Принятие управленческих решений по данным финансовой отчетности на примере предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:20, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является принятие управленческих решений на основе проведенного анализа по данным финансовой отчетности. В процессе работы были проведены горизонтальный (временной) анализ, вертикальный (структурный) анализ, анализ относительных показателей (коэффициентов). На основе полученных данных в работе предложены корректирующие и рекомендательные мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.

Оглавление

Введение 9
1 Сущность финансового менеджмента в организации 11
1.1 Финансовый менеджмент: содержание, цели и функции 11
1.2 Финансовый анализ как база принятия
управленческих решений 13
1.3 Методы финансового анализа 14
2 Финансовая отчетность предприятия – информационная база
финансового анализа 15
2.1 Сущность, назначение и виды отчетности 15
2.2 Состав финансовой отчетности и принципы ее составления 17
2.3 Пользователи финансовой отчетности 21
3 Анализ финансового состояния по данным бухгалтерского учета 23
3.1 Расчет и оценка финансовых коэффициентов рентабельности 27
3.2 Анализ обеспеченности запасов источниками их формирования 29
3.3 Расчет и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости 31
3.4 Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности 34
3.5 Расчет и оценка показателей платежеспособности 39
4 Принятие управленческих решений по данным
финансовой отчетности 41
4.1 Управленческое решение и структура его принятия 42
4.2 Управление заемным капиталом 46
4.3 Управление кредиторской задолженностью 46
4.4 Управление оборотными средствами 48
4.5 Управление дебиторской задолженностью 49
4.6 Управление формированием рентабельности 51
4.7 Управление формированием прибыли 51
4.8 Управление затратами 53

5 Анализ финансового состояния на примере
55
5.1 Краткая экономическая характеристика предприятия 55
5.2 Анализ финансовой отчетности 58
6 Корректирующие и рекомендательные мероприятия по улучшению
финансового состояния предприятия 100
Заключение 107
Перечень использованных источников 114
Приложение А 117

Файлы: 1 файл

Диплом Фед-ое агентство по образованию.doc

— 837.50 Кб (Скачать)

 

4.5 Управление дебиторской задолженностью

 

Управление дебиторской задолженностью должно входить  составным элементом  в общую политику управления оборотными средствами предприятия и корреспондировать с другими ее элементами.

Управление дебиторской задолженностью подразумевает:

-  выработку политики управления  и принципов формирования;

-  планирование дебиторской  задолженности, ее лимитов и  нормативов;

- формирование оптимальных форм расчетов с покупателями, максимальное использование предоплаты, оформление возможно большей доли дебиторской задолженности векселями;

- формирование взаимноприемлемых  сроков расчетов, постоянный контроль  за практикой расчетов с контрагентами;

- постоянный мониторинг влияния  дебиторской задолженности на  финансовую устойчивость; контроль  за соотношением дебиторской  и кредиторской задолженности,  за долей отвлекаемых в задолженность  оборотных средств;

-   стимулирование досрочной оплаты за продукцию;

- стимулирование своевременной  оплаты продукции через введение  системы поощрений;

- создание резерва ликвидных  активов для смягчения возможных  «всплесков» неплатежеспособности  дебиторов и убытков от безнадежной  задолженности;

- компенсацию потерь от дебиторской задолженности путем их возможного включения в цену реализуемой продукции, стоимость векселя;

- осуществление возможностей рефинансирования  дебиторской задолженности (продажа  долгов, факторинг, форфейтинг);

- использование  бартерных отношений для уменьшения взаимной задолженности;

- полное  использование правовых мер для  взыскания дебиторской задолженности;

- контроль  за эффективностью кредитной  политики (в частности, сравнение  дополнительной чистой прибыли,  полученной от реализации товаров в кредит, со стоимостью обслуживания последнего).

В целом  управление дебиторской задолженностью сводится к формированию отношений  с покупателями, способствующих оптимизации  ее общего размера и скорейшему возвращению  долгов. [18]

 

4.6 Управление формированием рентабельности

 

Оно включает в себя управление повышением рентабельности, профилактику снижения, планирование рентабельности, учет факторов рентабельности. Если управление рентабельностью  представить как систему, то ее подсистемами будут управление прибылью (положительными денежными потоками, доходами, выручкой, сбытом, приростом пассивов), с одной стороны, и управление расходами предприятия (отрицательными денежными потоками, затратами, себестоимостью, приростом активов), с другой. В управлении рентабельностью важно соотношение доходности собственных операций и цены привлечения заемных средств. Если последние приносят больше прибыли, чем сумма уплачиваемых процентов на заемный капитал, то разница будет «работать» на повышение рентабельности собственного капитала. Но если соотношение обратное, то привлечение заемных средств ухудшит показатель рентабельности и потому допустима только экстренная мера.

Существует  специфика управления процессом  повышения отдельных видов рентабельности. Управление рентабельностью продукции предполагает снижение себестоимости единицы продукции. Управление процессом повышения рентабельности предполагает установление минимальных допустимых уровней рентабельности от продажи различных групп товаров. Проблемой является одновременное обеспечение высокой рентабельности и приемлемых для покупателей (низких) цен. [18]

 

 

4.7 Управление формированием прибыли

 

Данный вид управления должен входить  составным элементом в процесс  управления рентабельностью и быть подчинен последнему. Технико-экономический анализ производства, изучение спроса и предложения и другие виды анализа предшествуют управлению формированием прибыли. При этом следует использовать внутренние и внешние факторы, влияющие на валовую прибыль.  В первую очередь необходимо задействовать факторы, зависящие от предприятия. В части внутренних условий это означает использование мер, способствующих росту выручки от реализации, а в ее составе – объема прибыли, а также прочих операционных доходов, прочих внереализационных доходов, процентов к получению. Необходимы повышение качества продукции, увеличение ее объема и минимизация затрат.

Внешние факторы, влияющие на прибыль: высокая  степень стабильности конкурентной среды, наличие достаточно емкого рынка, использование природно-климатических условий, цен на факторы производства. При возможности применяется льготное налогообложение.

Для обеспечения  нормальной прибыли должно быть своевременное  финансирование всех этапов движения товара – от производства до реализации. На процесс формирования прибыли также влияет выбранный предприятием тип учетной политики. Так, метод учета производственных запасов ФИФО, занижая себестоимость, завышает прибыль. Этот метод выгоден лишь в случае, если предприятие пользуется льготами по налогу на прибыль. Для максимизирования реальной прибыли и уменьшения налогооблагаемой  рекомендуется применять метод ЛИФО (учет запасов по себестоимости последних закупок), в соответствии с которыми происходит завышение себестоимости и соответственно занижение прибыли.

На формирование прибыли влияет и выбранный предприятием метод амортизации основных средств. Применение ускоренной амортизации  уменьшает чистую прибыль (с учетом налоговых льгот по амортизации). Кроме того, предприятие может  установить выгодные ему нормативы износа нематериальных активов и так далее. Возможно также использование практики разумных задержек в оплате поставляемой продукции (особенно это эффективно при повышении уровня инфляции). При этом от своих контрагентов предприятие вправе требовать предоплату за реализованную продукцию.

4.8 Управление затратами

 

Управление затратами представляет собой один из основных факторов, влияющих на образование прибыли, повышение  рентабельности и формирование цен. Распределяя затраты по различным группам товаров, можно уменьшать или увеличивать издержки в зависимости от потребности предприятия. Управление затратами предполагает управление затратами в целом и отдельными их видами, как основными, вспомогательными, так и второстепенными. Оно также означает управление динамикой затрат, их соотношением между собой.

На предприятии должна быть определена четкая учетная политика по отношению  к затратам на производство и реализации продукции, а также выбран вариант  учета затрат на производство и калькулирования себестоимости.

Трудность управления затратами состоит  в необходимости увязки этого  процесса с ценообразованием, формированием  прибыли, политикой в области  оплаты труда и другими сторонами  деятельности предприятия. Обычно управление затратами сводится к их снижению, но это не всегда правомерно. Управление затратами – это прежде всего их оптимизация. С целью повышения качества товаров (или качества обслуживания клиентов) порой бывает выгоднее пойти на дополнительные затраты, чем снижать издержки, но обслуживать на прежнем (а то и на более низком) уровне. [20]

Перечисленные направления принятия финансовых управленческих решений  представлены в рисунке 2.

 

 

 

 

 

 

 Рисунок 2 Основные направления принятия финансовых управленческих решений

 

5 Анализ финансового  состояния на примере

5.1 Краткая экономическая характеристика  предприятия

 

1.Полное наименование анализируемого  предприятия:

          

2. Дата и место регистрации:

3.Уставный капитал:

Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости акций Обществ, приобретенных акционерами. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 345 810 рублей. (Триста сорок пять тысяч восемьсот десять рублей). Все акции, размещаемые Обществом являются обыкновенными именными. Общее количество акций – 11527 штук. (Одиннадцать тысяч пятьсот двадцать семь штук) номинальной стоимостью 30 рублей.

4. Орган управления:

Высшим органом управления является общее собрание акционеров,  общее руководство деятельностью осуществляет Совет директоров, единоличным исполнительным органом является Генеральный директор.

5. Цели деятельности:

Расширение рынка товаров и  услуг, а также извлечение прибыли.

6. Виды деятельности:

анализируемое предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

Кроме того, имеются сопутствующие  службы:

Направлений торговой деятельности несколько:

7. Полный адрес предприятия:

8. Источники финансирования:

прибыль, полученная в результате деятельности, кредиты банков.

9.Среднесписочная численность  составляет  человек.

 

 Анализ внешней среды предприятия

 

Принятие и реализация управленческих решений связаны с внутренней средой, в которой функционирует  предприятие.

Однако все эти решения принимаются под влиянием внешних по отношению к предприятию сил.

Внешняя среда предприятия включает: потребителей, поставщиков, конкурентов, торговых посредников, банки и налоговые  службы, органы областного и местного самоуправления, структуры федерального уровня.

Наиболее значимыми компонентами внешней среды предприятия являются поставщики, потребители, конкуренты.

Потребители

 

Каждому предприятию очень важно  тщательно изучать своих клиентов. Предприятие  выступает на следующих  рынках:

- потребительский рынок –   лица, приобретающие товары и  услуги для личного потребления;

- рынок промежуточных продавцов  – организации, приобретающие товары для последующей перепродажи их с выгодой для себя;

- рынок конечных потребителей  – организации, приобретающие  товар для собственных нужд.

Потребители рассчитывают на приобретение товаров в соответствии с потребностями  по качеству, ценам, сервису.

На поведение потребителей влияют различные факторы, прежде всего  факторы внешней  среды (повышение  цен, предъявление требований к качеству продукции и другое). Важное значение для розничной торговли приобретают  факторы индивидуальных различий потребителей: доходы, мотивация, уровень количественных потребностей в товаре и так далее.

 

Поставщики

 

Поставщики участвуют в процессе материально-технического обеспечения  деятельности предприятия. Серьезными аспектами конкуренции со стороны  поставщиков могут быть цены на материальные ресурсы, договорные условия.

Основными поставщиками  являются:

 

5.2 Анализ финансовой отчетности

Оценка имущественного положения  предприятия

 

Исходными данными финансового  анализа являются формы годового отчета №1 «Баланс предприятия» на 01.01.2003г., на 01.01.2004 г. и на 01.01.2002г.; №2 Приложение к балансу «Отчет о прибылях и убытках».

Структура валюты баланса представлена в таблице 2.

Предварительная оценка финансового  состояния проводится по данным балансов предприятия  , используя    вертикальный  анализ (таблица 3) и горизонтальный анализ (таблицы 4,5).

 

 

 

 

 

                           

Таблица 2 - Структура  валюты баланса

 

Показатель

2003 год

2004 год

2005 год

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Валюта  баланса

9257

100

9484

100

9508

100

АКТИВ

Внеоборотные активы:

6025

65,09

5919

62,41

5691

59,85

в том  числе:

           

Основные  средства

6012

64,95

5905

62,26

5678

59,71

Оборотные активы:

3232

39,91

3565

37,59

3817

40,15

в том  числе:

           

Запасы

2793

30,17

3421

36,07

3707

38,99

Дебиторская задолженность

367

3,96

93

0,98

69

0,73

Денежные средства и краткосрочные  финансовые вложения

41

0,45

30

0,32

24

0,25

ПАССИВ

Собственный капитал:

4844

52,33

4726

49,83

4708

49,52

Убытки

-1767

19,09

-1885

19,88

-1903

20,01

Долгосрочные обязательства

327

3,53

375

3,96

518

5,44

Краткосрочные обязательства:

4086

44,14

4383

46,21

4282

45,04

Кредиторская  задолженность

3742

40,42

4279

45,12

4203

44,20

Информация о работе Принятие управленческих решений по данным финансовой отчетности на примере предприятия