Применение зарубежного опыта в Российском менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – вычленить особенности процесса развития и формирования менеджмента в России.
Предметом является непосредственно сам менеджмент, а также особенности его развития и формирования в России. Объектом выступают человеческие ресурсы.
Задачи, которые предстоит решить:
1) описать зарождение менеджмента в России;
2) описать развитие менеджмента в эпоху дореволюционного периода;
3) проанализировать современный российский менеджмент;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….…3
1 ЭТАПЫ И ПРНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА..5
1.1 Менеджмент эпохи дореволюционного и послереволюционного периода…....5
1.2 Совершенствование системы хозяйственного руководства в послевоенный
период………………………………………………………………………………….14
1.3 Современный российский менеджмент…………………...…………………….19
2 КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА………...30
2.1 Социально-экономические основы современного менеджмента……………....30
2.2 Взаимосвязь форм собственности и систем менеджмента……………………..33
3 РОССИЙСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА……………41
3.1 Особенности национальной деловой культуры……………………………….....41
3.2 Профессионализация менеджмента……………………………………..………..46
4 ПРИМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РОССИЙСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ52
4.1 Формирования российского менеджмента на основе зарубежных школ менеджмента…………………………………………………………………………...52
4.2 Проблемы менеджмента в России и возможность использования японского опыта для их устранения……………………………………………………….……...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….…70

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

       Знание  истории национальной культуры, ее ценностей и образцов поведения людей в различных хозяйственных ситуациях позволяет профессионально готовить и воспитывать будущих менеджеров. Без знания особенностей национальной деловой культуры невозможно решать на высоком профессиональном уровне сложные и комплексные задачи, особенно в системе предприятий с иностранными инвестициями. 

         3.2 Профессионализация менеджмента

       Эффективность корпоративного хозяйствования в динамически  функционирующей рыночной экономике в решающей мере зависит от системы менеджмента и его профессионализма. В связи с этим нам еще предстоит пережить свою революцию менеджмента и менеджеров, без которой, как показывает мировой опыт, цивилизованное общество построить невозможно. А для этого предстоит изменить традиции пренебрежительного отношения к менеджменту вообще и к обучению управлению в частности.

       До  сих пор у нас широко распространено мнение, что управлять людьми несложно, никаких специальных знаний для этого не требуется, нужны лишь минимальные организаторские способности и некоторый опыт.

       Проблему  можно решать в двух направлениях. Во-первых, готовить в, вузах дипломированных специалистов — аналитиков с очень основательной системой философских и управленческих знаний. Во-вторых, ввести соответствующие учебные дисциплины для всех студентов и слушателей, обучающихся по специальности «Менеджмент». Кроме того, необходимо поднять уровень аналитического подхода у руководителей всех звеньев, создать культуру системного мышления в обществе в целом.

       В государственном образовательном  стандарте в перечне специальностей сравнительно недавно появилась специальность «Менеджмент», и, конечно, сразу же возникли различные мнения по поводу ее названия, целесообразности, практического содержания, специфики и принадлежности к определенной области знаний и профессиональной деятельности. Наиболее общей точкой зрения является та, что менеджмент — это специальность, профессия и квалификация, требующая фундаментального основания: экономического, технологического, информационного, юридически-правового, социально-психологического и т.д.

       В связи с этим; возникают серьезные теоретические и практические задачи отбора и формирования профессионального корпуса управленцев, организаторов, менеджеров. Будущих менеджеров нужно готовить в вузах как на экономической и технологической, так и на инженерной базе, начиная с низшей ступени: референт, помощник, советник, консультант руководителя.

       Не  исключается возможность подготовки менеджера как специалиста смешанного типа: экономиста-менеджера, инженера-менеджера, технолога-менеджера, юриста-менеджера, товароведа-менеджера, коммерсанта-менеджера, предпринимателя-менеджера, врача-менеджера и т.д.

       Особенность специальности заключается в  ее соединении с другими специальностями в процессе первого высшего образования.

       Практика  подтверждает необходимость подготовки профессиональных менеджеров в системе второго образования, но это вовсе не значит, что следует исключить первое образование. Профессионализм в любом деле формируется лучше, если он формируется с «чистого листа». Специальность «Менеджмент» в этом случае не исключение.

       Менеджмент  по опыту цивилизованных индустриально  развитых стран, да и по опыту реформирования управления в России, необходимо рассматривать как инновационный тип управления в системе горизонтальных рыночных отношений между производителями, потребителями и посредниками.

       Системно-инновационный  тип управления порожден потребностями  открытой либеральной экономики и обладает вполне определенными чертами. К ним относятся: приоритеты экономических интересов и процессов, важность человеческого фактора, гибкие организационные формы, конкурентоспособные системы управления, профессиональная подготовка менеджеров.

       Профессионализация  менеджмента обусловлена нарастающей  сложностью управления, которая определяется не столько увеличением масштабов управления, сколько усложнением его структуры и технологии, усилением динамики, повышением социальной ответственности, обострением конкуренции. Современный менеджмент — это управление в условиях экономического риска и угрозы банкротства.

       Профессионализация  менеджмента определяется шестью факторами[11,с.145]:

  1. профессиональной подготовкой самого менеджера;
  2. профессионализмом персонала управления;
  3. организационными и социально-экономическими условиями, в которых возможно проявление профессионализма, его практическая реализация;
  4. стимулированием реализации потенциала менеджера в созидательном труде;
  5. духовностью, терпимостью и поиском правды;
  6. созидательным проявлением любви к Родине.

       В своей профессиональной деятельности менеджер, как функциональный работник, так и системный руководитель корпоративного управления, выполняет разные роли: генератора идей; концептолога — проводника концепции управления; инноватора — как защитника, так и организатора реализации инноваций; организатора — проектировщика организационных структур; арбитра — главного лица в решении конфликтов; эксперта — человека, умеющего провести анализ и дать объективную оценку; консультанта — специалиста, способного дать полезные рекомендации, советы и установки. Наконец, менеджер — это лидер, руководитель, принимающий решения и берущий на себя ответственность.

       Профессионализм созидания и законопослушность  управленцев и менеджеров должны стать основной мерой их ценности, поэтому профессиональное отношение к любому виду деятельности должно воспитываться как осознанная необходимость не только выживания, но и цивилизованного развития.

       Разрабатывая  модель специальности «Менеджмент» и квалификационные требования к ней, рекомендуется исходить из оценки четырех типов характеристик потребительной стоимости данного специфического товара[11,с.97]:

       -  профессионально-квалификационных,   определяющих   основное предназначение кадрового менеджера и обусловленных в свою очередь уровнем и содержанием его знаний, умения и навыков;

       - физических, связанных с социально-демографической  ситуацией в стране (регионе);

       - психомотивационных, включающих психофизиологические  особенности и мотивационный механизм профессиональной деятельности специалиста;

       - специфических, отражающих конкретные  желания и предпочтения работодателя в отношении потребительной стоимости специальности «Менеджмент».

       В настоящее время основное внимание акцентируется не столько на профессиональной способности к труду, сколько на особенностях потребительского спроса на рабочую силу. Поэтому важно изменить ситуацию купли-продажи рабочей силы путем смены подхода к построению системы содействия занятости населения и профессиональной подготовки кадров, перехода от системы «рабочая сила — покупатель» к системе «покупатель — рабочая сила». Такой подход будет содействовать интеграции труда и соответствующего рынка с другими факторами производства и рынка, способствуя удовлетворению потребности в товарах и услугах наиболее целесообразным образом.

       Модель  личности специалиста — это динамическая система свойств и качеств, необходимых квалифицированному работнику для оптимального выполнения профессиональных функций в рыночных условиях хозяйствования.

       Прогностическая ценность этой модели заключается в  выявлении эффективных способов, методов обучения и воспитания работника, отвечающего ожиданиям работодателя. Практическая ценность состоит в создании основы для маркетинга персонала в корпорациях, муниципальных образованиях и регионах, корректировке учебных программ подготовки, например менеджеров, разработке должностных инструкций в сфере их профессиональной деятельности. Теоретическая ценность определяется возможностью нахождения путей такого соединения рабочей силы со средствами производства, которое содействовало бы максимизации прибыли предприятия, корпорации.

       В основе модели личности специалиста  лежат принцип адекватности, т.е. стремление обеспечить соответствие потребностям покупателя рабочей силы, и принцип динамичности, т.е. возможность периодически корректировать модель с учетом происходящих изменений.

       Построение  модели проводится в два этапа. На первом изучаются и анализируются предметная и функциональная сущности профессионального труда для выделения их базовых компонентов с тем, чтобы спроецировать практическую деятельность на методологию познания в процессе обучения.

       На  втором этапе определяется комплекс необходимых знаний, умения, мотивов и способностей к труду. Развитие совокупности профессионально значимых характеристик рабочей силы отражает прогрессивную динамику: знание подготавливает умение; умение совершенствует навык; навык способствует зарождению знания на более высоком уровне; мотивы профессиональной деятельности есть производное от знаний, умения, навыков и представляемой перспективы.

       Установление  и развитие договорных связей в системе  «учреждения профессиональной подготовки — предприятия» — это, по сути, одна из форм контрактной системы найма и оплаты труда, позволяющая при формировании специфической рабочей силы ориентироваться на желания и предпочтения работодателя. Заказ на подготовку конкурентоспособного работника не должен быть просто формальной заявкой предприятия учебному заведению.

       Будучи  заинтересованным в высокой квалификации потенциального работника, предприятие расширяет рамки заказа различными формами участия в его выполнении. Среди них наиболее эффективными представляются использование в процессе обучения хозяйственных ситуаций, характерных для предприятия, решение конкретной перспективной задачи по рекомендации предприятия-заказчика, проведение совместных технико-экономических исследований силами учебного заведения и предприятия.

       Профессионально-квалификационное продвижение связано с выявлением и использованием резервов психомотивационного механизма профессиональной деятельности работника. Для этого организуется сбор предложений работников по улучшению деятельности предприятия и проводятся конкурсы-отборы по оценке их эффективности. На основе полученных результатов делаются выводы о целесообразности и возможности продвижения работников.

       При рассмотрении вопроса продвижения  работника используют как метод интервьюирования в целях выявления перспективы развития карьеры, так и метод самооценки возможности профессионально-квалификационного роста.

       На  основе собранных материалов составляют отчет с прогнозом карьеры данного работника. Аналитический отчет включает следующие разделы: профессиональные знания, умение, навыки, характеристики психомотивационного механизма; интересы в сфере работы и служебного роста; степень соответствия свойств и качеств работника его профессионально-квалификационному статусу; возможные направления развития карьеры. Полученные исходные данные могут быть использованы вузами для совершенствования учебных планов, учебно-методических материалов и подготовки специалистов по менеджменту и для переподготовки и повышения квалификации специалистов по новым рабочим местам в приоритетных областях деятельности.

       В России появляется новый отряд предпринимателей и профессионалов-менеджеров, высокообразованных, энергичных и деловых. Большинство из них молоды — до 35 лет, имеют несколько высших образований, владеют иностранными языками, обладают острым умом, мгновенно ориентируются в любой ситуации. Современные российские менеджеры по натуре агрессивны, напористы. Цель их жизни — стать лидером, доказать, что в России можно делать полезные дела.

4 ПРИМЕНЕНИЕ  ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РОССИЙСКОМ  МЕНЕДЖМЕНТЕ

        4.1 Формирования российского менеджмента на основе зарубежных школ менеджмента

        Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение:

         Концепция копирования западной теории менеджмента.

         Она не учитывает особенностей  российского менталитета. России  «надо брать модель менеджмента в готовом виде и использовать ее в управлении экономикой...»[6,с.309]. Для овладения теорией надо будет лишь перевести учебники по менеджменту на русский язык. Затем, ничего не меняя, использовать данные положения на практике. Вероятность реализации этой концепции весьма высока в силу своей простоты и привычки бездумного копирования зарубежного опыта. Но она несет и большую опасность. Не факт, что Японская школа менеджмента полностью приживется в России, да и то, что Американская, тоже мало вероятно. Можно спрогнозировать различные потрясения, которые ждут Россию при осуществлении данной концепции. Хотя бы, по причине того, что при нашей не стабильной ситуации система

Информация о работе Применение зарубежного опыта в Российском менеджменте