Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 13:14, курсовая работа
Целью работы является изучение основ стратегического и тактического планирования в менеджменте. В этой связи задачами курсовой работы являются: анализ понятий «стратегическое» и «тактическое планирование», сравнение процедур осуществления стратегического и тактического планирования в теории менеджмента, практический аспект указанных видов планирования.
ВВЕДЕНИЕ…………………...…………………………………………………………..3
1 ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 1.ВМЕНЕДЖМЕНТЕ……….……………..……………………………………………5
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО1.ПЛАНИРОВАНИЯ…….……..………………………………………………………12
3 ПРАКТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО1.ПЛАНИРОВАНИЯ………………...............................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…….……………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………26
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………...………………………………
1 ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
И ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 1.
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
3 ПРАКТИКА СТРАТЕГИЧЕСКОГО
И ТАКТИЧЕСКОГО1.ПЛАНИРОВАНИЯ……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…….…………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………26
ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейших предпосылок оптимального управления - это планирование. Планирование необходимо для всех предприятий, независимо от форм собственности и видов деятельности.
Окружающая среда различным образом воздействует на функционирование фирмы, требуя определенных долговременных, текущих, принципиальных, оперативных решений.
Объектом изучения данной работы является планирование в менеджменте. Под менеджментом будем понимать вид деятельности по руководству людьми в организации, особый вид управления, а также систему теорий о нем. Планирование - вид управленческой деятельности, связанный с определением целей управляемой системы; поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей и c формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей. Результатом планирования является план.
Планирование можно
Предметом исследования является связь тактического и стратегического планирования в менеджменте.
Целью работы является изучение
основ стратегического и
На сегодняшний день существует множество публикаций, посвященных исследуемой проблеме, как зарубежных, так и российских авторов.
<
>
1 ПОНЯТИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ТАКТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
О проблеме дефиниций многие авторы полагают правильным упоминать лишь вскользь, давая, что называется, общее представление о том, как следует трактовать конкретные понятия. Вероятно, по этой причине сегодня нет единого подхода к тому, что, казалось бы, не должно вызывать споры - понятиям о стратегии и тактике, а, следовательно, и определению тактического и стратегического планирования.
Так, один из наиболее известных
ученых в этой области - г-н Зуб
А.Т. пишет: «…стратегический менеджмент
есть процесс планирования, определения
и осуществления деятельности организации
в долговременной перспективе…», далее
по тексту: «отметим, что его возникновение
как самостоятельной научной
дисциплины также было связано с
новыми условиями деятельности корпораций,
прежде всего в США, сложившимися
к началу 1960-х годов. Эти условия
определялись, во-первых, технологическими
взрывами, вызванными научно-технической
революцией, требующими прогнозирования
новых производственно-
Становление стратегического
менеджмента как
1. Бюджетирование и контроль. Эти управленческие функции активно разрабатывались и совершенствовались уже в первой четверти XX в. Значительный вклад в их развитие внесла школа научного менеджмента. ... Основная посылка бюджетирования и контроля — представление о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие условия деятельности фирмы (например, технологии, конкуренция, степень доступности ресурсов, уровень квалификации персонала и т.п.) в будущем существенно не изменятся. Перемена начальных условий рассматривается как препятствие, преодолимое на основе прошлого опыта. Бюджетирование и контроль по-прежнему являются важнейшими методами управления, однако в настоящее время более точно определена область их успешного применения — это, так называемые, «жесткие» проблемы, которые характеризуются определенностью задач, средств для их решения, необходимого количества ресурсов; применением известных методов достижения целей и определенными временными рамками.
2. Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в 1950-е годы. Он основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций (или трендов) в будущее. Этот подход оказался наиболее полезным для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом, как потенциального роста компании, так и запланированного сокращения производства того или иного вида продукции или услуг.
3. Стратегическое планирование.
Его широкое применение в
4. Стратегический менеджмент
подобно стратегическому
Таким образом, очевидно, что
А.Т. Зуб рассматривает
Такая классификация - деление на оперативное, стратегическое и долгосрочное планирование, в целом, соответствует общей точке зрения на этот вопрос, принятой в науке.
В то же время понятие «стратегический менеджмент» может быть соотнесено с самим понятием «планирования», которое в «Словаре по экономике и финансам» определяется так: «Планирование - вид управленческой деятельности, связанный с определением целей управляемой системы; c поиском наиболее эффективных методов и средств, необходимых для достижения этих целей; и c формулированием системы показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей; результатом планирования является план..» и формулирует стадии этого процесса как: «анализ состояния системы и определение ее возможностей; определение цели системы и способов ее достижения; доведение планов до всех (ответственных) исполнителей; выбор методов оперативного контроля.
В том же ключе следует понимать синонимичную связь понятий «стратегическое управление» и «стратегическое планирование», которое О.С. Виханский в своем определении формулирует так: «Стратегическое управление — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в результате позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе».
Уже сопоставив эти трактовки, следует заметить, что в них стратегическое планирование ассоциируется с долговременным, в отличии, судя по всему, от тактического.
На это же указывает и определение, данное в «Словаре по экономике и финансам»: «Стратегическое планирование - управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и ситуацией на рынке, а также прогнозирование финансовой деятельности предприятия на длительный период».
Углубляясь в трактовки стратегического планирования можно привести еще ряд примеров: А. Роув: «процесс принятия решений, который объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой»; Д. Шендел рассматривает его как «процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с этим окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям»; У. Глук и Л. Джаух — это «направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей»; А. Томпсон и А. Стрикленд: «план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей»; Дж. Пирс и Р. Робертсон «набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации». Данные подходы можно охарактеризовать в качестве двух основных направлений:
• анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения;
• цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения.
Однако существует еще один, возможно комбинирующих два предыдущих - деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии. Так, например, Г. Джонсон и К. Скулз выделяют следующую последовательность действий: анализ текущего положения организации в конкурентной среде; выбор, который предполагает разработку и оценку альтернатив стратегического направления деятельности организации; имплементация — процесс реализации, осуществления выбранной стратегии.
Вернемся, однако, к началу, а именно, к той точке зрения, что утверждает наличие трех видов планирования: оперативное, стратегическое и долгосрочное. Несомненно, что многие авторы согласны с данной точкой зрения, но существуют и другие. Так Гольдштейн выделяет: общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы), стратегическое (долгосрочное развитие фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала), тактическое (условий хозяйственных операций - производственных мощностей, средств производства, капиталов, инвестиций, персонала и т.д.), оперативное планирование (конкретных действий на краткосрочный период). А И. Ф. Симонова и Н.М. Зазовская рассматривают: оперативное и стратегическое планирование.
Так почему же так происходит?
Вероятно, путаница, возникающая в
процессе определения понятий «
Очевидно, что следует
самостоятельно определить и само понятие
"стратегии". Специалисты высказывают
два противоположных взгляда
на понимание стратегии. Первый базируется
на следующем: определяется достаточно
точно конечное состояние, которое должно
быть достигнуто через длительный промежуток
времени. Далее фиксируется, что необходимо
сделать для того, чтобы достичь этого
конечного состояния. После этого составляется
план действий с разбивкой по временным
интервалам, реализация которого должна
привести к достижению конечной четко
определенной цели. В основном именно
такое понимание стратегии всегда существовало
в системах с централизованной плановой
экономикой. При таком понимании стратегия
- это конкретный долгосрочный план достижения
конкретной долгосрочной цели. А выработка
стратегии - это нахождение цели и составление
долгосрочного плана.
При втором понимании стратегии, которое
и используется в стратегическом управлении,
стратегия рассматривается как долгосрочное
качественно определенное направление
развития организации, касающееся сферы,
средств и формы ее деятельности, системы
взаимоотношений внутри организации,
а также позиции организации в окружающей
среде, приводящее организацию к ее целям.
Если цели организации определяют то,
к чему она стремится, что хочет получить
в результате своей деятельности, то стратегия
дает ответ на вопрос, каким способом,
с помощью каких действий организация
сумеет достичь своей цели в условиях
изменяющегося в конкурентного окружения.
Такое понимание стратегии исключает
детерминизм в поведении организации,
так как стратегия, определяя направление
в сторону конечного состояния, оставляет
свободу выбора с учетом изменяющейся
ситуации. В данном случае стратегию в
общем виде можно охарактеризовать как
долгосрочную задачу, касающуюся поведения
в среде, решение которой должно привести
организацию к достижению стоящих перед
ней целей.
Поскольку стратегическое планирование
служит плацдармом для любого другого
планирования в рамках фирмы, определим
стратегическое планирование следующим
образом.
Стратегическое планирование - это управленческий
процесс создания и поддержания стратегического
соответствия между целями фирмы и ее
потенциальными возможностями. Оно опирается
на четко сформулированное программное
заявление фирмы, изложение вспомогательных
целей и задач, здоровый хозяйственный
портфель и стратегию роста. Программа
реализации стратегии является критическим
процессом, так как именно она в случае
успешного осуществления приводит к достижению
поставленных целей.