Применение зарубежного опыта в Российском менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 10:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – вычленить особенности процесса развития и формирования менеджмента в России.
Предметом является непосредственно сам менеджмент, а также особенности его развития и формирования в России. Объектом выступают человеческие ресурсы.
Задачи, которые предстоит решить:
1) описать зарождение менеджмента в России;
2) описать развитие менеджмента в эпоху дореволюционного периода;
3) проанализировать современный российский менеджмент;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….…3
1 ЭТАПЫ И ПРНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА..5
1.1 Менеджмент эпохи дореволюционного и послереволюционного периода…....5
1.2 Совершенствование системы хозяйственного руководства в послевоенный
период………………………………………………………………………………….14
1.3 Современный российский менеджмент…………………...…………………….19
2 КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА………...30
2.1 Социально-экономические основы современного менеджмента……………....30
2.2 Взаимосвязь форм собственности и систем менеджмента……………………..33
3 РОССИЙСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА……………41
3.1 Особенности национальной деловой культуры……………………………….....41
3.2 Профессионализация менеджмента……………………………………..………..46
4 ПРИМЕНЕНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В РОССИЙСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ52
4.1 Формирования российского менеджмента на основе зарубежных школ менеджмента…………………………………………………………………………...52
4.2 Проблемы менеджмента в России и возможность использования японского опыта для их устранения……………………………………………………….……...61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….…70

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

       Радикальная реформа управления ставила своей  целью осуществление переориентации экономического роста на конечные результаты, на удовлетворение общественных потребностей. Содержание радикальной реформы управления заключалось в переходе от преимущественно административных к экономическим методам руководства  на всех иерархических уровнях,  к управлению интересами и через интересы,  к широкой демократизации управления,  всемирной активизации человеческого фактора. Однако радикальная экономическая реформа не принесла ожидаемых от неё результатов.  Произошло дальнейшее обострение кризиса:  пятилетние и годовые планы не выполнялись, увеличилась эмиссия денег, продолжала расти внешняя задолженность, рос дефицит государственного бюджета. В этот период времени произошли серьёзные изменения в политической системе управления страной: КПСС утратила свою руководящую и направляющую роль, была провозглашена  многопартийность, ликвидирована цензура в средствах массовой информации, появилась оппозиция,  открыто выступающая против  политики  президента  М.С. Горбачёва. В соответствии с рекомендациями депутатов,  прозвучавшими на первом съезде народных депутатов СССР,  правительством СССР  под руководством  Н.И. Рыжкова была разработана программа постепенного перехода к регулируемому рынку.  Она содержала положения о многообразии форм общественной собственности  и государственном регулировании экономики при помощи налогов,  налоговых льгот и финансовых санкций,  а также рекомендации по развитию системы социального обеспечения населения. 

       В стране развернулась дискуссия о  механизме перехода к рынку.  

       Социальная  комиссия, возглавляемая академиком  А.Г. Аганбегяном,  предложила три  альтернативных варианта перехода к рыночным  отношениям[4,с.301]:

       1) внесение отдельных элементов  рынка в существующую командно-административную  систему управления;

       2) быстрый переход к рынку без  какого-либо государственного регулирования;

       3) создание системы управления  на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства. 

       Другая  комиссия под руководством академика  С. Шаталина, подготовила программу, получившую название «500 дней»,  в  которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку.  Эта программа многими учёными рассматривалась как  «шоковая терапия». 

       По  итогам рассмотрения дискуссии был  принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку.  В его основу была положена программа  «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной  системы  управления.  

       С ноября 1991г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.  К основным мероприятиям, направленным на создание рыночного механизма управления,  следует отнести:

  1. разгосударствление собственности;
  2. создание рыночных отношений на основе сочетания различных форм собственности;
  3. создание нормативной  базы,  необходимой для  становления и развития рыночных отношений в стране;
  4. образование новых рыночных структур управления.

       Был создан Государственный комитет  РСФСР  по управлению  государственным имуществом и соответствующие комитеты на местах.  Некоторые отраслевые министерства были преобразованы в корпорации или холдинги,  созданы  коммерческие банки, биржи,  фирмы и большое количество самых разнообразных акционерных обществ. 

       В декабре 1990г. был принят и с 1января 1991г. введён в действие Закон РСФСР  «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Этот закон определил статус основного звена экономики – предприятия – и закрепил его ведущее место в реформируемой хозяйственной системе. 

       Процесс проведения приватизации в стране можно  разделить на два этапа:

       I ЭТАП – чековая (ваучерная) приватизация (1991г. – 30июня 1994г.); 

       II  ЭТАП – денежная приватизация (с 1июля 1994г.)  

       Приватизация,  в ходе которой государственная  собственность была разделена между  множеством владельцев, явилась необходимым  первым этапом и условием перехода к рыночной экономике.  Для многих государственных предприятий первым шагом к приватизации их  в акционерные общества открытого типа.  Были разработаны основные способы приватизации и три варианта льгот,  предоставляемых предприятиям при приватизации.  

       Для развития системы управления на основе рыночных отношений в нашей стране сделано очень много.  Создана  законодательная юридическая база,  разработаны многие десятки нормативных  документов.  С 1января 1995г. введён в  действие Гражданский кодекс РФ,  разработаны федеральные законы: Об акционерных обществах, О несостоятельности (банкротстве), о банках и банковской деятельности   и  др.   

       Существенное  влияние на реформирование российского  менеджмента оказали и продолжают оказывать весьма специфические общеэкономические факторы, и, прежде всего:

  • экономическая и политическая нестабильность в стране;
  • спад промышленного и сельскохозяйственного производства;
  • высокий уровень безработицы;
  • высокий уровень налогообложения организаций;
  • высокий уровень инфляции;
  • низкая платежеспособность многих организаций;
  • несовершенная и нестабильная законодательная и нормативная база функционирования экономики;
  • использование государственными и местными органами моделей и решений, неадекватных сложившимся условиям. Имеет место игнорирование горизонтального системообразования, самоуправления, недостаточный учет современных тенденций в развитии социально-экономических систем;
  • коррумпированность государственных и местных органов регулирования экономики;
  • хроническая асимметричность информационного пространства, деловой информации, что крайне затрудняет формирование сделок;
  • неразвитость рыночных отношений, инфраструктуры рынка, информационной среды; высокий уровень неопределенности, рисков на рынке товаров и услуг;
  • высокий уровень криминализации экономики, незащищенность предпринимателей от криминальных структур.

       Формирование  российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность, осуществление индивидуального контроля, учет индивидуального вклада и оплату согласно ему. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное не на знакомстве и семейных связях, а исключительно на личных способностях каждого индивида. Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей и задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремлении к ее достижению.

       Российское  предприятие, становясь самостоятельным объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.По сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции: разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.

       В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за своевременность  и качество принимаемых решений. Усилилась роль научно-технического прогресса, дающего возможность путем нововведений удовлетворять потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные с управлением персонала, который в новых российских реалиях становится основным ресурсом.

       Менеджмент  на российских предприятиях предъявляет  высокие требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации.

       Российский  опыт в области делового управления сводится только к использованию методов планирования и контроля за исполнением планов.

       Российские  так называемые «новые коммерческие структуры» - пока не деловые, а чисто  спекулятивные предприятия. Производственные предприятия, пытающиеся работать в условиях рынка, встречают множество проблем и ограничений в области окружающей среды их хозяйственной деятельности. Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его в новых российских условиях в целях строительства организации нового для нашей страны типа.

       Подход  с позиций человеческого фактора  для России, имеющей многолетний опыт административно - бюрократического, излишне формализованного управления, сегодня очень важен.

       Российский  менеджмент - творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры. Проще говоря, все у нас пока на стадии становления и мы пытаемся найти среднее между Японской школой менеджмента и Американской и ищем приемлемые методы из той и другой.

 

             2 КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

         2.1 Социально-экономические основы современного менеджмента

         Формируя социально ориентированную экономику в России, необходимо решить главный вопрос: как и сколько платить. Если платить по труду, то надо учитывать, что труд — это процесс совместной деятельности, он не имеет стоимости, его нельзя взвесить. Не следовало бы мудрить, вводя различные измерители этого процесса, в частности нормативы — условные, абстрактные и т.д. Платить надо за полезность создаваемого продукта, оплата должна зависеть от потребительной стоимости. Платить не по затратам, а по конечному результату труда, выкристаллизовавшемуся в стоимости проданного продукта труда и оказанных услуг. Следует строить государство и общество с общедемократическими идеалами на основе воссоздания таких социально ориентированных структур, в рамках которых взаимодействовали бы религиозные традиции, формы семейного воспитания, сохранялся определенный социальный контроль за молодым поколением, гуманизацией общества…

       Что же представляла собой прежняя экономика?

       Ранее считалось, что экономика функционирует  согласно закону планомерного и пропорционального развития. Провозглашенный волевым образом закон не сработал. А постулат о единстве и согласованности экономических интересов общества, коллективов и работников носил абстрактный характер, и его действие на практике не ощущалось. Ясно одно: активизация деятельности людей зависит от действенности мотивационного механизма, который до сих пор недооценивается.

       Нужно также помнить, что чем больше ограничений имеет малоорганизующаяся система, тем больше она требует ресурсов и энергии для поддержания своего существования, следовательно, развивается труднее, медленнее, чем система без лишних ограничений.

       Динамика  развития сложных материальных процессов  всегда нелинейна и многовариантна, и тот процесс, который реализуется в действительности, зависит от множества факторов, даже мельчайших. Нужно иметь в виду, что приближаться к оптимальным решениям или выходить из неожиданных ситуаций может лишь та система, которая раскрепощена, имеет экономическую свободу, свободу организации, свободу мышления и слова.

       Необходимо  учитывать, что рынок может быть только неравновесным, в лучшем случае, в идеале, — рынком в состоянии текущего равновесия, так как мощный прессинг научно-технического прогресса приводит к тому, что точка равновесия все время смещается. Любые установки и нормативы губительны для НТП, а творить его необходимо, творить на свободном рынке, где ни покупатель, ни производитель, ни торговец не знают никаких ограничений, кроме моральных норм.

       В настоящее время выдвигается  идея о том, что, во-первых, экономике присуща диссипативная структура; во-вторых, производственные процессы развиваются в сторону дезинтеграции, т.е. распыления; в-третьих, возникает необходимость выяснения роли технологических разрывов в экономическом процессе.

       Диссипативность — это сущность динамического  развития экономики. Главной движущей силой упорядоченности и самоорганизации социально-экономических систем является удаленность от равновесия, что прямо противоположно утопическому стремлению некоторых ученых-экономистов к равновесию. Такой принципиально новый подход к формированию рыночного механизма позволяет создавать гибкие, самоорганизующиеся и самоуправляемые структуры различных форм собственности. Экономика России может выжить только в том случае, если она будет совмещать разнообразные формы собственности, в том числе с частным сектором как наиболее оправдавшим себя во всем мире. Совмещение многообразных форм собственности должно осуществляться не путем волевого разделения долей государственного сектора, а в условиях свободной конкуренции на рынке.

Информация о работе Применение зарубежного опыта в Российском менеджменте