Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучения теоретического материала и данных предприятия дать оценку трудовой мотивации на предприятии ОАО ”Ельский Агросервис“ и определить направления ее совершенствования.
В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- исследовать сущность и значение мотивации труда;
- исследовать принципы мотивации труда и требования к его организации;
- провести анализ применяемой в организации системы мотивации труда;
- оценить эффективности применяемой системы мотивации;
Введение……………………………………………………………………………...5
1. Теоретические основы трудовой мотивации………………………....................6
1.1 Сущность и принципы трудовой мотивации………………......................6
1.2 Характеристика современных теорий мотивации….…………………….9
1.3Мотивационный механизм…………………..…...……………………….14
2.Оценка трудовой мотивации на предприятии ОАО ”Ельский Агросервис“………………………………………………………………………...19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО ”Ельский Агросервис“...............................................................................19
2.2Анализ и специфика трудовой мотивации, применяемой в ОАО ”Агросервис“…………………………………………………………………..........24
3. Основные направления совершенствования трудовой мотивации на предприятии ОАО ”Ельский Агросервис“…………………………...…….……..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………......
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
По данным таблицы 2.1 видно, что стоимость чистых активов в анализируемом периоде характеризуется положительной динамикой роста. Стоимость чистых активов в 2011 г. составил 20148 млн.руб., в 2012 г. – 26977 млн.руб., что на 6829 млн. руб. больше, чем в 2011г., темп роста составил 133,9%. В 2013 г. показатель возрастает до 31485 млн. руб., что на 4508 млн. руб. больше, чем в предыдущем году, темп роста – 116,7%. Абсолютное увеличение показателя составило 11337 млн. руб., темп роста при этом составил 156,3%.
Выручка от реализуемой продукции в 2011 г. составила 13340 млн. руб., в 2012 г. значение показателя увеличилось на 15553 млн. руб., темп роста составил 216,6%. В 2013 г. выручка от реализации продукции, работ, услуг составила 44144 млн.руб., темп роста при этом составил 152,8%. По сравнению с базисным периодом абсолютное увеличение показателя составило 30804 млн. руб., темп роста при этом составил 330,9%.
Показатель прибыли в 2011 г. составил 140 млн. руб., в 2012 г. данный показатель увеличился на 44 млн. руб., темп роста при этом составил 131,4%. В 2013 г. показатель прибыли увеличился до 276 млн. руб., что на 92 млн.руб. больше, предыдущего года, темп роста составил 150%. Абсолютное увеличение показателя прибыли с началом периода составило 136 млн. руб., темп роста – 197,1%.
Положительная динамика также наблюдается по показателям прибыли от реализации продукции, работ услуг и чистой прибыли. Темпы роста за 2011-2013 гг. составили 249,3% и 452,8% соответственно.
Уменьшения показателя рентабельности продукции, работ услуг с 3,6% в 2011г. до 2,7% в 2013г. Темп роста составил 75%.
Средняя заработная плата в 2011г. была 1289 млн. руб., что на 1279 млн. руб. меньше, чем в 2012 г. Темп роста составил 199,2%. В 2013 г. средняя заработная плата в ОАО ”Ельский агросервис“ составила 4013 млн. руб., что на 1445 млн. руб. больше, чем предыдущем периоде. По сравнению с началам анализируемого периода увеличение заработной платы составило 2724 млн. руб., темп роста при этом составил 311,3%.
В таблице 2.2 представлена информация о выускаемой продукции, производимых работах, оказываемых услугах ОАО ”Ельский агросервис“ за 2011-2013 гг.
Таблица 2.2 - Информация о выпускаемой продукции, производимых работах, оказываемых услугах ОАО ”Ельский агросервис“ за 2011-2013гг.
Показатели |
Год |
Темп роста,% | ||
2011 |
2012 |
2013 | ||
Предоставление услуг по выращиванию сельскохозяйственной деятельности; |
671 |
1010 |
1451 |
216,2 |
Организация перевозок грузов |
1820 |
2597 |
2847 |
156,4 |
Оптовая торговля удобрениями, пестицидами и прочими агрохимическими продуктами |
332 |
746 |
904 |
272,3 |
Ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования, используемых в с/х |
60 |
25 |
1185 |
1975 |
Распиловка и строгание древесины |
56 |
__ | ||
Монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание электродвигателей, генераторов и трансформаторов |
67 |
146 |
229 |
341,8 |
Монтаж внутреннего санитарно-техническего оборудования |
133 |
646 |
__ | |
Наладка электрооборудования |
167 |
284 |
9 |
5,3 |
Производство растительных неочищенных масел и технических животных жиров |
5453 |
9532 |
11830 |
216,9 |
Деятельность агентов по торговле |
1224 |
2453 |
3636 |
297,0 |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
По данным таблицы 2.2 можно сказать, что в ОАО ”Ельский агросервис“ за период времени 2011-2013гг. видна положительная динамика показателей организации перевозок грузов, оптовой торговли удобрениями, пестицидами и прочими агрохимическими продуктами, ремонта и технического обслуживания машин и оборудования, используемых в с/х. Такая же динамика и у показателей монтажа, наладки, ремонта и технического обслуживания электродвигателей, генераторов и трансформаторов, производстве растительных неочищенных масел и технических животных жиров и деятельности агентов по торговле. Показатель накладка электрооборудования в 2011 г. был равен 167млн. руб., в 2012 г. возрос до 284 млн. руб., а в 2013 г. снизился к 9 млн. руб., темп роста при этом составил 5,3%.
В таблица 2.3 представлена структура реализации работ (услуг) ОАО ”Ельский агросервис“ за 2011- 2013гг., %
Таблица 2.3 - Структура реализации работ (услуг) ОАО ”Ельский агросервис“ за 2011- 2013гг., %
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
Отклонение 2013г. от 2011г.,+/- |
Внутренний рынок |
100 |
94 |
98 |
-2 |
Внешний рынок |
х |
6 |
2 |
+2 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
- |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
Исходя из данных таблицы 2.3, можно сказать, что ”Ельский агросервис“ основным рынком сбыта является внутренний рынок, в 2013 г. на его долю пришлось 98%. На внешний рынок предприятие выходит медленными темпами, в 2012 г. приходилось 6%, а к 2013 г. показатель снизился до 2%. Основные рынки сбыта продукции - страны СНГ, дальнее зарубежье- Польша и Литва.
В таблица 2.4 отражается численность работающих в ОАО ”Ельский агросервис“ за 2011-2013 гг.
Таблица 2.4 – Численность работающих в ОАО ”Ельский агросервис“ за 2011-2013 гг.
Показатели |
2011г |
2012г |
2013г |
Темп роста,% |
Отклонение 2013г. от 2011 г., +/- |
Численность работающих всего: |
102 |
105 |
109 |
106,9 |
+7 |
- численность аппарата управления |
13 |
15 |
17 |
130,8 |
+4 |
- численность ППП |
24 |
26 |
28 |
116,7 |
+4 |
в т.ч. численность основных рабочих |
20 |
21 |
22 |
110 |
+2 |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
По данным таблицы 2.4 видно, что по показателям численности работающих в ОАО ”Ельский агросервис“ за 2011-2013 гг. наблюдается хоть и не значительная, но положительная динамика. Так, численность работающих в 2011г. была 102 человека, в 2012 г. – 105 человек, в 2013 г. составила 109 человек. Темп роста при этом составил 106,9%.
Численность аппарата управления в 2011г. была 13 человек, а в 2013 г. данным показатель составил 17 человек. Численность промышленно-производственного персонала в 2013 г. году составила 28 человек, что на 4 человека больше, чем в базисном периоде. Темп роста составил 116,7%.
В таблице 2.5 отражена структура работающих ОАО ”Ельский агросервис“ по возрасту и образованию на 01.01.2014 г.
Таблица 2.5 - Структура работающих ОАО ”Ельский агросервис“ по возрасту и образованию на 01.01.2014 г.
Образование |
Возраст, лет |
Всего | ||||||
25 |
25-30 |
35-40 |
40-45 |
45-50 |
50-55 |
55+ | ||
Численность, в т.ч. |
9 |
28 |
9 |
10 |
9 |
19 |
25 |
109 |
Высшее |
7 |
1 |
4 |
1 |
2 |
2 |
17 | |
Среднее специальное |
4 |
6 |
1 |
3 |
1 |
4 |
8 |
27 |
Профессионально-техническое |
4 |
8 |
2 |
3 |
5 |
2 |
7 |
31 |
Среднее |
1 |
5 |
5 |
2 |
11 |
8 |
32 | |
Базовое |
2 |
2 |
Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия
По данным таблицы 2.5 можно сказать, что коллектив ОАО ”Ельский агросервис“ стареет. Молодые специалисты ОАО ”Ельский агросервис“ в возрасте до 35 лет составили 37 человек или 33,9% от общей численности работающих. Это может быть связано с тем, что молодые специалисты не видят на этом перспективу развития трудовой деятельности.
На долю работников в возрасте 35-40 лет на начало 2014 года приходилось 8,3% от общей численности персонала, работники в возрасте от 40-45 лет составили 9,2%, работники в возрасте 45-50 лет – 8,3%. Работники в возрасте 50-55 лет составили 17,4%, а работники старше 55 лет – 22,9% от общей численности персонала.
Основной удельный вес в ОАО ”Ельский агросервис“ приходится на работников со средним образованием, а именно 29,4% от общей численности персонала. Далее идет профессионально- техническое и средне специальное образование, на которые приходится 28,4% и 24,8% соответственно. На долю высшего образования приходилось 15,6% или 17 человек.
Исходя из проведенного анализа производственной деятельности ОАО ”Ельский агросервис“, можно сказать, что предприятие работает прибыльно,
но неиспользованные резервы для повышения эффективности технико-экономических показателей есть.
2.2 Анализ и специфика трудовой мотивации, применяемой в ОАО ”Ельский Агросервис“
Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Материальное стимулирование
Каждый руководитель хотел бы, чтобы его подчиненные стремились к хорошей работе с полной отдачей сил, чтобы они были вовлечены в дела организации, разделяли ее цели и проявляли высокую активность при решении проблем, мешающих стабильной работе организации. Деньги являются при этом наиболее очевидным и наиболее часто используемым стимулом, хотя это не единственное средство мотивации работников.
Деньги являются достаточно сильным мотиватором только в том случае, если работник считает оплату своего труда справедливой и видит связь между результатами своей работы и оплатой труда.
Поощрения также должны восприниматься как справедливые другими членами рабочей группы, чтобы они не почувствовали себя обойденными и не начали бы работать хуже. Премии без причины не мотивируют персонал, а воспринимаются как должное. Система материального стимулирования, кроме зарплаты и премии (бонусов), может включать в себя пенсионные накопления, участие и прибылях, оплату отдыха работника и тому подобное.
Работодатель вправе устанавливать различные виды премирования, надбавок и стимулирующих выплат.
На предприятии ОАО ”Ельский агросервис“ используется сдельная и повременная системы оплаты труда. Сдельная оплата труда применяется на рабочих местах со стабильным уровнем загрузки, например, обслуживающим станки и машины. Повременная оплата труда применяется на рабочих местах, где невозможно организовать равномерно загруженный процесс работы, например, на погрузочно-разгрузочных работах. Инженерно-технический состав и служащие получают фиксированную заработную плату, то есть оклад. Кроме того, в зависимости от выполнения плана предприятием в целом, рабочим начисляются дополнительные выплаты, ежемесячно по 15% или 30%,администрации по квартально.
Установлены условия (прогул, нарушение общественного порядка, пьянство, хищение собственности и др.), при которых производился лишение или снижение размеров премии.
Подарки занимают особое место в системе мотивации персонала предприятия. Стоимость подарка должна быть пропорциональна значимости достижений, хотя некоторые компании устанавливают нормы стоимости в пропорции к зарплате. Люди должны чувствовать, что о них заботятся, тогда они будут работать более эффективно.
Также на предприятии применяются доплаты за стаж. О текучести кадров принято говорить как о негативном явлении. В действительности это далеко не всегда так. Бывает, что кадровая политика предприятия состоит как раз в том, чтобы стимулировать высокую текучесть, обеспечивать сохранение на работе лучших и уход несостоятельных работников. В отдельных случаях такой подход экономически оправдывается. Тем не менее, если предприятие заинтересовано в том, чтобы сотрудники оставались на своих рабочих местах, стоит предусмотреть соответствующие механизмы в компенсационном плане. Речь идет о доплатах за стаж, а также о бонусах.
Социально-психологические методы мотивации
Рабочее место. Производительность и эффективность труда работников теснейшим образом связаны с условиями их труда. Все имеет значение: рабочее пространство, оборудование, наличие или отсутствие кондиционирования воздуха, даже степень комфортабельности мебели.
Оснащение рабочего места приспособлениями для удобства и безопасности позволяет поднять производительность труда, уменьшая неудовлетворенность работой и сглаживая выдвигаемые сотрудниками претензии.
Организационно-
Карьерный рост . Людям нравится думать, что их карьера прогрессирует. Даже небольшое увеличение ответственности дает положительный импульс. Карьера – отличная мотивация. Непрерывный рост способствует удержанию в компании опытного персонала.
Информация о работе Особенности и принципы трудовой мотивации на предприятии в современных условиях