Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:09, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучения теоретического материала и данных предприятия дать оценку трудовой мотивации на предприятии ОАО ”Ельский Агросервис“ и определить направления ее совершенствования.
В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- исследовать сущность и значение мотивации труда;
- исследовать принципы мотивации труда и требования к его организации;
- провести анализ применяемой в организации системы мотивации труда;
- оценить эффективности применяемой системы мотивации;
Введение……………………………………………………………………………...5
1. Теоретические основы трудовой мотивации………………………....................6
1.1 Сущность и принципы трудовой мотивации………………......................6
1.2 Характеристика современных теорий мотивации….…………………….9
1.3Мотивационный механизм…………………..…...……………………….14
2.Оценка трудовой мотивации на предприятии ОАО ”Ельский Агросервис“………………………………………………………………………...19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО ”Ельский Агросервис“...............................................................................19
2.2Анализ и специфика трудовой мотивации, применяемой в ОАО ”Агросервис“…………………………………………………………………..........24
3. Основные направления совершенствования трудовой мотивации на предприятии ОАО ”Ельский Агросервис“…………………………...…….……..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………......
В социально-экономической
ситуации, характерной для Республики
Беларусь ведущим мотивом в большинстве
случаев выступает уровень материального
стимулирования, уровень оплаты труда.
Ориентация на личное материальное обеспечение
будет лежать в основе структуры побуждений
к труду до тех пор, пока в обществе не
будут созданы возможности для полного
удовлетворения всех основных потребностей.
[3,с.113]
Эффективность мотивации оценивается
по результатам деятельности сотрудников
и организации, а также по характеристиками,
определяющим отношение к труду (усилие,
старание, настойчивость, внимательность,
добросовестность, контактность).[ 2,с.108]
Успех мотивации зависит от опыта и ожиданий. Действия, которые привели к успеху, повторяются, если подобная потребность появится вновь. Неудача приводит к поиску других, альтернативных средств достижения цели.
Отлаженная система мотивации оказывает положительное воздействие на результативность деятельности предприятия по следующими основным направлениям: увеличение оборота и прибыли; улучшение качества продукции и труда; повышение творчества и активности работников; внедрение новых методов и приемов труда, техники и технологии; улучшение использование потенциала работников; сокращение текучести персонала; улучшение морально-психологического климата в трудовом коллективе; создание хорошего имиджа предприятия. [3,с.111]
Принципы трудовой мотивации:
- полимотивированность– работник максимально реализует свой потенциал только в случае удовлетворенности трудом и вознаграждением (интересно работать и есть смысл вкладываться);
- иерархичность – для разных работников положение определенного мотива в иерархии мотивов различно (у одного главное – стремление к власти, у другого – заработок, у третьего- перспектива карьерного роста);[4,с. 3]
-компенсаторность – недостаточная сила одного мотива из-за невозможности удовлетворения соответствующей потребности может быть скомпенсирована действием других мотивов (не очень интересная работа может быть скомпенсирована высокой зарплатой);
- справедливость – оценка справедливости совершаемых обменов – что работник дает и что получает взамен (формируется на основе сравнений и в
основном субъективна);
- подкрепления – работники повторяют поведение и действия если они влекут за собой позитивные для него последствия (благодарность); работники прекращают поведение и действия, которые влекут наказание (лишение премии); работники не склонны закреплять и устойчиво воспроизводить такое поведение, которое не влечет за собой ни вознаграждения, ни наказания;- динамичность – значимость определенного мотива меняется в зависимости от ситуации и жизненного цикла человека (потребности человека в начале и середине карьеры – различны). [4,с. 4]
Нужно иметь в виду, что мотивация в силу ее индивидуальности объективно носит конкурентный характер, ибо помогает каждому максимизировать личный успех, добиться превосходства.
1.2. Характеристика современных теорий мотивации
Первоначальные теории мотивации складывались исходя из анализа исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения. Наиболее известной и до сих пор широко применяемой является политика "кнута и пряника“. Политика "кнута и пряника“ характеризуется простотой мотивов и стимулов
к достижению поставленной цели. Она предпочтительна в экстремальных ситуациях, когда цель четко обозначена и вряд ли пригодна для выполнения сложных проектов с большой продолжительностью и значительным числом участников.[5,c.23]
Привлекает простотой использования мотивов и стимулов теория ”X“, ”У“ и ”Z“, в основе которой отношение человека к труду. Теория ”X“ была первоначально разработана Ф. Тейлором, а затем развита и дополнена Д. Мак Грегором, который добавил к ней теорию ”У“. Теория ”Z“ была предложена значительно позднее, в 80-х гг. В. Оучи (модель поведения и мотивации человека).
Теория ”X“ базируется на следующих предпосылках:
Теория ”У“ является антиподом теории ”X“ и ориентирована совсем на другую группу людей. В основе теории ”У" такие предпосылки:
Модель по теории ”У“ отражает передовую, творчески активную часть общества. Стимулы побуждения к труду в теории "У“располагаются в таком порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, принуждение. Очевидно, что удельный вес работников, описываемых этой теорией, невелик — по данным разных исследований, от 15 до 20% от численности коллектива.[6,c. 58]
Основные предпосылки теории ”Z“:
Теория ”Z“ описывает работника, предпочитающего работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу. Во многом ей соответствуют японские работники крупных промышленных компаний. Однако работники, описываемые теорией ”Z“, имеются практически во всех странах на крупных стабильных предприятиях. Эффективность применения данной теории определяется удельным весом таких людей в коллективе. Другая группа теорий мотивации – содержательные теории мотивации. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория потребностей Маслоу; теория существования, связи и роста Альдерфера; теория приобретенных потребностей Мак Клелланда; теория двух факторов Герцберга.
Абрахам Маслоу - один из крупных ученых в области мотивации и психологии. Его теория психологии управления включает в себя следующие основные идеи и предпосылки:
Безопасность и защищенность
Рис. 1.1. Пирамида потребностей Маслоу
В соответствии с теорией Маслоу существует пять групп потребностей:
1. Физиологические потребности.
2. Потребность безопасности.
3. Потребность принадлежать к социальной группе.
4. Потребности признания и уважения.
5. Потребности самовыражения.
Теория потребностей Маслоу – одна из наиболее известных теорий мотивации. Она показывает, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как предоставить человеку возможности удовлетворять свои потребности. [6,c.52]
Потребности признания и самовыражения могут оказывать усиливающее воздействие на мотивацию в процессе их удовлетворения и гасить физиологические потребности.
Основатель теории существования, связи и роста К. Альдерфер считает, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от пирамиды потребностей Маслоу, он считает, что таких групп потребностей существует только три:
1. потребности существования;
2. потребности связи;
3. потребности роста.
Потребности существования по Альдерферу включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: безопасности и физиологические. Потребность связи по Альдерферу отражает социальную природу человека, стремление человека быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести полностью потребности принадлежать к социальной группе, признания и уважения, которые связаны со стремлением человека занимать определенное положение в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности пирамиды Маслоу, которая связана с групповой безопасностью. Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию уверенности, к самосовершенствованию. Эти три группы потребностей, также как и в теории Маслоу, расположены иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера есть одно принципиальное различие. Согласно Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх: когда удовлетворены потребности нижнего уровня, человек переходит к следующей, более высокого уровня потребности. Альдерфер полагает, что движение идет в обе стороны: наверх, если не удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. [5, c. 39]
Теория Дэвида Мак Клелланда связана с изучением и описанием влияния на поведение человека потребностей достижения, соучастия и властвования. Эти потребности, если они достаточно сильны у человека, оказывают заметное воздействие на его поведение, заставляя предпринимать усилия и осуществлять действия, которые должны привести к удовлетворению этих потребностей.
Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее.
Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие. Для них очень важно, что они нужны кому-то, что их друзья и коллеги не безразличны к ним и их действиям.[6, c. 57]
Потребность властвования является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать людей, ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Потребности, рассматриваемые Мак Клелландом, не расположены иерархически и могут иметь различную степень проявления.
Во второй половине 50-х гг. 20-го столетия Фредерик Герцберг с сотрудниками разработал новую модель мотивации, основанную на потребностях. Согласно Герцберга, потребности можно подразделить на две
большие категории, которые он назвал ”факторами условий труда“ и ”мотивирующими факторами“.
Факторы условий труда связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивации - с самим характером и сущностью работы. [6, c.54]
Каждая из теорий имеет что-то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Несмотря на принципиальные различия, все четыре теории имеют общее, позволяющее установить определенные параллели между ними.
Характерной особенностью всех четырех теорий является то, что они изучают потребности и дают их классификацию, позволяющую делать выводы о механизме мотивации человека.
Содержательные теории мотивации базируются на потребностях и связанных с ними факторах, определяющих поведение людей.
1.3 Мотивационный механизм
Механизм, с помощью которого формируются условия, побуждающие людей к деятельности, получил название мотивационного. Он состоит из двух элементов:
Информация о работе Особенности и принципы трудовой мотивации на предприятии в современных условиях