Особенности и принципы трудовой мотивации на предприятии в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучения теоретического материала и данных предприятия дать оценку трудовой мотивации на предприятии ОАО ”Ельский Агросервис“ и определить направления ее совершенствования.
В соответствие с поставленной целью решаются следующие задачи:
- исследовать сущность и значение мотивации труда;
- исследовать принципы мотивации труда и требования к его организации;
- провести анализ применяемой в организации системы мотивации труда;
- оценить эффективности применяемой системы мотивации;

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...5
1. Теоретические основы трудовой мотивации………………………....................6
1.1 Сущность и принципы трудовой мотивации………………......................6
1.2 Характеристика современных теорий мотивации….…………………….9
1.3Мотивационный механизм…………………..…...……………………….14
2.Оценка трудовой мотивации на предприятии ОАО ”Ельский Агросервис“………………………………………………………………………...19
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
ОАО ”Ельский Агросервис“...............................................................................19
2.2Анализ и специфика трудовой мотивации, применяемой в ОАО ”Агросервис“…………………………………………………………………..........24
3. Основные направления совершенствования трудовой мотивации на предприятии ОАО ”Ельский Агросервис“…………………………...…….……..30
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………......

Файлы: 1 файл

менеджмент курсач.docx

— 102.45 Кб (Скачать)

В целом мотивировать людей можно, используя внутреннее побуждение; внешнее побуждение; внешнее принуждение.

С учетом этого можно говорить о нескольких стратегиях мотивации людей:

1) стратегии, основанной, с  одной стороны, на внутреннем  побуждении 

(предрасположенности, желании) к определенным действиям, а с другой — на внешнем побуждении и принуждении. Она характерна, например, для Германии и современной России;

2) стратегии, основанной  на внешних побуждении и принуждении, т. е. использовании только стимулирования  в обеих его формах (положительной и отрицательной). Она была характерна для большинства западных стран первой половины XX столетия;

3) стратегии, основанной  исключительно на принуждении (внешний  отрицательный механизм мотивации). Эта модель характерна для  подневольного труда;

4) стратегии, основанной  исключительно на внутреннем и внешнем побуждении, использующей положительный механизм мотивации. Такая стратегия характерна для фирм Японии; 5) стратегии, основанной на внутреннем побуждении и принуждении, когда применялся внутренний положительный и внешний отрицательный мотивационный механизм. Это было свойственно экономике СССР. [8,c.49]

При создании мотивационного механизма необходимо учитывать тип человека (примитивный, экономический, социальный, духовный и проч.).

Принципами построения мотивационного механизма считаются:

• увязка со структурой и степенью значимости целей деятельности;

• простота, понятность, справедливость;

• наличие необходимых условий реализации;

• возможность корректировки;

• направленность как на поддержку создания нового, так и на его принятие;

• рациональность, взаимосвязанность элементов при их обособленности (элементы мотивационного механизма должны иметь различную длительность жизненного цикла, вплоть до вечной). [9,c.167]

Помимо потребностей и мотивов, мотивационный механизм включает;

1) притязания — желаемый уровень удовлетворения потребностей, детерминирующий поведение. На него влияют ситуация, успехи и неудачи. Если он достигнут, то скорее всего потребности не превращаются в мотивы;

2) ожидания — оценку личностью вероятности наступления события, которая конкретизирует притязания применительно к ситуации; предположение о том, что результат деятельности будет иметь определенные последствия. Ожидания и притязания нужно тщательно учитывать, чтобы они не стали демотивирующим фактором;

3) установки — психологическая предрасположенность, готовность человека к тем или иным поступкам в конкретной ситуации;

На основе установок люди действуют спокойнее, быстрее, добросовестнее, тратят меньше сил, лучше усваивают задания и знания. Подобрав человека с заданным уровнем внутренних установок, можно добиться желаемого поведения.

4) оценки — характеристики степени возможного достижения результата или удовлетворения потребностей;

5) стимулы (лат. stimulus — заостренная палка, которой в Древнем Риме погоняли животных) — блага, возможности и проч., находящиеся вне субъекта, с помощью которых он может удовлетворить свои потребности, если это не требует невозможных действий. [10, c. 220]

Действие механизма мотивации выглядит примерно следующим образом:

1) возникновение потребностей;

2) восприятие импульсов, идущих от них;

3) анализ ситуации с  учетом ожиданий, притязаний, стимулов (последние могут при этом отвергаться или приниматься);

4) актуализация (включение) мотивов;

Этот процесс может происходить либо автоматически, на основе установки, либо путем рациональной оценки (сознательный анализ содержащейся в стимуле информации, соотнесение ее с потребностями личности, ее ценностями, необходимыми затратами, ситуацией, возможностями, перспективами и проч.), производят отбор и актуализация части мотивов, а остальные консервируются или отторгаются.

5) формирование определенного  состояния личности (мотивированности), обусловливающего нужную интенсивность  ее действий (степень мотивированности определяется актуальностью той или иной потребности, возможностью ее реализации, эмоциональным сопровождением, силой мотива);

6) определение и осуществление конкретных действий. Стимулирование (стимулирующее воздействие) представляет собой процесс применения стимулов, которые призваны обеспечивать либо повиновение человека вообще, либо целенаправленность его поведения. Это достигается путем ограничения или, наоборот, улучшения возможностей удовлетворения его потребностей. [11,c. 146]

Люди сознательно оценивают возможные варианты действий и с учетом стимулов стараются выбрать самый короткий путь к желаемому результату, в том числе жертвуя ради получения благ здоровьем.

Поскольку стимулы воздействуют на поведение человека, они являются предметом манипуляции со стороны.

Стимулирование выполняет следующие основные функции:

• экономическую — способствует повышению эффективности производства;

• нравственную — создает необходимый морально-психологический климат;

• социальную — формирует доходы и расходы работников. [12, c.52]

Принципами стимулирования являются:

• комплексность, предполагающая оптимальное сочетание всех его видов;

• индивидуализированный подход;

• понятность;

• ощутимость;

• постоянный поиск новых методов;

• использование наряду со стимулами антистимулов, снижающих заинтересованность в получении результата.

Опыт показывает, что чем чаще имеет место стимулирование, тем чаще будут повторяться нужные действия, а влияние стимулов тем сильнее, чем короче период времени их действия, чем больше человек нуждается в соответствующих благах.

Стимулирование может быть актуальным (текущим), которое осуществляется с помощью заработной платы, и перспективным (с помощью условий для карьеры, участия в собственности). Последнее эффективнее при больших целях, стоящих перед человеком, высокой вероятности их достижения, наличии у него терпения, целеустремленности. [8,c.301]

Выделяют два варианта стимулирования — мягкий и жесткий.

Жесткое стимулирование предполагает принуждение людей к определенным действиям и основывается на некоем ценностном минимуме (страхе). Его примером служат сдельная заработная плата или оплата за конечный результат (его можно не получить), отсутствие социальной защиты (ее наличие ослабляет стимулирующий механизм) и проч.

Подобное стимулирование не заменяет административно-правовых методов воздействия, а дополняет их. Его цель — не вообще побудить к работе, а заставить делать больше и лучше, чем это предусмотрено стандартными заданиями.

Легкое стимулирование основано на побуждении к деятельности в соответствии с ценностным максимумом. Его инструментом является, например, социальный пакет (благ, гарантий). Идеальный вариант мотивационного механизма предполагает, что внутренние побуждения (желания) должны первенствовать по отношению к внешним положительным мотивам (побуждению), а те, в свою очередь, иметь приоритет перед внешними отрицательными мотивами (принуждением). [13, c.129]

Стимулирование может иметь дифференцированный (один стимул воздействует на многие аспекты деятельности, но по-разному) и недифференцированный (каждая цель требует специального стимулирования) эффект.

Нужно иметь в виду, что мотивация в силу ее индивидуальности объективно носит конкурентный характер, ибо помогает каждому максимизировать личный успех, добиться превосходства.

В то же время необходимо отметить, что между стимулированием и деятельностью человека нет однозначной связи, так как здесь имеется много случайностей и субъективных обстоятельств, таких, например, как настроение в данный момент, понимание ситуации, влияние третьих лиц.

У людей повышается мотивированность, если они имеют четкое представление о задаче, соответствуют требованиям работы, получают поддержку коллектива, возможность обучения, руководитель оказывает им помощь, проявляет интерес и уважение к их личности, предоставляет право действовать самостоятельно, успехи получают должное признание, применяются различные стимулы, так как одни и те же надоедают.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ГЛАВА 2

ОЦЕНКА ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ”ЕЛЬСКИЙ АГРОСЕРВИС“

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО ”Ельский Агросервис“

Открытое акционерное общество ”Ельский Агросервис“ (далее общество) создано на основании решения Гомельского областного исполнительного комитета от 09.04.2003 года № 235 и занесено в ЕГР с номером 490313573 в связи с присоединением к нему ОАО ”Ельская сельхозхимия“ и ОАО ”Ельский агропромснаб“. В 2004 году  в его состав вошла ОАО ”Ельская райагропромтехника“.

Организация действует по принципам  хозрасчета, является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банковских учреждениях.

Основной производственной деятельностью организации является: агрохимическое обслуживание сельскохозяйственных предприятий, оказание транспортных и механизированных  услуг, ремонт электродвигателей, осуществление снабженческой деятельности, производство растительных масел и гранулированного жмыха.

Выручка от реализации работ (услуг) составляет 5985 млн. рублей, в том числе МТО — 3668 млн. рублей. Имеются возможности по перевозке автомобильным транспортом до 35 тысяч тонн грузов.

Уставный фонд общества составляет 5 415 000 000 рублей.

  Общество осуществляет следующие виды деятельности:

01419- предоставление услуг  по выращиванию сельскохозяйственной  деятельности;

15410- производство растительных  неочищенных масел и технических  животных жиров;

20101- распиловка и строгание  древесины;

29329- ремонт и техническое  обслуживание машин и оборудования, используемых в сельском хозяйстве  и лесоводстве;

31109- монтаж, наладка, ремонт  и техническое обслуживание электродвигателей, генераторов и трансформаторов;

45310- электромонтажные работы;

45330- санитарно-технические  работы;

45340- установка прочего  инженерного оборудования;

50301- оптовая торговля  автомобильными деталями, узлами  и принадлежностями;

51330-оптовая торговля молочными  продуктами, яйцами, пищевыми маслами  и жирами;

51552- оптовая торговля  удобрениями, пестицидами и прочими  агрохимическими продуктами;

63400- организация перевозок  грузов;

Основным видом деятельности общества является производство растительных неочищенных  масел и технических животных жиров.  Доля данного вида деятельности, в общем  объеме выручки  занимает 54%.

В 2014 году будет освоен новый вид деятельности по производству топливных брикетов из биопродуктов: соломы, сена, торфа, и прочих отходов. Удельный вес новой продукции  в общем объеме выручки  займет 7%.

Преимущества предприятия заключается в том, что район, где находится данное предприятие, расположен на юго-западе Гомельской области в пределах Мозырского Полесья. Граничит на юге с Житомирской областью Украины, на севере – с Мозырским, на западе- с  Лельчицким и на востоке- с Наровлянским районами. Сильной стороной географического положения нашего района является  прохождение через территорию района важных транспортных магистралей: железнодорожной- Брест –Словечно и республиканской автотрассы Бобруйск-Мозырь - граница Украины(Р-31).

Ельский район имеет благоприятные природные условия для развития всех сфер жизнедеятельности человека. Климат в регионе умеренно континентальный с теплым летом и мягкой зимой.

В таблице 2.1 представлены основные финансово-экономические показатели деятельности ОАО ”Ельский агросервис“  за 2011-2013 гг.

 

Таблица 2.1 – Основные финансово-экономические показатели деятельности  ОАО ”Ельский агросервис“ за 2011-2013 гг.

Показатель

2011

2012

2013

Темп роста,%

Отклонение

2013 г. от 2011 г., +/-

Стоимость чистых активов, млн. руб.

20148

26977

31485

156,3

+11337

Выручка от реализации продукции, работ, услуг, млн. руб.

13340

28893

44144

 

330,9

+30804

Прибыль, млн. руб.

140

184

276

197,1

+136

Прибыль от реализации продукции, работ, услуг, млн. руб.

406

995

1012

249,3

+606

Прибыль чистая, млн. руб.

36

46

163

452,8

+127

Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг, %

3,6

4,1

2,7

75

-0,9

Средняя заработная плата, тыс. руб.

1289

2568

4013

311,3

+2724

Информация о работе Особенности и принципы трудовой мотивации на предприятии в современных условиях