Методы менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 20:12, контрольная работа

Краткое описание

Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает «способ достижения какой-либо цели». Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. По существу, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, и выступают как методы менеджмента. При решении той или иной задачи менеджмента разные методы предоставляют в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Оглавление

1. Понятие и классификация методов менеджмента…………………………..3
2. Организационно-распорядительные методы управления…………………..4
3. Экономические и социально-психологические методы управления………6
4.Задание. Показать взаимосвязь теории иерархии потребностей А. Маслоу с системой менеджмента…………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………...25
Список используемой литературы…………………………………………….26

Файлы: 1 файл

Менеджмент.docx

— 92.97 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Уральский Государственный Экономический Университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Менеджмент»

на тему: «Методы менеджмента»

 

 

 

                                                                                 Исполнитель:

Студент группы:

 

                                                                                 Преподаватель:

                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Понятие и классификация методов менеджмента…………………………..3

2. Организационно-распорядительные  методы управления…………………..4

3. Экономические и социально-психологические  методы управления………6

4.Задание. Показать взаимосвязь  теории иерархии потребностей  А. Маслоу с системой менеджмента…………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………...25

Список используемой литературы…………………………………………….26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

      Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей.

      Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает «способ достижения какой-либо цели». Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности. По существу, способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, и выступают как методы менеджмента. При решении той или иной задачи менеджмента разные методы предоставляют в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

      Рассматриваемые нами методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают туристские предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся. В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания (комбинации).

Направленность методов управления всегда одна — на людей, осуществляющих различные виды трудовой деятельности. В конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:

-организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях;

-экономические, обусловленные экономическими стимулами;

        -социально-психологические методы, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Организационно-распорядительные методы создают необходимые условия для функционирования организации. Посредством их создаются трудовые коллективы, формируются организационные структуры управления, упорядочиваются производственный и управленческий процессы. Они формируют работоспособную систему управления, которая адаптируется и изменяет внешнюю и внутреннюю среды предприятия, сохраняя саму себя; имеет механизмы, обеспечивающие развитие и самоорганизацию.

Организационные методы представляют собой организационную форму всех прочих методов менеджмента. С их помощью реализуются все другие методы: экономические, административные и социально-психологические.

Организационно-распорядительные методы реализуются посредством организационных регламентов, норм, нормативов, инструкций, приказов, распоряжений, указаний, дисциплинарных воздействий и взысканий. Они классифицируются по специфике рычагов организационного воздействия. В зависимости от роли в процессе управления выделяют три группы организационно-распорядительных методов (методов воздействия):

1. Организационные  методы.

2. Распорядительные  методы.

3. Дисциплинарные  методы.

Организационные методы. Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, при этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения, ких числу относят:

- организационное  проектирование;

- регламентирование;

- нормирование.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы. Они реализуются в форме:

- приказа;

- постановления;

- распоряжения;

- инструктажа;

- команды;

- рекомендации.

Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

Дисциплинарного методы. Это установление ответственности за выполнение обязанностей и мер по ее поддержанию.

Дисциплинарное воздействие заключается в практической реализации заранее установленных правил, регламентирующих ответственность менеджеров и сотрудников предприятия. Можно выделить личную и коллективную, материальную и моральную, общую и специальную дисциплинарную ответственность.

3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Экономические методы управления занимают, можно сказать, центральное положении в управлении, т.к. сейчас в мире главенствует рыночная экономика и в основу отношений управления легли экономические отношения, отвечающие интересам и потребностям людей (персонала).

         Экономические методы управления  персоналом — это элементы  экономического механизма, с помощью  которого обеспечивается прогрессивное  развитие организации. Таким образом, экономические методы направлены  на экономическую заинтересованность  работников, повышение эффективности  работы, активизацию деятельности, путём экономического стимулирования, создание благоприятных экономических  условий для функционирования  и успешного развития организации.

     На данном этапе развития менеджмента прямое экономическое воздействие на персонал выступает в таких формах, как технико-экономическое планирование, хозрасчет, экономическое стимулирование, участие в прибылях путём приобретения ценных бумаг.

     Важнейшим экономическим методом управления персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические методы управления.

     Планирование - это вид управленческой деятельности, связанной с составлением планов организации и ее составных частей.[1]

     Таким образом, планирование включает в себя:

- установление целей и задач;

- разработку стратегий, программ и планов для достижения целей;

- определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;


 

[1] - О. Гончарова, Чего много не бывает, Ведомости, 20.03.2008, С. А-07

- доведение планов до всех, кто их должен выполнять, и кто несет ответственность за их реализацию.

Планирование усиливает взаимодействие руководителей различных подразделений.

      Планирование играет роль интегратора, т.е. вырабатывает единую корпоративную стратегию и механизм её реализации. Также планирование носит конкретизирующий характер, помогающий управляющим направить своих подчиненных «в нужное русло».

      Информация по планированию предается в основномв устной форме: на совещаниях, в виде специальных сообщений, но также практикуется составления схем планирования (диаграммы, графики – пирамиды, графические цепочки, таблицы), так как помогает лучше уяснить процесс планирования, распределить процесс по различным этапам и конкретным лицам, организовать контроль за ходом каждого процесса и за деятельностью его участников.

     Хозяйственный расчет – метод, стимулирующий коллектив в целом на:

-закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности;

-предоставление подразделению организации оперативно-хозяйственной самостоятельности путем наделения его руководства соответствующими полномочиями;

-разрешение использовать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения;

-экономное расходование ресурсов и материальную заинтересованность сотрудников в результатах труда;

-применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств. [2]

   


 

[2] - Д. Лисицын, С кнутом за пряником, Секрет фирмы №9, 2007, С. 56 – 58

     Хозяйственный расчет необходим для управления персоналом. Его инструментами являются самостоятельность подразделений, самоокупаемость, самофинансирование, экономические нормативы, фонды экономического стимулирования (оплаты труда

    Самоуправление предстает как процесс превращения человека, трудового коллектива из объекта управленческой деятельности в ее субъект. Это особый вариант организации управления, когда каждый из них сам решает вопросы в пределах отведенных полномочий, распределения ресурсов, трудовых функций и совместного заработка. Речь идет об ассоциациях трудящихся, регулирующих реальное соединение работников со средствами производства и распределение по труду, то есть осуществляющих ключевые организационно-экономические процессы. Самоуправление в этом смысле соединяет в себе труд и управление, иными словами, складывается новый тип социально-экономических отношений между равноправными субъектами в процессе их совместной трудовой деятельности по поводу управления.

     Для того чтобы эффективность экономических методов управления была на высоком уровне, необходима отзывчивость организации на экономические рычаги. В ином случае не имеет никакого значения самофинансирование и расширение организации. Расширение самостоятельности ведет к большей свободе коллективов в хозяйственной деятельности и экономическим методам управления. Только в условиях обоснованной самостоятельности возможен реальный переход к этим методам руководства: коллектив распоряжается материальными фондами, полученным доходом (прибылью), зарплатой и реализует свои экономические интересы. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей и резервов, что особенно важно в переходный к рыночным отношениям период. Речь идет об изменении системы материального стимулирования с учетом экономических интересов всех участников трудового процесса.

     Экономическое стимулирование представляет собой метод управления, опирающийся на экономические интересы работников. Его основу составляет формирование доходов предприятий и организаций, а также каждого работника в зависимости от личного вклада в деятельность предприятия. Система экономического стимулирования есть совокупность разрабатываемых и осуществляемых мероприятий, направленных на усиление заинтересованности персонала и каждого работника в получении возможно высокой прибыли. Экономическое стимулирование базируется на следующих основных принципах:

- взаимосвязь и согласованность целей экономического стимулирования с целями развития организации;

- дифференциация экономического стимулирования, направленная на реализацию необходимых изменений в структуре производства;

-  сочетание экономического стимулирования с другими методами мотивации;

- сочетание экономического стимулирования с экономическими санкциями, предусматривающими материальную ответственность организаций и отдельных работников.

      Главный элемент стимулирования – заработная плата, которая в целом является ценой рабочей силы, соответствующей стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи. Заработная плата является важнейшей составляющей стоимости продукции, а именно в стоимость продукции предприятия входит стоимость материалов и сырья, амортизационные отчисления, основная и дополнительная заработная плата, обязательные отчисления от зарплаты сотрудников организации, накладные расходы и прибыль.

     Основная заработная плата обеспечивает минимальный размер оплаты труда при выработке надлежащих часов, дополнительная зарплата – различного рода выплаты за дифференцированные условия труда и квалификацию сотрудника. Вознаграждение за конечный результат стимулирует групповые интересы, поощряет коллективизм и выплачивается из фонда оплаты труда за достижение определенных результатов отдельными структурными подразделениями (перевыполнения плана), премия за основные результаты труда стимулирует достижение конечных результатов, выплачивается из прибыли.

Информация о работе Методы менеджмента