указанных оснований позволяет задавать и определять подлинно верные векторы и координаты развития (актуализации) креативности личности. Ценностный же релятивизм наоборот, является непреодолимой преградой на этом пути Орлова Т.С. Креативность экономического сознания. Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - с. 79..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Креативность менеджера

 

Термин «креативность» произошел от латинского слова «creatura», что означает создание, творение. Не случайно, говоря о креативности человека, в первую очередь, подразумевается творческая личность, нестандартно и оригинально мыслящая. В это понятие входят и такие качества как гибкость, обучаемость, самостоятельность, стремление находить выход из самых безвыходных ситуаций и т.д.

Креативность становится все актуальнее не только для работников творческих профессий, но и для менеджеров. Все дело в быстром темпе и многоплановости современной жизни, которые требуют умения гибко и творчески реагировать на происходящие изменения. Сегодня ни одна компания не может позволить себе расслабиться: конкуренция чрезвычайно жестока. Именно поэтому работодатели так заинтересованы в людях, которые способны нестандартно мыслить, находить новые идеи и подходы к управлению.

Первоначально креативность менеджеров связывалась со сферой их профессиональной деятельности. Например, считалось, что менеджеры частных фирм креативнее управленцев крупных государственных предприятий, а рекламщики наиболее креативны, чем финансисты. Однако проведенные западными специалистами исследования доказали отсутствие связи между креативностью и сферой деятельности специалиста. Креативность – это внутреннее качество человека, зависящее от его личностных характеристик. Ведь и финансисты нередко внедряют инновации, оптимизирующие деятельность сотрудников.

Чем отличается креативный менеджер? В первую очередь, отсутствием страха перед стереотипами. Он смело рушит устоявшиеся традиции и внедряет инновационные решения. Такой подход к повседневной деятельности позволяет компании не только находиться «на плаву», но и обходить своих конкурентов. Ведь креативный менеджер понимает, что любая технология, новый продукт или вид услуги очень быстро отстают от жизни. Поэтому он не борется с переменами, а предвидит их, принимая нестандартные решения и выводя, тем самым, компанию на передовые позиции.

Принимая на работу нового менеджера, работодатель оценивает не только перечисленные в резюме деловые качества и профессиональный опыт, но и личностные характеристики. Для этого кандидата приглашают на собеседование. Проверить креативность специалиста творческой профессии довольно просто: достаточно посмотреть его портфолио. Это относится к менеджерам по рекламе, дизайнерам, журналистам и т.д. А вот как быть с финансистами, менеджерами по продажам и другими профессионалами, казалось бы, далекими от творчества? На самом деле, тоже не сложно. Предложите кандидату в качестве тестового задания какую-либо типичную для вашей компании ситуацию, требующую оперативного решения. Если менеджер действует по стандартной схеме, принятой в вашей фирме – это уже хорошо. Значит, он крепкий профессионал. Если же предлагает неожиданную схему действий, которая к тому же позволяет разрешить ситуацию наиболее оперативно или с наименьшими затратами, то перед вами креативный профессионал.

Информация о работе Креативный менеджмент