Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 00:36, реферат
Производственная деятельность руководителя любого уровня тесно связана с работой с людьми, ведь производство – это не только технический и технологический процессы. Переход экономики на рыночные принципы функционирования ставит большинство руководителей в еще не привычные для них условия, когда не только от их профессиональной квалификации, но и от знания “сферы человеческих отношений” зависит судьба возглавляемого трудового коллектива и предприятия в целом. При решении разных производственных задач каждый руководитель неизбежно сталкивается со всевозможными конфликтами и конфликтными ситуациями, в которых ему приходится выступать не только как одному из участников, конфликтанту, но и быть в роли третьей стороны, разрешающей возникший спор. Отсутствие на предприятиях специалистов-психологов и конфликтологов во многих случаях заставляет управленческий персонал самостоятельно осваивать эти области знаний.
Введение 3
1. Психология общения и межличностные отношения 5
1.1. Межличностное общение 5
1.2. Межличностные отношения 6
2. Структура общения в межличностных отношениях 8
2.1. Коммуникативная сторона общения 9
2.2. Интерактивная сторона общени 13
2.3. Перцептивная сторона общения 14
3. Связь общения и деятельности 17
Заключение 20
Список литературы
Снятие инцидента - это попытка притушить конфликт, либо переведя его на стадию осознания (без конфликтных действий), либо на стадию неосознаваемой конфликтной ситуации. Перечислим основные способы:
1. Обеспечение выигрыша одной из сторон данном случае конфликт решается полностью, если проигравшая сторона приняла свое поражение, что крайне редко встречается в повседневной практике. Победа одной стороны - всегда временное состояние, сохраняющееся до ближайшего серьезного инцидента.
2. Снятие конфликта с помощью лжи, которое переводит конфликт в неосознаваемую форму и дает сторонам отсрочку в решении своих проблем.
Более кардинальные, возможности для разрешения конфликта предполагают пути разрешения самой конфликтной ситуации:
1.
Полное физическое или
2.
Внутреннее
3.
Разрешение конфликта через
6.5. Функции конфликта.
В повседневной жизни людей сложилось достаточно жесткое и однозначное отношение к конфликтам как негативным явлениям. Появление конфликта рассматривается как симптом неблагополучия отношений, и все силы заинтересованных сторон направляются на быстрейшее его “замазывание”, часто без серьезного предварительного анализа причин возникающих противоречий временное состояние, сохраняющееся до ближайшего серьезного инцидента. Кроме того, он совершенно неизбежен то в той, то в иной своей форме, и это связано как с объективной трудностью организации такого управления, которое позволяло бы решать объективные конфликтные ситуации, на стадии их возникновения, так и с субъективными причинами: в группе функционируют живые люди, для которых почти естественно решать многие противоречия через конфликт.
Однако
наряду с так называемыми
-
конфликт является важным
- через открытую конфронтацию конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов, снижает вероятность застоя и упадка группы;
-
конфликт способствует
7. Выводы.
Проблема повышения эффективности научного коллектива не может быть решена без учета социально-психологических явлений, основу которых составляют общение, личностные качества, процесс руководства и конфликтные ситуации.
Общение является кардинальным фактором, т.к. вне общения невозможно понять и проанализировать не только закономерности общественных единиц и коллективов, но и процесс личностного становления отдельного человека.
Так как коллектив представляет собой совокупность индивидов, то существенное влияние на формирование внутренней психологической ситуацией в коллективе оказывает развитие личности.
Наличие
руководящих органов
Конфликты,
неизбежно возникающие в коллективе,
помимо деструктивных несут также и положительные
функции, поэтому несправедливо придавать
им только негативную окраску. Конфликты,
например, способствуют развитию взаимопонимания
между участниками взаимодействия и тем
самым установлению нормального психологического
климата внутри коллектива.
4. Управление конфликтами в организациях
Управление
конфликтами – это
1.4.1. Формы управления конфликтами в организациях
Основными формами управления конфликтом являются:
Профилактика конфликта;
Подавление конфликта;
Разрешение конфликта;
Манипулирование конфликтом.
Профилактика конфликта – это устранение причин конфликта на стадии предконфликтной ситуации. Это деятельность, направленная на недопущение возникновения конфликта и его разрушительного влияния на интересы сторон.
Подавление
конфликта подразумевает
Разрешение конфликта – процесс, при котором устраняются причины конфликта, но после того, как произошел инцидент.
Манипулирование конфликтом – стимулирование субъектов, участников и объект конфликта исключительно с целью извлечения собственной выгоды, сохраняя я.
1.4.2. Формы разрешения конфликтов в организациях
Эффективное разрешение конфликта, т.е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур, возможно при наличии некоторых необходимых условий и реализации принципов управления конфликтом. К числу первых относятся: наличие организационно-правового механизма разрешения конфликта; наличие опыта конструктивного решения конфликтов; развитие коммуникативных связей; наличие ресурсов для осуществления системы компенсаций. Что касается принципов, то речь идет, прежде всего о конкретном подходе к разрешению конкретных конфликтов. Различаются: «силовая», компромиссная и «интегративная» модели. Силовая модель ведет к исходам конфликта двух видов: «победа-поражение», «поражение-поражение». Две другие модели - к возможному разрешению конфликта по типу «победа-победа» или «выигрыш-выигрыш».
Все методы делятся на две группы: негативные, включающие в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой; позитивные, при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи между субъектами конфликта. Это - разнообразные виды переговоров и конструктивного соперничества. Различие негативных и позитивных методов условно. Эти методы нередко дополняют друг друга .
Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим оппонентом, руководитель должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся ситуацию. Задачи руководителя по разрешению конфликта состоят в следующем:
- необходимо выяснить причину конфликта;
- определить цели оппонента;
-
наметить сферы сближения
-
уточнить поведенческие
Анализ ситуации, обдуманный выбор линии поведения, эффективно проведенное обсуждение ситуации с ее участниками - это способы превратить зарождающийся конфликт в инструмент эффективного решения проблемы, поиска наилучшего решения и даже в средство улучшения отношений людей.
Разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях (избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество), выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.
-
адекватности восприятия
-
открытости и эффективности
- создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
Для руководителя полезно знать, какие черты характера и особенности поведения человека характерны для конфликтной личности. К таким качествам могут быть отнесены:
-
неадекватная самооценка своих
возможностей и способностей, которая
может быть как завышенной, так
и заниженной. И в том, и другом
случае она может
- стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
-
консерватизм мышления, взглядов, убеждений,
нежелание преодолеть
-
излишняя принципиальность и
прямолинейность в
- определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
Рассмотрим несколько стратегий разрешения конфликтов, разработанных разными учеными. В чем-то они похожи, но есть и небольшие различия между ними [18, глава 11].
К.У.
Томасом и Р.Х. Килменном были
разработаны основные наиболее приемлемые
стратегии разрешения конфликтных ситуаций.
Они указывают, что существуют пять основных
стилей: приспособление, компромисс, сотрудничество,
или индивидуально. Приведем рекомендации
по наиболее целесообразному использованию
того или иного стиля в зависимости от
конкретной ситуации и характера личности
человека.
Стиль конкуренции, соперничества может использовать человек, обладающий сильной волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве с другой стороной и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы. Его можно использовать, если исход конфликта очень важен и делается большая ставка на однозначное решение возникшей проблемы; если руководитель обладает достаточной властью и авторитетом; если нет иного выбора и терять нечего; если руководитель придерживается в общении с подчиненными авторитарного стиля. Однако следует иметь в виду, что это не тот стиль, который можно использовать в близких личных отношениях, так как кроме чувства отчуждения он ничего больше не сможет вызвать. Его также нецелесообразно использовать в ситуации, когда вы не обладаете достаточной властью, а ваша точка зрения по какому-то вопросу расходится с точкой зрения начальника.
Стиль
уклонения реализуется обычно, когда
затрагиваемая проблема не столь
важна для конфликтующей
Информация о работе Основные причины конфликтов и пути их разрешения