Креативный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 17:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблем особенностей креативного менеджмента в современных условиях.
Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
- рассмотрены сущность и особенности креативности личности, креативности управленцев;
- показаны особенности развития креативности управленцев на разных этапах подготовки;

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Из вышесказанного следует, что креативность должна базироваться на твердых знаниях и профессиональном опыте, к которым прилагаются гибкий ум и творческое мышление. Взглянув на задачу с разных точек зрения, креативный менеджер сможет предложить ее нестандартное решение. Кроме того, креативные люди, как правило, чрезвычайно харизматичны, а значит, смогут увлечь своими идеями коллектив, что тоже очень важно для менеджера.

Даже изначально креативные люди могут столкнуться с барьерами, блокирующими проявления креативности. К таким барьерам, например, относится окружающая обстановка, не располагающая к творчеству. В коллективе должен быть благоприятный психологический климат. Нервозность и стрессы не способствуют развитию креативности. Кроме того, менеджер должен быть уверен в надежности и стабильности компании. Ни один человек не способен творчески мыслить в ситуации неизвестности или страха перед завтрашним днем. Другой барьер - неправильная оплата труда, когда менеджер боится допустить ошибку и лишиться бонуса. Нельзя оплачивать каждый шаг специалиста. Это автоматически блокирует способность мыслить креативно, поскольку сдерживает рискованные поступки, без которых невозможны революционные изменения. Менеджер должен понимать, что его труд оплачивается справедливо. Тогда он, не думая ежедневно о размере компенсации, сможет выдавать творческие идеи. Блокирует креативность и недостаток времени. В условиях цейтнота человек не может сконцентрироваться на поставленной задаче, а соответственно, проникнуть в ее суть. Впрочем, слишком большое количество времени тоже негативно сказывается на креативности, поскольку вызывает скуку. Необходимо найти «золотую середину» и устранить все отвлекающие от решения задачи факторы.

Негативное влияние на креативность оказывает и атмосфера соревнования. Для получения наиболее успешного результата необходима командная деятельность и сотрудничество. Если команда идет к одной цели, она быстрее достигнет успеха, нежели каждый будет стараться тянуть одеяло на себя. Поэтому если в команде, например, 2 креативных сотрудника, лучше направить их деятельность в разные направления. И обязательно поощрить работу каждого из них.

Креативность, как и любое качество характера можно развивать и стимулировать. В каждом из нас заложены потенциальные способности, которые при грамотном подходе можно раскрыть. Что для этого нужно? Во-первых, благоприятный психологический климат в коллективе. Человек может работать творчески только там, где хорошо себя чувствует. Для этого ему требуется как можно больше свободы и самостоятельности. Необходимо максимально задействовать знания и навыки сотрудников, предоставить им возможность самореализации. Нельзя забывать об обучении персонала. Для развития креативности постоянно нужна новая информация, которую можно получить на конференциях, тренингах и семинарах. Удачные предложения и идеи обязательно должны поощряться. И не следует бояться похвалы – для креативных людей очень важна оценка их труда. Порой даже важней, чем материальные стимулы. Вышесказанное относится не только к потенциально креативным сотрудникам, но и к тем менеджерам, нестандартность мышления которых не вызывает сомнений. Работодатель должен четко осознавать, что креативность сотрудников во многом позволяет компании оставаться конкурентоспособной. А значит, это качество необходимо всячески развивать и культивировать.

 

 

1.3 Диагностика и особенности развития креативности управленцев

 

Основными критериями для сравнения методов и методик диагностики креативности управленцев являются: цель диагностики (определение уровня развития креативности, выявление особенностей креативного процесса или оценка творческого продукта испытуемого), временные ресурсы испытуемого и исследователя, информативность полученных результатов (большой объем неструктурированной информации об уровне развития креативности испытуемого; краткая, но четко сформулированная информация; большой объем информации о различных психологических особенностях индивида, в том числе, о его готовности к творческой деятельности), уровень сложности анализа полученных результатов. Оптимальным методом диагностического мониторинга креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки является стандартизированный тест-опросник, измеряющий наиболее значимые для управленческой деятельности факторы креативности и учитывающий специфику профессиональной деятельности субъектов управления.

Стандартизированные тесты-опросники, применяемые для диагностики креативности в процессе профессиональной подготовки управленцев в настоящее время, не учитывают особенности профессиональной деятельности управленцев, что свидетельствует о необходимости разработки новых стандартизированных тестов-опросников, учитывающих специфику управленческой деятельности. Весьма важными дополнительными требованиями к методам и методикам диагностики креативности управленцев являются: профессиональность и краткость, непрозрачность для испытуемых, учет особенностей профессиональной деятельности управленцев, учет личностных факторов креативности, наиболее значимых для управленческой деятельности, и др.

Поскольку в процессе диагностики креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки необходимо учитывать психологический и социальный возраст испытуемых, уровень их профессиональных знаний в области управления, опыт управленческой деятельности, существует необходимость разработки разнообразных стандартизированных тестов-опросников, предназначенных для диагностики креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки.

Профиль управленческой креативности имеет широкий диапазон применения: может быть использован в процессе разработки тестового инструментария, программ и упражнений для развития креативности управленцев; при разработке должностных инструкций и регламентов; а также при подборе, отборе, оценке персонала, формировании кадрового резерва.

Можно выделить шесть этапов развития креативности, соответствующих этапам профессиональной подготовки управленцев, - предварительному, начальному, среднему, высшему, послевузовскому и дополнительному. На различных этапах развития креативности управленцев применяются следующие подходы к развитию креативности: общий (развитие креативности без учета специфики профессиональной деятельности), специальный (развитие креативности с учетом специфики профессиональной деятельности), системный (развитие креативности на основе создания благоприятной среды), компетентностный (развитие креативности как социально-профессиональной компетентности), деятельностный (развитие креативности посредством вовлечения в выполнение творческой деятельности). Применение общего подхода целесообразно на предварительном и начальном этапах профессиональной подготовки управленцев, компетентностного - на начальном, среднем, высшем, послевузовском и дополнительном этапах, специального - на среднем, высшем, послевузовском и дополнительном этапах, деятельностного и системного - на всех этапах профессиональной подготовки.

В целях успешного развития креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки необходимо регулярно применять методы развития креативности - синектику, мозговой штурм, решение творческих задач и др.

Сравнительный анализ и выбор форм обучения целесообразно осуществлять на основе следующих критериев:

* соответствие базовым принципам развития креативности - принципам активности, мотивации, самостоятельной работы, рефлексии, благоприятной среды, а также выделенным нами принципам развития каждого личностного фактора креативности, вовлеченности преподавателя/тренера в процесс развития, двустороннего развития креативности, конкуренции между участниками процесса развития креативности;

* возможность применения основных методов развития креативности в рамках используемых форм обучения;

* направленность форм обучения на нейтрализацию барьеров, препятствующих креативному мышлению личности * учет особенностей профессиональной деятельности управленцев.

Разработка модели поэтапного развития креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки позволяет систематизировать и оптимизировать действия по развитию креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки с учетом основных подходов к развитию креативности, факторов и особенностей развития креативности управленцев на различных этапах профессиональной подготовки.

Модель креативной организации должна включать в себя следующие элементы: основные ценности; миссию; общую стратегическую установку; стратегии управления капиталом; стратегию развития человеческих ресурсов; методы управления персоналом; основные принципы управления; структуру управления; стиль руководства; мотивацию и стимулирование труда персонала; подбор персонала; оценку и аттестацию персонала; организационную культуру и социокультурные условия труда.

Внедрение модели креативной организации, помимо развития креативности управленцев, актуально для решения таких практических задач, как создание конкурентного преимущества организаций; восстановление и развитие убыточных предприятий, ресурсоемких отраслей экономики за счет новых технологий и подходов; повышение эффективности работы организаций, персонал которых занят преимущественно творческим трудом.

Ключевыми действиями по развитию креативности менеджеров на всех этапах профессиональной подготовки являются: создание нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие креативности управленцев; разработка и внедрение программ по подготовке преподавателей и тренеров с высоким уровнем развития креативности в учебные планы вузов; издание литературы по проблемам диагностики и развития креативности и т.д.

При разработке модели развития креативности управленцев, необходимо учитывать необходимость повышения участия государства и иных социальных институтов в развитии креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки.

Государственно-институциональный подход позволяет распределить зоны ответственности за осуществление действий по развитию креативности управленцев в процессе профессиональной подготовки между государством, бизнес-сообществом и образовательными учреждениями, оптимизировать и повысить эффективность взаимодействия социальных институтов, участвующих в данном процессе, а также реализовывать масштабные долгосрочные проекты по развитию креативности управленцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. КРЕАТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР КРЕАТИВНОСТИ ПОТЕНЦИАЛА КОЛЛЕКТИВА

 

 

2.1 Креативный менеджмент и его специфика

 

Креативный менеджмент - это управление процессом креативного мышления (индивидуального и командного). Это также менеджмент, ориентированный на креативный результат. Креативный менеджмент реализуется с использованием креативных методов и технологий.

Креативный (от английского «creative») - это буквально «творческий, созидательный». Он, в принципе, касается проблем управления коллективом, причем таких, которые относятся к не поддающимся четкой формализации предметным областям и подчиняются подвижным, «дрейфующим» критериям целеполагания Кирсанов К.. Креативный и эвристический менеджмент.

В основе концепции креативного, то есть различного социально-ответственного менеджмента лежит творческая интеграция достижений всех школ и направлений, используя которые любая организация могла бы стать уникальной, непохожей на другие, способной к предвосхищению потребителя.

Креативный менеджмент, объединяя наработки в разнообразных областях деятельности, нестандартно используя информацию, технологию и другие виды ресурсов, принимает на этой основе новые, оригинальные решения, способствующие налаживанию прогрессивных взаимосвязей между внешней и внутренней средой, а также формированию этой среды.

Данное взаимодействие должно осуществляться на основе признания и реализации социальной ответственности бизнеса.

Формирование креативного подхода к управлению, предъявляет новые требования к организационному проектированию и определяет необходимость построения современных структур, позволяющих создать не

копируемые конкурентные преимущества, раскрыть творческий и повысить мотивационный потенциал персонала организации, усилить результативность совместной работы.

Организационное построение осуществляется на основе творческой интеграции функционально-ориентированного (свойственного классическому подходу к управлению), процессно-ориентированного (характерного для рыночного подхода) и системно-целевого (позволяющего объединить основополагающие внутренние переменные организации на основе реализации социальной ответственности, совершенствования и обучения) подходов к организационному проектированию при реализации идеи максимально возможного внедрения командной работы.

Использование команд позволяет получить синергетический эффект, то есть новое качество результата совместного труда, создает условия для реализации творческого потенциала сотрудников, является крайне полезным для предприятия, но, как и любой другой метод, не может быть эффективным для всех видов организационной деятельности.

В креативной организации целесообразно творческое сочетание групповой и командной работы и выбор формы взаимодействия на уровне группы в первую очередь обуславливается характером выполняемой работы и степенью предрасположенности членов организации к командной или индивидуальной деятельности.

В основу построения креативных структур должно быть положено функциональное деление организации в соответствии с основными направлениями ее работы, позволяющее повысить результативность сложных специализированных работ и процессная департаментализация и координация, объединяющая стратегические, ключевые, основные, обеспечивающие и координационные команды и направленная на получение высокого совокупного результата.

Информация о работе Креативный менеджмент