Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:03, реферат
Проблема нестабильности сельскохозяйственных рынков может решаться политикой поддержки цен (что и наблюдается в ЕС) и развитием государственной системы хранения продукции, приобретаемой правительством в результате товарных интервенций на сельскохозяйственных рынках. Однако с развитием государственной системы хранения снижаются стимулы частных фирм вкладывать средства в развитие сферы хранения и складирования, усиливаются спекуляции на валютном рынке из-за попыток частных фирм частично отвоевать рынок.
Проблема нестабильности
сельскохозяйственных рынков может
решаться политикой поддержки цен
(что и наблюдается в ЕС) и
развитием государственной
Рассмотрим
направления государственного регулирования
цен, связанные с достижением определенных
социально-политических целей.
Первая цель –
достижение необходимой, с точки зрения
политиков, степени самообеспечения страны
важнейшими продуктами питания. Самообеспечение
не является конечной целью, оно обеспечивает
продовольственную безопасность в периоды
политических кризисов. Если необходимый
уровень самообеспечения не может быть
достигнут при рыночных ценах, то можно
стимулировать рост национального производства,
воздействуя на рыночные механизмы: вводить
экспортные пошлины или субсидировать
производителей. Более эффективны субсидии
производителям. Пошлины из-за искажения
структуры потребления меньше подходят
для воздействия на рынок, но благодаря
им пополняется бюджет и их значение возрастает.
Но даже высокая степень самообеспечения
не гарантирует, что при нарушении торговых
отношений она сохранится. В случае войны
или ядерного взрыва продукты могут быть
уничтожены и заражены.
Дешевле и безопаснее обеспечить постепенное накопление и длительное хранение продовольствия, чем поддерживать долгосрочными субсидиями излишне высокие уровни производства, так как дополнительные производственные мощности ведут к потери общественного благосостояния.
Вторая социально-политическая
цель государственного регулирования
цен – поддержка доходов
Регулирование цен используется
для решения таких социально
значимых задач, как поддержка
Структурная политика. Структура аграрного сектора складывается под влиянием социально-экономических и политических процессов. Она относительно стабильна в силу ограниченной мобильности факторов производства. Факторы, определяющие современное развитие аграрной структуры: технологические и рыночные эффекты масштабов производства; научно-технический прогресс; иммобильность производственных ресурсов; общеэкономические факторы (вмененные издержки труда, земли, капитала, изменения спроса, цен продуктов и средств производства); политическое влияние; исторически определенная ситуация.
Под аграрной структурной политикой понимаются все мероприятия, влияющие на структуру факторов производства, размещение производства, размеры предприятий. Важнейшим принципом аграрной структурной политики является принцип невмешательства государства в функционирование сельскохозяйственных рынков с целью оптимального размещения и использования производственных факторов (при мобильных производственных факторах оптимальный размер предприятия устанавливает рынок). Государство должно вмешиваться лишь в случае несовершенства рыночных механизмов и так, чтобы не препятствовать структурной адаптации предприятий в рынке.
Таким образом, потребность
в государственном
Структурная политика выполняет
также функцию
На структуру сельского хозяйства оказывают влияние такие меры государственного регулирования как субсидирование инвестиций, кредитное регулирование, стимулирование мобильности производственных ресурсов.
В настоящее время в
странах ЕС в рамках программ субсидирования
инвестиций большие средства выделяются
на модернизацию коровников и содержание
молочного скота, а также в
свиноводстве на рационализацию производства,
что ведет, однако, и к значительному
перепроизводству сельскохозяйственной
продукции. Для сокращения количества
фермеров, которые могут принимать
участие в этих программах, и повышения
их эффективности в ФРГ
Кредитное регулирование
проводится с целью стимулирования
инвестиций и состоит в государственном
содействии получению
Повышению мобильности производственных
ресурсов может содействовать увеличение
предложения земли, сдаваемой в
аренду через государственное “
Аграрная политика в области окружающей среды Для проведения политики охраны окружающей среды важно определить стандарт качества окружающей среды и поддерживать его с минимальными издержками.
Возможности аграрной политики в области охраны окружающей среды связаны прежде всего с установлением спецификацией имущественных прав на экологические блага. Так как рыночные механизмы не обеспечивают сохранение экологического равновесия, необходимо определить ответственность сельскохозяйственных товаропроизводителей перед законом за нанесение урона окружающей среде.
Большое значение имеет консультирование производителей и предоставление им информации о последствиях сельскохозяйственной деятельности для окружающей среды, экологическая оценка мероприятий по защите от эрозии и внесению удобрений, разработка экологических стандартов и обязательных требований (например, по количеству стоков животноводческих ферм), ограничению продажи удобрений и др.
При проведении мероприятий по защите окружающей среды государство вынуждено выбирать: либо отказаться от определенной доли национального дохода, либо от высокого качества окружающей среды. Эту дилемму можно решить исходя из достижения наибольшей выгоды при данных издержках, или минимизации издержек при заданной выгоде. Оба критерия достаточно условны, так как учесть все компоненты общественной выгоды и общественных издержек при проведении политики в области окружающей среды невозможно. Поэтому приходится ограничиваться определением вмененных издержек производителей за отказ от производства продукции. Так как выводимые из сельского хозяйства ресурсы будут использованы для производства других товаров, потери доходов из-за экологических мероприятий в сельском хозяйстве сопоставляются с величиной возможных благ после размещения изъятых ресурсов в других отраслях экономики. Полные общественные издержки и выгоды политических мероприятий трудно определить из-за существования временного лага.
Зачастую вмененные издержки по защите окружающей среды занижаются вследствие сильного протекционизма в аграрной сфере и издержек государственного регулирования. Реализация экологических программ требует значительных административных затрат, финансируемых из бюджета, в том числе для достижения консенсуса при выработке аграрной политики в области окружающей среды и т.п.
Некоторые экологические
блага могут быть защищены только
при определенных условиях или на
определенной территории (например, подземные
воды). В этих случаях могут устанавливаться
довольно жесткие стандарты, что
влияет на конкурентоспособность
В политике часто используется
принцип компенсации ущерба, в
соответствии с которым все издержки
по профилактике или устранению экологического
вреда могут быть возложены на
лицо, виновное в нанесении ущерба.
С другой стороны, может быть предусмотрена
выплата гонорара за улучшение экологии.
[http://murzim.ru/nauka/
В настоящее время завершается
первый этап освоения государствами–членами
ВТО режимов
Однако правила ВТО
не учитывают существенных различий
природно-экономических
Анализ тенденций развития
интеграционных процессов и хода
переговоров о присоединении
к ВТО России позволяет адаптировать
инструменты осуществления
Информация о работе Проблема нестабильности сельскохозяйственных рынков