Понятие коммуникации, ее роль и значение в управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических основ процесса коммуникаций в системе стратегического управления организацией на примере Филиала АКБ "Инвестторгбанк" (ОАО) "Волгоградский".

Оглавление

Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧСКИЕ ОСНОВЫ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ 5
1.1 Понятие коммуникации, ее роль и значение в управлении 5
1.2 Виды, формы и классификация коммуникаций. 10
1.3 Процесс коммуникации, его элементы и этапы. 21
Глава 2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА КОММУНИКАЦИЙ В СИСТМЕ СТРАТЕГИЧЕКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ФИЛИАЛ АКБ "ИНВЕСТТОРГБАНК" (ОАО) "ВОЛГОГРАДСКИЙ" 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика Филиал АКБ "Инвестторгбанк" (ОАО) "Волгоградский". 32
2.2 Анализ коммуникаций в стратегическом управлении Филиал АКБ "Инвестторгбанк" (ОАО) "Волгоградский". 41
Глава 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА КОММУНИКАЦИИ В СТРАТЕГИЧСКОМ УПРАВЛЕНИИ ДЛЯ ФИЛИАЛА АКБ "ИНВЕСТТОРГБАНК" (ОАО) "ВОЛГОГРАДСКИЙ". 47
3.1. Комплекс мероприятий по совершенствованию процесса коммуникации в стратегическом управлении Филиал АКБ "Инвестторгбанк" (ОАО) "Волгоградский". 47
Заключение 52
Список используемой литературы 54

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 112.87 Кб (Скачать)

      В состав  АКБ «Инвестторгбанк» ОАО входят  такие основные подразделы:

1)  управление  активно-пассивными  операциями   входят   такие  основные отделы:

-     кредитный;

-     отдел ЦБ;

-     валютный;

-     отдел по  работе с населением, которое   содержит  сектор  по  работе  с пластиковыми карточками.

2) управление учета, отчетности  и кассовых операций. Отделы:

-     операционный;

-     отдел кассовых  операций;

-     отдел сводной  отчетности и экономического  анализа;

-     бухгалтерия;

-     отдел учета  валютных операций.

Этот подраздел банка  отвечает за бухгалтерское отображение  всех  банковских операций

3) административно-хозяйственное  управление. Отделы:

-     отдел автоматизации  и информационно-технического обеспечения;

-     юридический;

-   служба безопасности, в которую входят  отдел  инкассации  и  перевозки ценностей;

-     отдел кадров;

-     отдел развития  и работы с клиентами (маркетинговая  служба);

-     хозяйственный  отдел.

  Кроме основных подразделов существуют и другие подразделы банка:

Кредитный комитет - состоит  из всех членов  правления  банка  и  начальников кредитного, юридического и отдела  службы  безопасности.  Кредитный  комитет существует для  коллективного рассмотрения всех факторов "за" и "против"  при принятии решения относительно того или другого  клиента.

Кадровая комиссия - это  консультативный  орган  при  Правлении  банка.

Задача комиссии - проведение конкурсов на замещение  вакансий  и  проведение аттестации  сотрудников  банка  один  раз  в  год.  Ее  выводы  имеют   лишь рекомендательный характер.

Отдел аудита - это основной контрольный подраздел банка,  который  выполняет такие функции:

1)контроль   соответствия   всех   банковских   операций   действующему законодательству;

2)координация отношений банка с налоговыми органами;

3)решение всех бухгалтерских и юридических дискуссий в границах банка;

4) проверка   достоверности   информации,    которая    предоставляется

руководству банка;

5) управление рисками32.

Осуществляя хозяйственную  деятельность, любая организация  нуждается в анализе финансового  состояния. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются различными показателями: объемом реализации, изменениями статей и структуры  баланса, движением денежных средств, ликвидностью и финансовой устойчивостью, оборачиваемостью и рентабельностью. Именно эти результаты являются той  необходимой информацией, которая  дает возможность оценить финансовые возможности организации.

Уставный капитал Банка сформирован  из номинальной стоимости акций  Банка, приобретенных акционерами, и составляет 1 200 000 000 (Один миллиард двести миллионов) рублей и разделен на 2 400 000 (Два миллиона четыреста тысяч) обыкновенных именных акций, номинальной стоимостью 500 (Пятьсот) рублей каждая.

Капитал банка  на 1 сентября 2012 года — 13 267 191 тыс. руб., валюта баланса — 201 369 037 тыс. руб.

Деятельность    АКБ  «Инвестторгбанк» ОАО,    как    и    других коммерческих    банков    представляет    собой    совокупность    пассивных операций,   посредством  которых   образуются    банковские    ресурсы,    и активных  операций по  использованию   этих  ресурсов  с   целью   получения доходов.

Показатели финансово-экономической  деятельности АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Показатели финансово-экономической  деятельности АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) за 2006-2008 года, тыс. руб.

Показатель

На конец 2009г

На конец 2010г

На конец 2011г

Абс.

отклонение 2011 г. от 2009г.

Относит. отклонение 2011 г. от 2009 г., %

Уставный капитал

895 000

1 600 000

6 362 319

5 467 319

610,9

Собственные средства

1 812 807

3 025 041

8 095 192

6 282 385

346,6

Привлеченные средства

15 990 043

24 508 318

28 533 217

12 633 174

78,4

Чистая прибыль

232 364

361 241

446 922

214 558

92,3

Рентабельность активов, %

1,5

1,6

1,4

-0,1

    -

Рентабельность капитала, %

14,6

14,9

8,0

-6,6

    -

Чистый процентный доход

672 815

1 331 353

2 082 909

1 410 094

209,6

Чистый комиссионный доход

192 926

277 641

383 590

190 664

98,8

Прибыль от операционной деятельности

1 094 056

1 650 019

2 759 396

1 665 340

152,2

Чистая процентная маржа, %

4,4

5,9

6,5

2,1

      -

Отношение расходов к доходам, %

88,0

87,9

90,9

2,8

      -


 

Как показывают данные таблицы, уставный капитал за анализируемый  период увеличился в 7,1 раза до 6 362,3 млн. руб. в результате дополнительной эмиссии  акций. Это отразилось и на величине собственных средств. За 2009-2011 гг. они  возросли в 4,5 раза и достигли 8 095,2 млн. руб. Однако эффективность их использования  снизилась. На это указывает показатель рентабельности капитала. По итогам 2011 г. он составил 8,0% против 14,6% в 2009 г.

Рентабельность активов, характеризующая способность активов  банка приносить прибыль и  косвенно отражающая их качество, снизилась  на 0,1%. В 2009 г. на 1 рубль активов банка  приходилось 1,5% прибыли, в 2011 г. только 1,4%. Вместе с тем рентабельность активов банка ниже аналогичного показателя банковского сектора  России (1,8%). В целом можно сделать  вывод о недостаточно эффективной  деятельности банка.

Объем привлеченных средств  вырос за период с 2009 по 2011 гг. на 78,4% и составил 28 533,2 млн. руб., что объективно свидетельствует о росте доверия  к банку со стороны кредиторов и вкладчиков.

Чистая прибыль по итогам 2011 г. составила 446,9 млн. руб. против 232,4 млн. руб. в 2009 г. Основное влияние на увеличение чистой прибыли банка  оказал существенный рост чистого процентного  дохода банка, а также рост чистого комиссионного дохода. Среди причин, которые привели к росту прибыли, следует указать увеличение объема проводимых операций расширение клиентской базы и спектра услуг, предоставляемых клиентам.

Чистая процентная маржа  показывает, насколько доходы от активных операций способны перекрывать расходы  по пассивным операциям. В рассматриваемом  периоде она имеет тенденцию  к увеличению и составила в  конце 2011 г. 6,5%. Это свидетельствует  об увеличении размера спрэда между  доходами и расходами.

Чистый комиссионный доход  за период 2009-2011 гг. вырос на 98,8%, что  в абсолютном выражении составило 190,7 млн. руб. преимущественно за счет роста комиссионных доходов, полученных от кассовых операций и расчетно-кассовое обслуживание. Однако темп их роста  ниже темпа роста комиссионных расходов.

Прибыль от операционной деятельности по итогам 2011 года составила 2 759,4 млн. руб., увеличившись по сравнению с 2009 г. на 152,2%.

Отношение затрат к доходам  по сравнению с показателем за 2009 год ухудшилось на 2,8% в результате опережающего роста расходов над  доходами и составило 90,9%.

В структуре прибыли  от операционной деятельности основную часть ее составляет чистый процентный доход. Кроме того, за анализируемый  период его доля увеличилась с 61,5% до 75,5% всех операционных доходов.

Доля чистых комиссионных доходов в структуре операционной прибыли, напротив, снижается. На конец 2011 г. она составила 13,9% против 17,6% на конец 2009 г. Это вызвано двукратным превышением темпов роста комиссионных расходов над темпами роста комиссионных доходов в течение 2010-2011 гг33.

В целом наблюдается  тенденция перераспределения доходов  от основной деятельности в сторону  увеличения доходов от коммерческого  и потребительского кредитования, а также «прочих» доходов при существенном снижении доли доходов от операций с финансовыми инструментами и операций с иностранной валютой. Данные изменения в  структуре доходов обусловлены в первую очередь снижением портфеля долговых и долевых инструментов, а также снижением валютообменных и конверсионных операций банка.

Итак, анализ показал, что  в течение рассмотренного периода  банк активно расширял свою деятельность. Доходы банка стабильно покрывали  расходы, и год от года прибыль  увеличивалась. Однако прибыльность и  эффективность деятельности имеет  тенденцию к снижению.

Рассмотрев параграф Организационно-экономическая характеристика Филиал АКБ "Инвестторгбанк" (ОАО) "Волгоградский" можно сделать следующие выводы:

    • Исследование показало, что АКБ «Инвестторгбанк» (ОАО) является динамично развивающимся банком, предоставляющим широкий спектр услуг. Он занимает устойчивое и стабильное положение на банковском рынке, активно расширяет присутствие в различных регионах страны. Увеличение масштабов деятельности в 2009-2011 гг. отразилось на росте валюты баланса банка. Вместе с тем темп её прироста имеет тенденцию к снижению в результате ухудшения экономической ситуации в России, связанного с финансовым кризисом.

 

2.2 Анализ  коммуникаций в стратегическом  управлении Филиал АКБ "Инвестторгбанк" (ОАО) "Волгоградский".

Успешное осуществление  стратегического менеджмента требует организации эффективной системы внутренних коммуникаций.

Хорошо отлаженная система  обеспечивает эффективное взаимодействие между всеми подразделениями банка, как по горизонтали, так и по вертикали.

С помощью вертикальных связей информация передается с высших уровней руководства на низшие, или по нисходящей. Таким образом, работникам банка сообщают о новых стратегических и тактических целях, изменении  приоритетов, конкретных заданиях на определенный период, изменении инструкций, стандартов деятельности.

Параллельно этим информационным потокам  существует передача информации в противоположном направлении  - с низших уровней иерархии к  высшим, или по восходящей. С ее помощью руководство банка  узнает  о реальном положении дел в организации, о результатах принятых решений, о возникающих проблемах и трудностях34.

Так  как филиал состоит  из нескольких подразделений, нуждающихся  в согласованном выполнении своих задач, это вызывает необходимость обмениваться между собой информацией. Поэтому существуют горизонтальные потоки информации, которые связывают равноправные элементы организации, формируя между ними отношения кооперации и координации.

Система коммуникаций должна обеспечивать поддержание стратегического соответствия целей и задач организационных единиц целям и задачам банка в целом. Это является важным условием нормального функционирования банка как единой организации.

Исключительно важным элементом  системы коммуникаций является организация обратной связи, которая обеспечивает получение отправителем

коммуникационного сообщения, через  соответствующие каналы, достоверной информации о получателе и его реакции на это сообщение.

Обратная связь, таким образом, позволяет высшему руководству банка постоянно находиться в курсе принимаемых «в верхах» решений.

И, наоборот, благодаря ей, организационные единицы узнают о реакции высшего менеджмента банка на те, или иные действия подразделений35.

Эффективности процесса коммуникаций, прохождению информации (сообщений) от отправителя к получателю и обратно, препятствуют разного рода помехи, или так называемые «шумы».

К таким помехам относятся  умышленное или непроизвольное искажение  информации в результате неправильного или неполного ее восприятия, некачественного воспроизводства, различных технических причин. Кроме того, причиной искажения информации может стать так называемая «фильтрация», то есть сокращение всего объема информации, доводимой до подразделений, и представление ее лишь в части, его касающейся.

Обратная связь является неотъемлемой составной частью системы  коммуникаций, поскольку обеспечивает постоянный обмен информационными сообщениями между различными организационными уровнями банка. Четкая организация обратной связи вносит в систему коммуникаций элемент постоянства и непрерывности.

От разносторонней подготовки кадров, их квалификации зависит качество системы коммуникаций. Особенно это касается руководящих работников36.

Профессионализм и опыт служащих банка делает процесс коммуникаций динамичным, устойчивым и всеобъемлющим.

Роль различных средств коммуникаций в процессе информационного обмена очевидна. Помимо широко распространенных средств, таких, как личное общение, переписка, телефонные переговоры, в последнее время все шире используются компьютерные средства связи, факсимильная связь, средства телевизионных и спутниковых коммуникаций.

Развитая система сбора  и обработки предложений обеспечивает простоту поступления ценной информации в высшие эшелоны управления банка. Регулярное проведение конференций, совещаний способствует улучшению процесса обмена информацией, взаимопонимания между служащими различных организационных уровней банка.

Коммуникация – способность  передавать абстрактные идеи – одна из важных отличительных особенностей человечества. Коммуникация – это  процесс обмена информацией, ее смысловым  содержанием между двумя или  более людьми. Поскольку организация  представляет собой структурированный  тип отношений между людьми, ее эффективное функционирование в  значительной степени зависит от качества коммуникаций37.

Информация о работе Понятие коммуникации, ее роль и значение в управлении