Проблема нестабильности сельскохозяйственных рынков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 16:03, реферат

Краткое описание

Проблема нестабильности сельскохозяйственных рынков может решаться политикой поддержки цен (что и наблюдается в ЕС) и развитием государственной системы хранения продукции, приобретаемой правительством в результате товарных интервенций на сельскохозяйственных рынках. Однако с развитием государственной системы хранения снижаются стимулы частных фирм вкладывать средства в развитие сферы хранения и складирования, усиливаются спекуляции на валютном рынке из-за попыток частных фирм частично отвоевать рынок.

Файлы: 1 файл

Проблема нестабильности сельскохозяйственных рынков может решаться политикой поддержки цен.docx

— 31.09 Кб (Скачать)

1.Риск возможных потерь  России от вероятного снижения  конкурентоспособности аграрного  сектора России на внутреннем и внешних рынках, по крайней мере, в первые годы после присоединения к ВТО. Исследования позволили выявить три фактора возникновения таких рисков:

–        условия присоединения новых членов к ВТО гораздо жестче, чем обязательства по либерализации торговли у старых членов этой Организации. К тому же в переговорном процессе солидарно выступают коалиции экспортеров, например, страны Кэрнской группы, а государства–участники СНГ действуют поодиночке, что снижает эффект их воздействия;

–        правила ВТО не предусматривают особых режимов для стран с переходным типом экономики, которые еще только выходят из трасформационного кризиса;

–        одновременное снижение государственной поддержки, открытие рынков и отказ от экспортных субсидий имеет усугубляющиеся отрицательные последствия: для производителей, для бюджета, для продовольственной безопасности страны[2].

2.Интеграция аграрных  рынков государств–участников СНГ  и формирование общего аграрного  рынка. Правила ВТО не препятствуют  созданию региональных торговых  соглашений и союзов. К сожалению,  процесс интеграции в СНГ идет  достаточно сложно. По отношению  к ВТО не была выработана  согласованная позиция. Четыре государства (Кыргызстан, Грузия, Молдова. Армения) уже стали членами ВТО. Анализ динамики сельского хозяйства и аграрного рынка этих стран не выявил позитивных изменений[3].

3.Научное обеспечение  процессов присоединения и последующего  членства России в ВТО.

На заключительном этапе  переговоров о присоединении  к ВТО надо сосредоточить научные  силы на следующих направлениях:

–        исследование последствий либерализации агропродовольственного рынка РФ и возможностей снижения рисков вступления в ВТО для аграрного сектора РФ и СНГ;

–        моделирование вариантов торговой политики через сценарные расчеты;

–        межстрановый анализ использования мер поддержки и доступа импортной продукции на рынки РФ и СНГ.

На этапе после присоединения  к ВТО предстоит расширить  исследования по следующим направлениям:

–        научное обеспечение мероприятий имплементационного периода;

–        создание системы информационно-аналитического мониторинга для отслеживания реакции агропродовольственного рынка на выполнение обязательств, взятых Россией по линии ВТО;

–        развитие теории многофункциональности сельского хозяйства, которая объективно определяет особую роль аграрного сектора не только в производственной сфере, но и в сферах социальной, и социокультурной, экологической, в сфере безопасности страны. Для проблематики ВТО эта теория имеет особое значение, т.к. позволяет достаточно широко трактовать меры поддержки аграрного сектора и меры торговой политики.      

В отличие от европейского для российского сельского хозяйства  характерна относительно невысокая  интенсивность, что благоприятно сказывается  на состоянии ландшафтов и качестве продуктов питания. Так, внесенные минеральные удобрения на 1 га пашни в Великобритании, например, составляют 350 кг, в Нидерландах – 550, а в России всего 16[4]. По причине более слабого развития промышленности и транспорта даже на европейской части России поступления свинца в почву на порядок ниже, чем в Западной Европе. Таким образом, обладая самой крупной в мире по масштабам и ненарушенной экосистемой, Россия может стать ведущим поставщиком в Европу экологически чистой продукции. Такая ориентация экспорта сельского хозяйства и пищевой индустрии РФ создала бы дополнительный спрос на машины и оборудование для агропромышленного комплекса, упаковочные материалы и другие средства производства, что позволило бы расширить поставки соответствующих товаров странам Европы, дало бы положительный импульс развитию отечественного машиностроения. При этом, учитывая, что особо чистые территории сосредоточены на территории российского севера, предлагаемые акценты способствуют ускорению его развития, снизив тем самым территориальное неравенство по регионам Российской Федерации.

Развитие теории и практики интеграции аграрных рынков в условиях экономической глобализации позволит объективно оценивать реальные и  возможные в перспективе последствия  присоединения России к ВТО. Вместе с тем не следует считать эту  организацию идеальным институтом для регулирования мировой торговли. К сожалению, она испытывает на себе влияние мощных транснациональных  корпораций, лоббирующих свои интересы. Развивающиеся страны и государства  с переходной экономикой находятся  не в центре, а на периферии этой организации. Многие ее процедуры носят  слишком формальный, бюрократический  характер. Возникают порой и случаи дискриминации претендентов на членство в ВТО.

Очевидно, присоединение  к ВТО России, Казахстана, Украины, Беларуси позволит странам СНГ вместе с Китаем и Японией влиять на позитивные процессы сдерживания избыточной либерализации  аграрных рынков стран, преодолевающих системный кризис. В этой связи  модернизационная стратегия развития АПК регионов должна учитывать не только позитивные результаты внутренней компоненты трансформации, но и ситуацию на внешнем аграрном рынке, внешние  институциональные изменения, влияющие на выбор эффективных инструментов осуществления аграрной политики.

Безусловно, реализация всех направлений модернизации развития АПК России на всех уровнях, в т.ч. региональном, требует увеличения финансирования всех ее институциональных составляющих на порядок, что и предусматривает  Госпрограмма развития сельского хозяйства – с 65,41 млрд. руб. в 2007г. до 551,30 млрд. руб. в 2008-2012 гг. Масштабные финансовые вложения государства в развитие АПК являются финансовой основой его устойчивого роста. Цели Государственной программы на 2008-2012 гг.:

- устойчивое развитие  сельских территорий, повышение  занятости и  уровня  жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности  отечественной сельскохозяйственной  продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства, ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства с целью импортозамещения;

- сохранение и воспроизводство  используемых в сельскохозяйственном  производстве земельных и других  природных ресурсов.      

Достижение этих целей  обеспечивает реализацию модернизационной стратегии развития АПК России. [http://tsulbp-journal.narod.ru/jurnal/matn_4/bochkov_a_a.html]

 

 

Список литературы.

 

  1. Наука сельского хозяйства. http://murzim.ru/nauka/selskoe-hozjajstvo/23991-osnovnye-napravleniya-agrarnoy-politiki.html

Информация о работе Проблема нестабильности сельскохозяйственных рынков