Особенности и принципы трудовой мотивации на предприятии в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучения теоретического материала и данных предприятия дать оценку трудовой мотивации на предприятии ОАО ”Ельский Агросервис“ и определить направления ее совершенствования.
В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- исследовать сущность и значение мотивации труда;
- исследовать принципы мотивации труда и требования к его организации;
- провести анализ применяемой в организации системы мотивации труда;
- оценить эффективности применяемой системы мотивации;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Теоретические основы трудовой мотивации………………………....................6
1.1 Сущность и принципы трудовой мотивации………………......................6
1.2 Характеристика современных теорий мотивации….…………………….9
1.3Мотивационный механизм…………………..…...……………………….14
2.Оценка трудовой мотивации на предприятии ОАО ”Ельский Агросервис“………………………………………………………………………...19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО ”Ельский Агросервис“...............................................................................19
2.2Анализ и специфика трудовой мотивации, применяемой в ОАО ”Агросервис“…………………………………………………………………..........24
3. Основные направления совершенствования трудовой мотивации на предприятии ОАО ”Ельский Агросервис“…………………………...…….……..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………......

Файлы: 1 файл

менеджмент курсач.docx

— 102.45 Кб (Скачать)

Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия

 

По данным таблицы 2.1 видно, что стоимость чистых активов в анализируемом периоде характеризуется положительной динамикой роста. Стоимость чистых активов в 2011 г. составил 20148 млн.руб., в 2012 г. – 26977 млн.руб., что на 6829 млн. руб. больше, чем в 2011г., темп роста составил 133,9%. В 2013 г. показатель возрастает до 31485 млн. руб., что на 4508 млн. руб. больше, чем в предыдущем году, темп роста – 116,7%. Абсолютное увеличение показателя составило 11337 млн. руб., темп роста при этом составил 156,3%.

Выручка от реализуемой продукции в 2011 г. составила 13340 млн. руб., в 2012 г. значение показателя увеличилось на 15553 млн. руб., темп роста составил 216,6%. В 2013 г. выручка от реализации продукции, работ, услуг составила 44144 млн.руб., темп роста при этом составил 152,8%. По сравнению с базисным периодом абсолютное увеличение показателя составило 30804 млн. руб., темп роста при этом составил 330,9%.

Показатель прибыли в 2011 г. составил 140 млн. руб., в 2012 г. данный показатель увеличился на 44 млн. руб., темп роста при этом составил 131,4%. В 2013 г. показатель прибыли увеличился до 276 млн. руб., что на 92 млн.руб. больше, предыдущего года, темп роста составил 150%. Абсолютное увеличение показателя прибыли с началом периода составило 136 млн. руб., темп роста – 197,1%.

Положительная динамика также наблюдается по показателям прибыли от реализации продукции, работ услуг и чистой прибыли. Темпы роста за 2011-2013 гг. составили 249,3% и 452,8% соответственно.

Уменьшения показателя рентабельности продукции, работ услуг с 3,6% в 2011г. до 2,7% в 2013г. Темп роста составил 75%.

Средняя заработная плата в 2011г. была 1289 млн. руб., что на 1279 млн. руб. меньше, чем в 2012 г. Темп роста составил 199,2%. В 2013 г. средняя заработная плата в  ОАО ”Ельский агросервис“ составила 4013 млн. руб., что на 1445 млн. руб. больше, чем предыдущем периоде. По сравнению с началам анализируемого периода увеличение заработной платы составило 2724 млн. руб., темп роста при этом составил 311,3%.

В таблице 2.2 представлена информация о выускаемой продукции, производимых работах, оказываемых услугах ОАО ”Ельский агросервис“ за 2011-2013 гг.

 

 

 

 

 

Таблица 2.2 - Информация о выпускаемой продукции, производимых работах, оказываемых услугах ОАО ”Ельский агросервис“ за 2011-2013гг.

Показатели

Год

Темп

роста,%

2011

2012

2013

Предоставление услуг по выращиванию сельскохозяйственной деятельности;

671

1010

1451

216,2

Организация перевозок грузов

1820

2597

2847

156,4

Оптовая торговля удобрениями, пестицидами и прочими агрохимическими продуктами

332

746

904

272,3

Ремонт и техническое обслуживание машин

и оборудования, используемых в с/х

60

25

1185

1975

Распиловка и строгание древесины

 

56

 

__

Монтаж, наладка, ремонт и техническое

обслуживание электродвигателей,

генераторов и трансформаторов

67

146

229

341,8

Монтаж внутреннего санитарно-техническего оборудования

133

646

 

__

Наладка электрооборудования

167

284

9

5,3

Производство растительных неочищенных масел и технических животных жиров

5453

9532

11830

216,9

Деятельность агентов по торговле

1224

2453

3636

297,0


Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия

 

По данным таблицы 2.2 можно сказать, что в ОАО ”Ельский агросервис“ за период времени 2011-2013гг. видна положительная динамика показателей организации перевозок грузов, оптовой торговли удобрениями, пестицидами и прочими агрохимическими продуктами, ремонта и технического обслуживания машин и оборудования, используемых в с/х. Такая же динамика и у показателей монтажа, наладки, ремонта и технического обслуживания электродвигателей, генераторов и трансформаторов,  производстве растительных неочищенных масел и технических животных жиров и деятельности агентов по торговле. Показатель накладка электрооборудования  в 2011 г. был равен 167млн. руб., в 2012 г. возрос до 284 млн. руб., а в 2013 г. снизился к 9 млн. руб., темп роста при этом составил 5,3%.

В таблица 2.3 представлена структура реализации работ (услуг) ОАО ”Ельский агросервис“ за 2011- 2013гг., %

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.3 - Структура реализации работ (услуг) ОАО ”Ельский агросервис“ за 2011- 2013гг., %

Показатель

2011

2012

2013

Отклонение

2013г. от 2011г.,+/-

Внутренний рынок

100

94

98

-2

Внешний рынок

х

6

2

+2

Итого

100

100

100

-


Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия

 

Исходя из данных таблицы 2.3, можно сказать, что ”Ельский агросервис“ основным рынком сбыта является внутренний рынок, в 2013 г. на его долю пришлось 98%. На внешний рынок предприятие выходит медленными темпами, в 2012 г. приходилось 6%, а к 2013 г. показатель снизился до 2%. Основные рынки сбыта продукции - страны СНГ, дальнее зарубежье- Польша и Литва.

В таблица 2.4 отражается численность работающих в ОАО ”Ельский агросервис“ за 2011-2013 гг.

 

Таблица 2.4 – Численность работающих в ОАО ”Ельский агросервис“ за 2011-2013 гг.

Показатели

2011г

 

2012г

2013г

Темп роста,%

Отклонение

2013г. от 2011 г., +/-

Численность работающих всего:

102

105

109

106,9

+7

- численность аппарата  управления

13

15

17

130,8

+4

- численность ППП

24

26

28

116,7

+4

 в т.ч. численность  основных рабочих

20

21

22

110

+2


Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия

 

По данным таблицы 2.4 видно, что по показателям численности работающих в ОАО ”Ельский агросервис“ за 2011-2013 гг. наблюдается хоть и не значительная, но положительная динамика. Так, численность работающих в 2011г. была 102 человека, в 2012 г. – 105 человек, в 2013 г. составила 109 человек. Темп роста при этом составил 106,9%.

Численность аппарата управления в 2011г. была 13 человек, а в 2013 г. данным показатель составил 17 человек. Численность промышленно-производственного персонала в 2013 г. году составила 28 человек, что на 4 человека больше, чем в базисном периоде. Темп роста составил 116,7%.

В таблице 2.5 отражена структура работающих ОАО ”Ельский агросервис“ по возрасту и образованию на 01.01.2014 г.

Таблица 2.5 - Структура работающих ОАО ”Ельский агросервис“ по возрасту и образованию на 01.01.2014 г.

Образование

Возраст, лет

 Всего

25

25-30

35-40

40-45

45-50

50-55

55+

Численность, в т.ч.

9

28

9

10

9

19

25

109

Высшее

 

7

1

4

1

2

2

17

Среднее специальное

4

6

1

3

1

4

8

27

Профессионально-техническое

4

8

2

3

5

2

7

31

Среднее

1

5

5

 

2

11

8

32

Базовое

 

2

         

2


Примечание – Источник: собственная разработка по данным предприятия

 

По данным таблицы 2.5 можно сказать, что коллектив ОАО ”Ельский агросервис“ стареет. Молодые специалисты ОАО ”Ельский агросервис“ в возрасте до 35 лет составили 37 человек или 33,9% от общей численности работающих. Это может быть связано с тем, что молодые специалисты не видят на этом перспективу развития трудовой деятельности.

На долю работников в возрасте 35-40 лет на начало 2014 года приходилось 8,3% от общей численности персонала, работники в возрасте от 40-45 лет составили 9,2%, работники в возрасте 45-50 лет – 8,3%. Работники в возрасте 50-55 лет составили 17,4%, а работники старше 55 лет – 22,9% от общей численности персонала.

Основной удельный вес в ОАО ”Ельский агросервис“ приходится на работников со средним образованием, а именно 29,4% от общей численности персонала. Далее идет профессионально- техническое и средне специальное образование, на которые приходится 28,4% и 24,8% соответственно. На долю высшего образования приходилось 15,6% или 17 человек.

  Исходя из проведенного анализа производственной деятельности ОАО ”Ельский агросервис“, можно сказать, что предприятие работает прибыльно,

но неиспользованные резервы для повышения эффективности технико-экономических показателей есть.

 

2.2 Анализ и специфика трудовой мотивации, применяемой в ОАО ”Ельский Агросервис“

 

Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.

Материальное стимулирование

Каждый руководитель хотел бы, чтобы его подчиненные стремились к хорошей работе с полной отдачей сил, чтобы они были вовлечены в дела организации, разделяли ее цели и проявляли высокую активность при решении проблем, мешающих стабильной работе организации. Деньги являются при этом наиболее очевидным и наиболее часто используемым стимулом, хотя это не единственное средство мотивации работников.

Деньги являются достаточно сильным мотиватором только в том случае, если работник считает оплату своего труда справедливой и видит связь между результатами своей работы и оплатой труда.

Поощрения также должны восприниматься как справедливые другими членами рабочей группы, чтобы они не почувствовали себя обойденными и не начали бы работать хуже. Премии без причины не мотивируют персонал, а воспринимаются как должное. Система материального стимулирования, кроме зарплаты и премии (бонусов), может включать в себя пенсионные накопления, участие и прибылях, оплату отдыха работника и тому подобное.

Работодатель вправе устанавливать различные виды премирования, надбавок и стимулирующих выплат.

На предприятии ОАО ”Ельский агросервис“ используется сдельная и повременная системы оплаты труда. Сдельная оплата труда применяется на рабочих местах со стабильным уровнем загрузки, например, обслуживающим станки и машины. Повременная оплата труда применяется на рабочих местах, где невозможно организовать равномерно загруженный процесс работы, например, на погрузочно-разгрузочных работах. Инженерно-технический состав и служащие получают фиксированную заработную плату, то есть оклад. Кроме того, в зависимости от выполнения плана предприятием в целом, рабочим начисляются дополнительные выплаты, ежемесячно по 15% или 30%,администрации по квартально.

Установлены условия (прогул, нарушение общественного порядка, пьянство, хищение собственности и др.), при которых производился лишение или снижение размеров премии.

Подарки занимают особое место в системе мотивации персонала предприятия. Стоимость подарка должна быть пропорциональна значимости достижений, хотя некоторые компании устанавливают нормы стоимости в пропорции к зарплате. Люди должны чувствовать, что о них заботятся, тогда они будут работать более эффективно.

Также на предприятии применяются доплаты за стаж. О текучести кадров принято говорить как о негативном явлении. В действительности это далеко не всегда так. Бывает, что кадровая политика предприятия состоит как раз в том, чтобы стимулировать высокую текучесть, обеспечивать сохранение на работе лучших и уход несостоятельных работников. В отдельных случаях такой подход экономически оправдывается. Тем не менее, если предприятие заинтересовано в том, чтобы сотрудники оставались на своих рабочих местах, стоит предусмотреть соответствующие механизмы в компенсационном плане. Речь идет о доплатах за стаж, а также о бонусах.

Социально-психологические методы мотивации

Рабочее место. Производительность и эффективность труда работников теснейшим образом связаны с условиями их труда. Все имеет значение: рабочее пространство, оборудование, наличие или отсутствие кондиционирования воздуха, даже степень комфортабельности мебели. 

Оснащение рабочего места приспособлениями для удобства и безопасности позволяет поднять производительность труда, уменьшая неудовлетворенность работой и сглаживая выдвигаемые сотрудниками претензии.

Организационно-распорядительные методы мотивации 

Карьерный рост . Людям нравится думать, что их карьера прогрессирует. Даже небольшое увеличение ответственности дает положительный импульс. Карьера – отличная мотивация. Непрерывный рост способствует удержанию в компании опытного персонала.

Информация о работе Особенности и принципы трудовой мотивации на предприятии в современных условиях