Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 01:14, курсовая работа
Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития предприятий в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров предприяти
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
Глава 1 Методы менеджмента в управлении организацией…………………………………………………………………...5
1.1 Понятие и назначение методов управления в деятельности организации…………………………………………………………………………..5
1.2 Экономические методы управления…………………………………….6
1.3 Социально-психологические методы управления…………………….11
1.4 Организационно-распорядительные методы управления……………14
Глава 2 Исследование системы методов управления на предприятии ООО «Адамалия-Тур»…………………………………….17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……...17
2.2 Анализ основных финансово-экономических показателей предприятия………………………………………………………………………...22
2.3 Анализ существующей методологии управления на предприятии…..31
Глава 3 Совершенствование методов управления деятельностью ООО «Адамалия-Тур»………………………………...35
3.1 Создание эффективной системы методов управления организации…35
3.2 Предложения по улучшению эффективности методологии управления………………………………………………………………………….40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………
______________________________
(№ и дата поступления в деканат)
______________________________
(№ и дата поступления на кафедру)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Особенности применения методов менеджмента в деятельности туристической организации».
по дисциплине «Менеджмент»,
студента 4 курса, гр. 41, факультета заочной формы обучения,
спец. Экономика и управление туристской индустрией
шифр зачетной книжки ЭТ-3397
ФИО студента Бородиной Виктории Геннадьевны
Домашний адрес: Гродненская обл., г.п. Кореличи_
ул.Гагарина,д.14, кв.7
Рецензент _____________________
(Ф.И.О. преподавателя)
Барановичи 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
Глава 1 Методы менеджмента в управлении организацией………………………………………………
1.1 Понятие и назначение методов управления в деятельности организации…………………………………………………
1.2 Экономические методы управления…………………………………….6
1.3 Социально-психологические методы управления…………………….11
1.4 Организационно-
Глава 2 Исследование системы методов управления на предприятии ООО «Адамалия-Тур»…………………………………….
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……...17
2.2 Анализ основных финансово-экономических показателей предприятия…………………………………………………
2.3 Анализ существующей методологии управления на предприятии…..31
Глава 3 Совершенствование методов управления деятельностью ООО «Адамалия-Тур»………………………………...
3.1 Создание эффективной системы методов управления организации…35
3.2 Предложения по улучшению эффективности методологии управления……………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………47
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития предприятий в условиях рыночной экономики. Эта деятельность постоянно совершенствуется в соответствии с объективными требованиями производства и реализации продукции, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителя в формировании технико-экономических и иных параметров предприятия[10,с.23].
Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия. Менеджмент - это деятельность специалистов-менеджеров, которые на основе разрабатываемых ими планов, определяют, кто, что, когда и сколько должен делать, как это делать, с кем вместе это делать, какова мотивация процесса труда и, наконец, какой должна быть система контроля. Менеджмент – это организация и управление работой людей[11,с.85].
Управление предприятием требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, организаторских способностей, коммуникабельности, самостоятельности, новаторства, предприимчивости. Теория управления интересна тем, что она постоянно развивается. Не существует двух предприятий с абсолютно одинаковыми моделями управления, так как методы управления постоянно корректируются с учетом изменений, происходящих на рынке. Профессионализм и интуиция менеджера являются немаловажными элементами успешного управления, также как и участие коллектива в делах предприятия[20,с.108].
В данной курсовой работе рассмотрена управленческая деятельность ООО «Адамалия-Тур», а также приведены рекомендации по совершенствованию деятельности этого предприятия.
Объектом курсовой работы является управленческая деятельность предприятия.
Предметом – пути совершенствования эффективности методологии управления.
Цель работы - провести анализ существующей методологии управления на предприятии, оценить ее сильные и слабые стороны, элементы внешней среды, определить ее пригодность для решения стоящих перед предприятием проблем.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы методологии управления на предприятии;
- дать общую характеристику деятельности ООО «Адамалия-Тур»;
- провести анализ эффективности методологии управления на предприятии.
Актуальность работы заключается в том, что совершенствование методологии управления на предприятии позволит ему успешно адаптироваться к рыночной экономике, стать конкурентоспособным и занять достойное место на рынке.
Глава 1 Методы менеджмента в управлении организацией
1.1 Понятие и назначение методов управления в деятельности организации
Слово "метод" греческого происхождения (mе1кос1оs), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности [9,с.93].
Методы управления — это совокупность приемов и способов целенаправленного воздействия на производственный коллектив или отдельного работника с целью побудить их совершить определенные действия в интересах предприятия [3,с.106].
Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. По существу, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, и выступают как методы менеджмента. При решении той или иной задачи менеджмента разные методы предоставляют в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей [11,с.137].
Множественность методов менеджмента и разные подходы к их классификации осложняют задачу выбора тех из них, которые окажутся наиболее эффективными при решении конкретных управленческих задач. Разнообразие методов управления вызывает необходимость упорядочения всей их совокупности при помощи классификации по определенным критериям. Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления означает их ориентацию на определенный объект управления (фирму, отдел, подразделение, компанию и т.д.).
Содержание методов управления — это совокупность специфических приемов и способов воздействия.
Организационная форма методов управления — способы воздействия на конкретно сложившуюся ситуацию. Воздействие может быть прямым (непосредственным) или косвенным (постановка задачи и создание стимулирующих условий) [6,с.44].
Направленность методов управления всегда одна и та же — на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности.
Мы исходим из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:
• организационно-
• экономические методы, обусловленные использованием экономических стимулов;
• социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников [16, с.88].
1.2 Экономические методы управления
Экономическим методам управления отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.
Принципиальный вопрос коллективной организации труда в фирме — овладение экономическими методами управления, которые применительно к управлению организацией представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Иными словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта [9, с.99].
Чтобы экономические методы управления были действенными, необходимо, как минимум, обеспечить «отзывчивость» организации на экономические рычаги. Без этого теряет смысл расширение прав структурных единиц и самофинансирование организации. В свою очередь, расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам руководства. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к экономическим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы.
Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей и резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников трудового процесса. Проблема здесь в том, чтобы создать условия, при которых экономические методы были бы действенны и целенаправленны.
Вся сложность проблемы состоит в обеспечении комплексной субординации хозяйственных связей и экономических зависимостей трудового коллектива в отношениях с организациями, учреждениями, иными структурами народнохозяйственного комплекса и членами своего коллектива. Выпадение или ослабление какого-либо звена в этой системе связей снижает эффективность экономического руководства [16, c.92].
Основная задача изменения хозяйственного механизма состоит в том, чтобы создать такие экономические и организационные условия, при которых бы организация выполняла возложенные на нее функции на самом высоком уровне.
В отличие от организационно-
Арсенал и содержание экономических рычагов определяется спецификой управляемой системы. Чаще всего они выступают в следующих формах: планирование, финансирование, кредитование, ценообразование, экономическое стимулирование, хозрасчет.
1.Планирование. С помощью планирования определяется программа функционирования и развития организации и ее структурных подразделений. После утверждения плана, направляют их линейным руководителям для организации выполнения доведенных количественных показателей.
Финансовая политика затрагивает все стороны производственно-хозяйственной деятельности, определяет источники финансовых ресурсов и их распределение между структурными подразделениями.
2. Финансирование. Финансирование как самостоятельная экномическая категория обусловлена другой категорией — ценами. С помощью финансов формируются пропорции распределения вновь созданной стоимости, фонды накопления и потребления, создаются финансовые ресурсы для функционирования и развития организации.
3. Кредитование предполагает создание условий, побуждающих предприятие рационально использовать кредиты и собственные оборотные средства, повышать рентабельность. Этот метод представляет возможность сочетания централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью. Банк, предоставляя кредит предприятию, контролирует объективность кредита, его целевой характер, срочность, возвратность.