Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 09:20, дипломная работа
Целью данной работы является принятие управленческих решений на основе проведенного анализа по данным финансовой отчетности. В процессе работы были проведены горизонтальный (временной) анализ, вертикальный (структурный) анализ, анализ относительных показателей (коэффициентов). На основе полученных данных в работе предложены корректирующие и рекомендательные мероприятия по улучшению финансового состояния предприятия.
Введение 9
1 Сущность финансового менеджмента в организации 11
1.1 Финансовый менеджмент: содержание, цели и функции 11
1.2 Финансовый анализ как база принятия
управленческих решений 13
1.3 Методы финансового анализа 14
2 Финансовая отчетность предприятия – информационная база
финансового анализа 15
2.1 Сущность, назначение и виды отчетности 15
2.2 Состав финансовой отчетности и принципы ее составления 17
2.3 Пользователи финансовой отчетности 21
3 Анализ финансового состояния по данным бухгалтерского учета 23
3.1 Расчет и оценка финансовых коэффициентов рентабельности 27
3.2 Анализ обеспеченности запасов источниками их формирования 29
3.3 Расчет и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости 31
3.4 Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности 34
3.5 Расчет и оценка показателей платежеспособности 39
4 Принятие управленческих решений по данным
финансовой отчетности 41
4.1 Управленческое решение и структура его принятия 42
4.2 Управление заемным капиталом 46
4.3 Управление кредиторской задолженностью 46
4.4 Управление оборотными средствами 48
4.5 Управление дебиторской задолженностью 49
4.6 Управление формированием рентабельности 51
4.7 Управление формированием прибыли 51
4.8 Управление затратами 53
5 Анализ финансового состояния на примере
55
5.1 Краткая экономическая характеристика предприятия 55
5.2 Анализ финансовой отчетности 58
6 Корректирующие и рекомендательные мероприятия по улучшению
финансового состояния предприятия 100
Заключение 107
Перечень использованных источников 114
Приложение А 117
4.5 Управление дебиторской
Управление дебиторской
Управление дебиторской
- выработку политики управления и принципов формирования;
- планирование дебиторской задолженности, ее лимитов и нормативов;
- формирование оптимальных форм расчетов с покупателями, максимальное использование предоплаты, оформление возможно большей доли дебиторской задолженности векселями;
- формирование
- постоянный мониторинг влияния
дебиторской задолженности на
финансовую устойчивость; контроль
за соотношением дебиторской
и кредиторской задолженности,
за долей отвлекаемых в
- стимулирование досрочной оплаты за продукцию;
- стимулирование своевременной
оплаты продукции через
- создание резерва ликвидных
активов для смягчения
- компенсацию потерь от дебиторской задолженности путем их возможного включения в цену реализуемой продукции, стоимость векселя;
- осуществление возможностей
- использование бартерных отношений для уменьшения взаимной задолженности;
- полное
использование правовых мер
- контроль
за эффективностью кредитной
политики (в частности, сравнение
дополнительной чистой прибыли,
В целом управление дебиторской задолженностью сводится к формированию отношений с покупателями, способствующих оптимизации ее общего размера и скорейшему возвращению долгов. [18]
4.6 Управление формированием рентабельности
Оно включает в себя управление повышением рентабельности, профилактику снижения, планирование рентабельности, учет факторов рентабельности. Если управление рентабельностью представить как систему, то ее подсистемами будут управление прибылью (положительными денежными потоками, доходами, выручкой, сбытом, приростом пассивов), с одной стороны, и управление расходами предприятия (отрицательными денежными потоками, затратами, себестоимостью, приростом активов), с другой. В управлении рентабельностью важно соотношение доходности собственных операций и цены привлечения заемных средств. Если последние приносят больше прибыли, чем сумма уплачиваемых процентов на заемный капитал, то разница будет «работать» на повышение рентабельности собственного капитала. Но если соотношение обратное, то привлечение заемных средств ухудшит показатель рентабельности и потому допустима только экстренная мера.
Существует
специфика управления процессом
повышения отдельных видов
4.7 Управление формированием
Данный вид управления должен входить составным элементом в процесс управления рентабельностью и быть подчинен последнему. Технико-экономический анализ производства, изучение спроса и предложения и другие виды анализа предшествуют управлению формированием прибыли. При этом следует использовать внутренние и внешние факторы, влияющие на валовую прибыль. В первую очередь необходимо задействовать факторы, зависящие от предприятия. В части внутренних условий это означает использование мер, способствующих росту выручки от реализации, а в ее составе – объема прибыли, а также прочих операционных доходов, прочих внереализационных доходов, процентов к получению. Необходимы повышение качества продукции, увеличение ее объема и минимизация затрат.
Внешние
факторы, влияющие на прибыль: высокая
степень стабильности конкурентной
среды, наличие достаточно емкого рынка,
использование природно-
Для обеспечения нормальной прибыли должно быть своевременное финансирование всех этапов движения товара – от производства до реализации. На процесс формирования прибыли также влияет выбранный предприятием тип учетной политики. Так, метод учета производственных запасов ФИФО, занижая себестоимость, завышает прибыль. Этот метод выгоден лишь в случае, если предприятие пользуется льготами по налогу на прибыль. Для максимизирования реальной прибыли и уменьшения налогооблагаемой рекомендуется применять метод ЛИФО (учет запасов по себестоимости последних закупок), в соответствии с которыми происходит завышение себестоимости и соответственно занижение прибыли.
На формирование прибыли влияет и выбранный предприятием метод амортизации основных средств. Применение ускоренной амортизации уменьшает чистую прибыль (с учетом налоговых льгот по амортизации). Кроме того, предприятие может установить выгодные ему нормативы износа нематериальных активов и так далее. Возможно также использование практики разумных задержек в оплате поставляемой продукции (особенно это эффективно при повышении уровня инфляции). При этом от своих контрагентов предприятие вправе требовать предоплату за реализованную продукцию.
4.8 Управление затратами
Управление затратами
На предприятии должна быть определена четкая учетная политика по отношению к затратам на производство и реализации продукции, а также выбран вариант учета затрат на производство и калькулирования себестоимости.
Трудность управления затратами состоит в необходимости увязки этого процесса с ценообразованием, формированием прибыли, политикой в области оплаты труда и другими сторонами деятельности предприятия. Обычно управление затратами сводится к их снижению, но это не всегда правомерно. Управление затратами – это прежде всего их оптимизация. С целью повышения качества товаров (или качества обслуживания клиентов) порой бывает выгоднее пойти на дополнительные затраты, чем снижать издержки, но обслуживать на прежнем (а то и на более низком) уровне. [20]
Перечисленные направления принятия финансовых управленческих решений представлены в рисунке 2.
Рисунок 2 Основные направления принятия финансовых управленческих решений
5 Анализ финансового состояния на примере
5.1 Краткая экономическая
1.Полное наименование
2. Дата и место регистрации:
3.Уставный капитал:
Уставный капитал Общества составляется из номинальной стоимости акций Обществ, приобретенных акционерами. Уставный капитал определяет минимальный размер имущества, гарантирующий интересы его кредиторов, и составляет 345 810 рублей. (Триста сорок пять тысяч восемьсот десять рублей). Все акции, размещаемые Обществом являются обыкновенными именными. Общее количество акций – 11527 штук. (Одиннадцать тысяч пятьсот двадцать семь штук) номинальной стоимостью 30 рублей.
4. Орган управления:
Высшим органом управления является общее собрание акционеров, общее руководство деятельностью осуществляет Совет директоров, единоличным исполнительным органом является Генеральный директор.
5. Цели деятельности:
Расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли.
6. Виды деятельности:
анализируемое предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
Кроме того, имеются сопутствующие службы:
Направлений торговой деятельности несколько:
7. Полный адрес предприятия:
8. Источники финансирования:
прибыль, полученная в результате деятельности, кредиты банков.
9.Среднесписочная численность составляет человек.
Анализ внешней среды
Принятие и реализация управленческих решений связаны с внутренней средой, в которой функционирует предприятие.
Однако все эти решения принима
Внешняя среда предприятия включает: потребителей, поставщиков, конкурентов, торговых посредников, банки и налоговые службы, органы областного и местного самоуправления, структуры федерального уровня.
Наиболее значимыми
Потребители
Каждому предприятию очень важно
тщательно изучать своих
- потребительский рынок –
лица, приобретающие товары и
услуги для личного
- рынок промежуточных продавцов – организации, приобретающие товары для последующей перепродажи их с выгодой для себя;
- рынок конечных потребителей – организации, приобретающие товар для собственных нужд.
Потребители рассчитывают на приобретение товаров в соответствии с потребностями по качеству, ценам, сервису.
На поведение потребителей влияют различные факторы, прежде всего факторы внешней среды (повышение цен, предъявление требований к качеству продукции и другое). Важное значение для розничной торговли приобретают факторы индивидуальных различий потребителей: доходы, мотивация, уровень количественных потребностей в товаре и так далее.
Поставщики
Поставщики участвуют в
Основными поставщиками являются:
5.2 Анализ финансовой отчетности
Оценка имущественного положения предприятия
Исходными данными финансового анализа являются формы годового отчета №1 «Баланс предприятия» на 01.01.2003г., на 01.01.2004 г. и на 01.01.2002г.; №2 Приложение к балансу «Отчет о прибылях и убытках».
Структура валюты баланса представлена в таблице 2.
Предварительная оценка финансового состояния проводится по данным балансов предприятия , используя вертикальный анализ (таблица 3) и горизонтальный анализ (таблицы 4,5).
Таблица 2 - Структура валюты баланса
Показатель |
2003 год |
2004 год |
2005 год | |||
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% |
Тыс. руб. |
% | |
Валюта баланса |
9257 |
100 |
9484 |
100 |
9508 |
100 |
АКТИВ | ||||||
Внеоборотные активы: |
6025 |
65,09 |
5919 |
62,41 |
5691 |
59,85 |
в том числе: |
||||||
Основные средства |
6012 |
64,95 |
5905 |
62,26 |
5678 |
59,71 |
Оборотные активы: |
3232 |
39,91 |
3565 |
37,59 |
3817 |
40,15 |
в том числе: |
||||||
Запасы |
2793 |
30,17 |
3421 |
36,07 |
3707 |
38,99 |
Дебиторская задолженность |
367 |
3,96 |
93 |
0,98 |
69 |
0,73 |
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения |
41 |
0,45 |
30 |
0,32 |
24 |
0,25 |
ПАССИВ | ||||||
Собственный капитал: |
4844 |
52,33 |
4726 |
49,83 |
4708 |
49,52 |
Убытки |
-1767 |
19,09 |
-1885 |
19,88 |
-1903 |
20,01 |
Долгосрочные обязательства |
327 |
3,53 |
375 |
3,96 |
518 |
5,44 |
Краткосрочные обязательства: |
4086 |
44,14 |
4383 |
46,21 |
4282 |
45,04 |
Кредиторская задолженность |
3742 |
40,42 |
4279 |
45,12 |
4203 |
44,20 |