Планирование в менеджменте

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 20:43, реферат

Краткое описание

Цель данной работы - изучение функции планирования в менеджменте.
Задачи работы:
1. Ознакомиться сущностью планирования в менеджменте;
2. Изучить принципы и виды планирования;
3. Ознакомиться с формами планирования.

Оглавление

Введение
1. Содержание и назначение планирования
2. Виды планирования
3. Принципы планирования
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕНТ.docx

— 25.70 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

1. Содержание и назначение планирования

2. Виды планирования

3. Принципы планирования

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Планирование – это проектирование будущего и желаемых путей его достижения, один из самых сложных видов умственной деятельности, доступных

Роль людей-управленцев, то есть менеджеров, в условиях рыночной экономики чрезвычайно ответственна, так как должна обеспечить не только работу предприятия, но прибыльность и  эффективность непосредственно  связанных с планированием. Планирование предполагает анализ состояния, оценку всех слагаемых факторов производства и возможностей их увеличения и пополнения; выработку стратегии своего развития с точки зрения влияния внешних  факторов: конкуренции, законодательной  базы, экономико-социального состояния  общества; создание конкретного плана  действий и развития предприятия.

На уровне организации  задачей планирования как метода управления является увязка в единую систему регулирования интересов  организации и интересов отдельных  работников и групп. При этом интересы организации и государства (общества) соотносятся через прибыль путем  уплаты налогов, а интересы организации  и персонала - через оплату труда.

Основная цель планирования состоит в том, чтобы насколько  возможно при данных условиях, найти  оптимальный вариант решения  задач, стоящих перед организацией.

Цель данной работы - изучение функции планирования в менеджменте.

Задачи работы:

1. Ознакомиться сущностью  планирования в менеджменте;

2. Изучить принципы и  виды планирования;

3. Ознакомиться с формами  планирования.

1 Содержание и назначение  планирования

Содержание планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении  основных направлений и пропорций  развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и  спроса рынка. Сущность планирования проявляется  в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения  в отдельности на установленный  период, определения хозяйственных  задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения  поставленных задач.

Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит  в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и  внешние факторы, обеспечивающие благоприятные  условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает  разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования  ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.

Являясь важнейшей составной  частью управления, планирование тесно  связано со всеми остальными его  формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным  расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в  то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.

Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом  поиске возможностей действовать и  в прогнозировании последствий  этих действий в заданных условиях.

Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют  более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В  организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли  к объему реализации, расширение сферы  деятельности, повышение степени  удовлетворенности работой специалистов и рабочих.

Планирование - один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений.

Планирование - это систематическая  подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем  целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях .

 

 

 

 

 

2 Виды планирования

Различают перспективное, стратегическое и текущее планирование.

Краткосрочное планирование активно использовалось фирмами  достаточно давно. Однако бурный рост экономики, возрастание конкуренции, динамизация внешней среды обусловили переход к долгосрочному планированию. В 50-х годах оно впервые стало применяться на крупных и средних фирмах. Процесс планирования включает в себя четыре этапа:

выработку общих целей  предприятия;

детализацию и конкретизацию  целей;

определение путей, экономических  и иных средств достижения этих целей;

контроль за достижением целей.

Планирование - это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление  которого рассматривается как составная  часть процесса управления.

Направление планирования зависит  от его классификации: по степени  охвата (общее и частичное), содержанию в аспекте предпринимательской  деятельности (стратегическое - поиск  новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных  возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности), предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий), сферам функционирования (производство, маркетинг, финансы), охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное), срокам (кратко-, средне-, долгосрочное), жесткое и гибкое.

Планирование даёт ответы на следующие вопросы:

1) Каково положение организации  в настоящее время. Для этого  нужно оценивать положение в  области финансов, производства  и других сферах.

2) Каковы должны быть  цели организации. Оценивая возможности  и угрозы в окружающей среде,  следует определить цели организации.  Следует четко определить: объект планирования (что планируется), субъект планирования (кто планирует), период (горизонт) планирования (на какой срок), средства планирования (например, компьютерное обеспечение), методику планирования (как планировать), согласование планов (каких, с кем и на каких условиях. Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Принципы планирования

Планирование осуществляется в соответствии с рядом принципов, то есть правил. Основным из них сегодня  считается участие максимального  числа сотрудников организации  в работе над планом уже на самых  ранних этапах его составления. Причина  состоит в том, что люди скорее и охотнее будут выполнять  те задачи, которые сами себе поставили, как более близкие и понятные.

Другим принципом считается  непрерывность, обусловленная соответствующим  характером хозяйственной деятельности. В соответствии с этим оно осуществляется не как единичное действие, а как  постоянно повторяющийся процесс. В его рамках все текущие планы  разрабатываются с учётом выполнения и того, что они сами послужат основой составления планов в  будущем. Этим обеспечивается их определённая преемственность. Непрерывность планирования требует соблюдения принципа гибкости, предполагающего необходимость  корректировки или пересмотра в  любой момент ранее принятых решений  в соответствии с изменяющимися  обстоятельствами. Для обеспечения  гибкости в планы закладываются  так называемые "подушки", то есть зоны, в которых показатели могут  откланяться от заданных величин, что  обеспечивает свободу манёвра.

Единство и взаимосвязанность  отдельных частей организации требует  соблюдения такого принципа как согласование планов. Он реализуется путём координации  и интеграции. Координация осуществляется "по горизонтали", то есть между  подразделениями одного уровня, а  интеграция - "по вертикали" между выше и нижестоящими.

Важным принципом планирования является экономичность, требующая, чтобы  затраты на составление плана  были меньше эффекта, приносимого его  выполнением. При оценке экономичности  планирования следует учесть его  полезность (что обычно трудно) и  затраты на планирование. Наконец, одним из принципов планирования является создание необходимых условий для выполнения плана. Перечисленные выше принципы являются универсальными, пригодными для различных уровней управления; в тоже время на каждом из них могут применяться также свои специфические принципы

Планирование систематизируется  по ряду признаков. Признак планирования указывает на область деятельности, к которой относится результат, задаваемый целевой установкой. Следовательно, масштаб цели характеризует уровень, на котором должна проводиться разработка планирования:

1. Последовательное планирование (новый план составляется по истечении срока действия предыдущего),

2. Скользящее планирование (по истечении части срока действия предыдущего плана производится его ревизия на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.),

3. Жесткое планирование (конкретно указываются все цели и мероприятия), гибкое планирование (учитывается возможность возникновения неоднозначных условий и пересмотра плана с их учетом).

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают  три вида планирования: стратегическое, тактическое, оперативное.

Стратегическое (долгосрочное или перспективное) планирование заключается  в основном в определении главных  целей деятельности компании и ориентировано  на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств  и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются  также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-20 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Тактическое (среднесрочное) планирование заключается в определении  промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При  этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование  ресурсов, внедрение новой технологии.

Операционное (оперативное  или текущее) планирование предполагает разработку планов-графиков и обеспечивает выполнение тактических планов.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разборке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь  своих целей.

Стратегия - представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение её целей.

Многие крупные компании в современных условиях стали  уделять все большее внимание развитию стратегического планирования как инструменту централизованного  управления. Такое планирование предусматривает  разработку общих принципов ориентации фирмы на перспективу; определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления  важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Стратегическое планирование помогает принимать решения  по комплексным проблемам деятельности фирмы в международном масштабе: определение направлений и размеров капиталовложения и источников их финансирования; диверсификация производства и обновления продукции; формы осуществления заграничных инвестиций в условиях приобретения новых предприятий; совершенствование организации управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.

Поскольку оценка перспектив в условиях стихийного развития мирового рынка крайне неопределенна, перспективное  планирование не может ориентировать  фирму на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничивается разработкой лишь важнейших  качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах. Через  них осуществляется координация  перспективных направлений развития всех подразделений фирмы с учетом их потребностей и ресурсов. На основе программы разрабатываются среднесрочные  планы, которые уже содержат не только качественные характеристики, но и  количественные показатели, детализированные и конкретизированные с точки  зрения выбора средств для реализации целей, намеченных в рамках стратегического планирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключении хотелось бы еще  раз отметить сущность планирования. Сущность планирования проявляется  в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения  в отдельности на установленный  период, определения хозяйственных  задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления  материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения  поставленных задач.

Планирование охватывает все уровни управления и помогает предпринять и упростить действия, которые приведут к достижению целей  организации. Так же снижает риск неопределенности внешней и внутренней среды организации, помогает оптимально делегировать полномочия и распределить ресурсы внутри фирмы. Важные цели планирования включают в себя достижение определенного  уровня прибыли, повышение производительности труда, возможность организации  выйти на новый рынок сбыта  и т.д.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что с  помощью функции планирования в  определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более  эффективно на нее реагировать. Поэтому  следует помнить, что неопределенность - это одна из основных причин, по которой  планирование может помочь организации  лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды.

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М., 1985.

2. Акулов В., Рудаков М.  Особенности принятия решений  субъектом стратегического менеджмента  // Проблемы теории и практики  управления. - 1999. - №3.

3. Албастова Л.М., Игнатов В.Г. Теория управления. Ростов-на-Дону: Изд-во МаРТ, 2006.

4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - СПб., 1999.

Информация о работе Планирование в менеджменте