Общество с ограниченной
ответственностью (ООО) — юридическое
лицо, учрежденное одним или несколькими
лицами, уставный капитал которого
разделен на определенные доли. ООО «Магнитогорские
Услуги» («МАГУС») - сервисное предприятие,
организованное на базе ремонтных цехов
и служб ОАО «ММК-МЕТИЗ», специализирующихся
на изготовлении электрического оборудования,
оказании ремонтно-механических работ,
изготовлении запасных частей для ремонта
механического оборудования.
2.2. Процесс принятия управленческих
решений
В 1 главе были описаны
факторы принятия и роль кадровых служб
в принятии управленческих решений, для
того, чтобы наглядно можно было рассмотреть
принятие управленческих решений в реальной
жизни нужно проанализировать следующие
проблемы:
Проблема №1 – Текучесть
кадров.
- Субъектом данного решения является Директор ООО «МАГУС».
- Объектом данного решения является персонал ООО «МАГУС», на которого направленно управленческое решение «Текучесть кадров».
- Предметом данного решения являются методы реализации решения о проблеме текучести кадров.
- Целью подготовки решения является организация постоянного штата сотрудников, эффективность работы, которая будет влиять на производительность труда всего предприятия.
- Причинами разработки решений являются [10]:
- Продолжительные или неудобные часы работы. Руководитель структурного подразделения неправильно организовал работы сотрудников, что влияет на производительность труда.
- Проблемы с проездом до места работы. Неудобства при проезде на работу.
- Плохие условия труда. Условия работы не соответствуют требованиям техники безопасности.
- Автократический стиль управления. На предприятии не учитываются интересы работников, обстановка в коллективе все время напряженная.
- Отсутствие возможности для продвижения, обучения или повышения квалификации, развития опыта, карьерного роста. Руководитель структурного подразделения не заинтересован в возможности раскрытия потенциала сотрудника, возможности повышения по карьерной лестнице.
- Данное управленческое решение направленно на персонал.
- Проблема заключается в движении рабочей силы, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником.
Для решения данной проблемы
необходимо повысить уровень удовлетворенности
работника рабочим местом или
удовлетворенностью организации.
Альтернативы:
- Разработать меры по улучшению условий труда: создать гибкий график работы или добавить некоторые удобства в офисе;
- Предоставить работнику все условия для карьерного роста;
- Премирование и поощрение для каждого сотрудника.
Организация должна предоставить
работнику все условия для
карьерного роста:
- Регулярное обучение - процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности.
- Четкие перспективы планирования - процесс разработки планов развития экономических объектов разного уровня. В широком смысле слова включает также процессы организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением.
- Система планирования карьеры - составление плана горизонтального и вертикального продвижения работника по системе должностей или рабочих мест, начиная с момента принятия работника в организацию и кончая предполагаемым увольнением с работы.
- Расширенный социальный пакет - это вознаграждение за труд, которое получает работник компании помимо зарплаты. Стоимость социального пакета может составлять от трети до половины величины заработка.
Данное решение нужно
согласовать с отделом бухгалтерии,
отделом кадров и начальником
структурного подразделения.
Для решения данной проблемы
выделили средства на квалификацию персонала
необходимую для карьерного роста.
Проконтролировать посещение
персоналом курсов по повышению квалификации.
Проследить улучшение, рост после прохождения
курсов по повышению квалификации.
- На предприятии ООО «МАГУС» используются такие методы как [3]:
- Кейс-метод - это смоделированная рабочая ситуация, вызывающая дискуссию, требующая анализа и предложений по эффективному решению проблемы. Кейс содержит исчерпывающую информацию о том, что происходит, кто в этом участвует, когда должен быть получен результат и какими ресурсами располагает человек, решающий данную задачу;
- Метод «мозговой атаки» - подразумевает получение решения как продукта коллективного творчества специалистов в ходе заседания, проводимого по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов. Сущность состоит в том, что при принятии решения решаются два основные задачи:
- Производить, создавать (генерирование) новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса,
- Анализ и оценка выдвинутых идей.
- Для данного типа решения характерна программно-целевая технология [5]. Она предусматривает выдачу заданий (целей, задач) исполнителям с указанием средств, методов и времени их выполнения. Она предусматривает внешний или внутренний контроль промежуточных состояний этого выполнения. Профессионализм реализации задания определяется квалификацией руководителя, выдавшего задание, а квалификация исполнителя играет вторичную роль. Программно-целевая технология обычно гарантирует достижение цели и базируется на современных знаниях, экономико-математических методах и информационных технологиях.
Основными условиями использования
данной технологии являются:
- штат работников, охваченных конкретной целью, не должен превышать 1000 – 1500 человек;
- время выполнения задания не должно превышать 1 года со дня его выдачи;
- наличие определенности и доступности управленческих и производственных ресурсов;
- наличие явно выраженного разделения управленческого и производственного труда;
- выпуск серийной и массовой продукции в течение длительного времени;
- большой объем типовых процедур, ситуаций и решений.
Для данной технологии эффективной
является кольцевая схема организационных
отношений.
Так же используется процессорная
технология: на базе потребностей и
интересов основана на приоритете межличностных
отношений над другими средствами
и методами для формирования взаимодействия
между работниками, участвующими в реализации
поставленной цели (см. рис. 1)
Рисунок 2. Схема вариантов управленческого
воздействия
Взаимодействие между
руководителем и подчиненным
при реализации данной технологии может
возникнуть только при условии, что
воздействие затрагивает потребности
и интересы, как самого руководителя,
так и подчиненного (вариант воздействия
3 на рис.2). Все остальные варианты воздействий
(1, 2, 4) приводят к противодействию подчиненного.
Данная технология эффективно
реализуется в крупных и средних
организациях в небольших регионах
(городах, поселках и т.д.), где деятельность
организации существенно влияет
на муниципальную инфраструктуру.
К дополнительным условиям
применения технологии относят:
- большой временной интервал между принятием или корректировкой решения и получением результата;
- преимущественно коллективный характер работы;
- наличие тесных семейных, бытовых и производственных связей с большинством организаций, расположенных в том же административном регионе: селе, поселке и т.д.
- наличие рынка специалистов.
Численность персонала, задействованного
в данной технологии не ограничивается.
Основными функциями, реализуемыми
руководителями, являются планирование
и организация взаимодействия между
участниками трудового процесса,
положительный результат гарантируется.
В рамках данной технологии руководитель:
- формирует набор потребностей и интересов для каждого работника;
- группирует работников по общности потребностей и интересов, связанных с выполнением задания;
- согласовывает потребности и интересы работников;
- распределяет задания, учитывая корпоративные потребности и интересы работников;
- корректирует ход процесса реализации решений исходя из изменений, происходящих в межличностных и деловых коммуникациях.
Данная технология воздействует
на выбор и удовлетворение потребностей
и интересов работников прямо
от руководителя, а не от решения
самого работника. Для реализации данной
технологии необходимо осуществить
следующую организационную и
функциональную подготовку:
- сформировать специально для выполнения конкретной цели набор элементов системы управления;
- по каждому элементу системы управления составить перечень и объем требуемых ресурсов (материальных, технологических, финансовых и др.);
- в рамках отдела кадров ввести должность специалиста по социологии и психологии. Задачами специалиста будут: анализ текущей информации, проведение опросов, формирование и переформирование производственных групп и др.;
- осуществить подбор персонала на основе общности потребностей и интересов.
- Перечень административных мероприятий:
№ п/п |
Административное мероприятие |
Срок |
Ответственный |
1 |
Оформить документацию о
начале выполнения управленческого
решения, с указанием конкретного
задания, время исполнения задания |
До 15 декабря |
Антипин В.Ф. |
2 |
Ознакомить и разъяснить
исполнителям содержание и порядок
управленческого решения |
До 20 декабря |
Гоцуляк П.В. |
3 |
Разъяснить исполнителю
управленческого решения их права, ответственность
и полномочия при выполнении работы |
До 22 декабря |
Сусяева О.А. |
4 |
Осуществлять периодический
контроль хода выполнения управленческого
решения |
До 28 декабря |
Солтик О.А. |
5 |
Сдать в архив документацию
по разработке реализации управленческого
решения |
До 5 января |
Ляхова Л.Н. |
- Вывод по решению № 1: Таким образом, рассмотренное решение содержит все необходимые составляющие управленческого решения, процесс его разработки осуществляется поэтапно, с применением кейс-метода и метода «мозговой атаки» принятия управленческого решения. В целях улучшения данного решения необходимо использовать процессорные технологии и следует внести в распоряжения применения в виде дополнительных пунктов, которые позволят сделать решение более полным и эффективным.
Далее представим управленческое
решение в виде схемы (Приложение
Г).
Проблема №2 – Отсутствие
спроса на заказы.
- Субъектом данного решения является ООО «МАГУС».
- Объектом данного решения является деятельность предприятия ООО «МАГУС», потребители.
- Предметом данного решения является выявление причин отсутствия желаемого спроса на услуги ООО «МАГУС».
- Целью данного решения является выявление причин отсутствия спроса на услуги ООО «МАГУС», необходимого для получения желаемой прибыли.
- Причинами разработки решения являются [12]:
- Невостребованность данных услуг - то есть недостаточная реклама своей услуги,
- Малая информированность потребителей об услуге – малая осведомленность потребителей о данной услуге,
- Низкое качество услуги - это услуги, которые не привели к должному результату, иногда они влекут за собой значительные убытки по устранению последствий, при этом клиент, естественно, остается недовольным,
- Перенасыщение рынком этой услугой – избыток данной услуги на потребительском рынке,
- Новизна услуги – это, то о чем потребитель еще не знает.
- Данное управленческое решение направлено на потребителей.
- Проблема заключается в отсутствии спроса на услуги предприятия.
Для решения данной проблемы
необходимо разрекламировать данную слугу,
для продвижения услуги на рынке.
Альтернативы:
- Расширить ассортимент услуг – расширить перечень видов и разновидностей услуг и товаров, различаемых по отдельным показателям (признакам),
- Разрекламировать данную услугу – информация о потребительских видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них,
- Улучшить качество услуги - это соответствие уровня предоставляемых услуг тем ожиданиям, которые на основе своего жизненного опыта формируют потребители.