Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:00, курсовая работа
Цель данной работы – вычленить особенности процесса развития и формирования менеджмента в России.
Предметом является непосредственно сам менеджмент, а также особенности его развития и формирования в России. Объектом выступают человеческие ресурсы.
Задачи, которые предстоит решить:
1) описать зарождение менеджмента в России;
2) описать развитие менеджмента в эпоху дореволюционного периода;
3) проанализировать современный российский менеджмент;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….…3
1 ЭТАПЫ И ПРНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА..5
1.1 Менеджмент эпохи дореволюционного и послереволюционного периода…....5
1.2 Совершенствование системы хозяйственного руководства в послевоенный
период………………………………………………………………………………….14
1.3 Современный российский менеджмент…………………...…………………….19
2 КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА………...30
2.1 Социально-экономические основы современного менеджмента……………....30
2.2 Взаимосвязь форм собственности и систем менеджмента……………………..33
3 РОССИЙСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА……………41
3.1 Особенности национальной деловой культуры……………………………….....41
3.2 Профессионализация менеджмента……………………………………..………..46
4 ПРИМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РОССИЙСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ52
4.1 Формирования российского менеджмента на основе зарубежных школ менеджмента…………………………………………………………………………...52
4.2 Проблемы менеджмента в России и возможность использования японского опыта для их устранения……………………………………………………….……...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….…70
Знание
истории национальной культуры, ее
ценностей и образцов поведения
людей в различных хозяйственных ситуациях
позволяет профессионально готовить и
воспитывать будущих менеджеров. Без знания
особенностей национальной деловой культуры
невозможно решать на высоком профессиональном
уровне сложные и комплексные задачи,
особенно в системе предприятий с иностранными
инвестициями.
3.2 Профессионализация менеджмента
Эффективность корпоративного хозяйствования в динамически функционирующей рыночной экономике в решающей мере зависит от системы менеджмента и его профессионализма. В связи с этим нам еще предстоит пережить свою революцию менеджмента и менеджеров, без которой, как показывает мировой опыт, цивилизованное общество построить невозможно. А для этого предстоит изменить традиции пренебрежительного отношения к менеджменту вообще и к обучению управлению в частности.
До сих пор у нас широко распространено мнение, что управлять людьми несложно, никаких специальных знаний для этого не требуется, нужны лишь минимальные организаторские способности и некоторый опыт.
Проблему можно решать в двух направлениях. Во-первых, готовить в, вузах дипломированных специалистов — аналитиков с очень основательной системой философских и управленческих знаний. Во-вторых, ввести соответствующие учебные дисциплины для всех студентов и слушателей, обучающихся по специальности «Менеджмент». Кроме того, необходимо поднять уровень аналитического подхода у руководителей всех звеньев, создать культуру системного мышления в обществе в целом.
В
государственном
В связи с этим; возникают серьезные теоретические и практические задачи отбора и формирования профессионального корпуса управленцев, организаторов, менеджеров. Будущих менеджеров нужно готовить в вузах как на экономической и технологической, так и на инженерной базе, начиная с низшей ступени: референт, помощник, советник, консультант руководителя.
Не
исключается возможность
Особенность специальности заключается в ее соединении с другими специальностями в процессе первого высшего образования.
Практика подтверждает необходимость подготовки профессиональных менеджеров в системе второго образования, но это вовсе не значит, что следует исключить первое образование. Профессионализм в любом деле формируется лучше, если он формируется с «чистого листа». Специальность «Менеджмент» в этом случае не исключение.
Менеджмент по опыту цивилизованных индустриально развитых стран, да и по опыту реформирования управления в России, необходимо рассматривать как инновационный тип управления в системе горизонтальных рыночных отношений между производителями, потребителями и посредниками.
Системно-инновационный тип управления порожден потребностями открытой либеральной экономики и обладает вполне определенными чертами. К ним относятся: приоритеты экономических интересов и процессов, важность человеческого фактора, гибкие организационные формы, конкурентоспособные системы управления, профессиональная подготовка менеджеров.
Профессионализация
менеджмента обусловлена
Профессионализация менеджмента определяется шестью факторами[11,с.145]:
В своей профессиональной деятельности менеджер, как функциональный работник, так и системный руководитель корпоративного управления, выполняет разные роли: генератора идей; концептолога — проводника концепции управления; инноватора — как защитника, так и организатора реализации инноваций; организатора — проектировщика организационных структур; арбитра — главного лица в решении конфликтов; эксперта — человека, умеющего провести анализ и дать объективную оценку; консультанта — специалиста, способного дать полезные рекомендации, советы и установки. Наконец, менеджер — это лидер, руководитель, принимающий решения и берущий на себя ответственность.
Профессионализм созидания и законопослушность управленцев и менеджеров должны стать основной мерой их ценности, поэтому профессиональное отношение к любому виду деятельности должно воспитываться как осознанная необходимость не только выживания, но и цивилизованного развития.
Разрабатывая модель специальности «Менеджмент» и квалификационные требования к ней, рекомендуется исходить из оценки четырех типов характеристик потребительной стоимости данного специфического товара[11,с.97]:
-
профессионально-
-
физических, связанных с социально-
-
психомотивационных, включающих
-
специфических, отражающих
В настоящее время основное внимание акцентируется не столько на профессиональной способности к труду, сколько на особенностях потребительского спроса на рабочую силу. Поэтому важно изменить ситуацию купли-продажи рабочей силы путем смены подхода к построению системы содействия занятости населения и профессиональной подготовки кадров, перехода от системы «рабочая сила — покупатель» к системе «покупатель — рабочая сила». Такой подход будет содействовать интеграции труда и соответствующего рынка с другими факторами производства и рынка, способствуя удовлетворению потребности в товарах и услугах наиболее целесообразным образом.
Модель личности специалиста — это динамическая система свойств и качеств, необходимых квалифицированному работнику для оптимального выполнения профессиональных функций в рыночных условиях хозяйствования.
Прогностическая ценность этой модели заключается в выявлении эффективных способов, методов обучения и воспитания работника, отвечающего ожиданиям работодателя. Практическая ценность состоит в создании основы для маркетинга персонала в корпорациях, муниципальных образованиях и регионах, корректировке учебных программ подготовки, например менеджеров, разработке должностных инструкций в сфере их профессиональной деятельности. Теоретическая ценность определяется возможностью нахождения путей такого соединения рабочей силы со средствами производства, которое содействовало бы максимизации прибыли предприятия, корпорации.
В основе модели личности специалиста лежат принцип адекватности, т.е. стремление обеспечить соответствие потребностям покупателя рабочей силы, и принцип динамичности, т.е. возможность периодически корректировать модель с учетом происходящих изменений.
Построение модели проводится в два этапа. На первом изучаются и анализируются предметная и функциональная сущности профессионального труда для выделения их базовых компонентов с тем, чтобы спроецировать практическую деятельность на методологию познания в процессе обучения.
На втором этапе определяется комплекс необходимых знаний, умения, мотивов и способностей к труду. Развитие совокупности профессионально значимых характеристик рабочей силы отражает прогрессивную динамику: знание подготавливает умение; умение совершенствует навык; навык способствует зарождению знания на более высоком уровне; мотивы профессиональной деятельности есть производное от знаний, умения, навыков и представляемой перспективы.
Установление и развитие договорных связей в системе «учреждения профессиональной подготовки — предприятия» — это, по сути, одна из форм контрактной системы найма и оплаты труда, позволяющая при формировании специфической рабочей силы ориентироваться на желания и предпочтения работодателя. Заказ на подготовку конкурентоспособного работника не должен быть просто формальной заявкой предприятия учебному заведению.
Будучи заинтересованным в высокой квалификации потенциального работника, предприятие расширяет рамки заказа различными формами участия в его выполнении. Среди них наиболее эффективными представляются использование в процессе обучения хозяйственных ситуаций, характерных для предприятия, решение конкретной перспективной задачи по рекомендации предприятия-заказчика, проведение совместных технико-экономических исследований силами учебного заведения и предприятия.
Профессионально-
При
рассмотрении вопроса продвижения
работника используют как метод
интервьюирования в целях выявления перспективы
развития карьеры, так и метод самооценки
возможности профессионально-
На
основе собранных материалов составляют
отчет с прогнозом карьеры данного
работника. Аналитический отчет включает
следующие разделы: профессиональные
знания, умение, навыки, характеристики
психомотивационного механизма; интересы
в сфере работы и служебного роста; степень
соответствия свойств и качеств работника
его профессионально-
В России появляется новый отряд предпринимателей и профессионалов-менеджеров, высокообразованных, энергичных и деловых. Большинство из них молоды — до 35 лет, имеют несколько высших образований, владеют иностранными языками, обладают острым умом, мгновенно ориентируются в любой ситуации. Современные российские менеджеры по натуре агрессивны, напористы. Цель их жизни — стать лидером, доказать, что в России можно делать полезные дела.
4 ПРИМЕНЕНИЕ
ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В
4.1 Формирования российского менеджмента на основе зарубежных школ менеджмента
Важнейшим фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации. В настоящее время в выдвигаемых основных концепциях формирования российского менеджмента ментальности придается различное значение:
Концепция копирования западной теории менеджмента.
Она не учитывает особенностей
российского менталитета.
Информация о работе Применение зарубежного опыта в Российском менеджменте