Трудовые конфликты и пути их разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:08, практическая работа

Краткое описание

Не всякие организационно-трудовые противоречия создают конфликтную ситуацию. Она возникает, если:
• противоречия отражают взаимоисключающие позиции субъектов;
• степень противоречий достаточно высока;
• противоречия доступны для понимания, т.е. и

Файлы: 1 файл

Трудовые конфликты и пути их разрешения.pptx

— 463.73 Кб (Скачать)

Трудовые конфликты  
и  
пути их разрешения  

 

Автор презентации: Сидак Виктории Юрьевны

Группа 101/1-08

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

Трудовой  конфликт

Трудовой  конфликт — это противоречие организационно-трудовых отношений, принимающее характер прямых социальных столкновений между индивидами и группами работников. Не всякие организационно-трудовые противоречия создают конфликтную  ситуацию. Она возникает, если:

• противоречия отражают взаимоисключающие позиции  субъектов;

• степень  противоречий достаточно высока;

• противоречия доступны для понимания, т.е. индивиды и группы осознают эти противоречия или, напротив, они непонятны;

• противоречия возникают мгновенно, неожиданно или  довольно длительно накапливаются, прежде чем появятся какие-то социальные столкновения.

Виды  трудовых конфликтов:

В зависимости  от структурного уровня организации  субъектов, вовлеченных в трудовой конфликт, выделяются вертикальные и горизонтальные конфликты, межличностные и межгрупповые.

    •    Вертикальные - это конфликты между          руководителями и подчиненными.
    •    Горизонтальные - между субъектами одного уровня: например, между работниками в бригаде.
    •    Межличностные трудовые конфликты - это конфликты между отдельными работниками,
    •    Межгрупповые - конфликты, в которых принимают участие целые группы работников.

 

Предмет трудового  конфликта. 

    • В зависимости от того, в какой сфере взаимодействия возникает противоречие, можно выделить три предмета конфликта:
    •    Условия труда (напр. не устраивает технология, нормирование, режим, безопасность).
    •    Система распределения ресурсов (выплата зарплаты, распределение прибыли, участие работников в управлении капиталом и т.д.)
    •    Выполнение ранее принятых договоренностей (взаимные поставки, расчеты, погашение долгов).

 

  
Функции трудовых конфликтов. 
 
1.  Трудовой конфликт влияет на баланс индивидуальных, групповых, коллективных интересов и вносит вклад в социальную интеграцию предприятия. Конфликт рабочих с администрацией, с одной стороны, усиливает их конфронтацию, а с другой – повышает сплочённость рабочих. 
2.  Трудовые конфликты выполняют сигнальную функцию, вскрывая наиболее острые противоречия в жизни коллектива. 
3.  Существует инновационная, творческая функция трудового конфликта. С его помощью можно преодолеть препятствие на пути экономического, социального или духовного развития коллектива. 
4.  Социально-психологическая функция трудового конфликта состоит в том, что он приводит к изменению социально-психологического климата, сплочённости, авторитета, взаимного уважения.  

Причины трудовых конфликтов:

Проблемы распределительных  отношений.

Сложность функционального  взаимодействия.

Ролевые противоречия.

Сугубо деловые  разногласия

Раздел вины, ответственности.

Лидерство.

Несовместимость.

Социальные различия

Половозрастной  состав организации.

  
 
 
 
Функции и последствия трудового конфликта 
 
 

Позитивные  последствия  конфликта:

 

1)Изменение социально-психологического климата в сторону улучшения и взаимного уважения;

 

2)Конфликт может помочь в преодолении различного характера трудностей (социальных, экономических и др.) организации;

 

3.) Конфликт сигнализирует о наиболее слабом месте взаимосвязи трудовых групп, после чего можно устранить дефект;

 

4) Возрастает сплоченность  трудового  коллектива  и организации  в целом.


 

Негативные последствия  конфликтов:

 

  • усиление враждебности, ухудшение социального самочувствия и самосознания людей в трудовой среде приводит к накалу страстей;
  • свертывание деловых контактов вопреки функциональной необходимости, предельная формализация общения, отказ открытых, но часто необходимых коммуникаций;
  • падение мотивации к труду и фактических показателей трудовой деятельности вследствие негативного настроения, недоверия, отсутствия гарантий;
  • ухудшение взаимопонимания и ненормальные, установочные разногласия по пустякам во взаимодействиях, переговорах, контактах;
  • умышленное сопротивление желаниям, действиям и мнениям других, даже если в этом нет личностной необходимости и смысла, демонстративное бездействие, несоблюдение взаимных обязательств, договоренностей из принципа;
  • разрушение положительной социальной идентификации, неудовлетворенность принадлежностью к данной трудовой группе, организации, установки на индивидуалистическое поведение;
  • фактическая потеря рабочего времени,;
  • не разрешение, а «запутывание» каких-либо проблем.

 

Пути

разрешения

 трудовых конфликтов.

Разрешение трудовых конфликтов в  своей сути предполагает изменение  самой конфликтной ситуации.

1) Важнейшим механизмом мирного разрешения трудовых конфликтов являются коллективный договор, соглашения и контракты, содержащие права и обязанности договаривающихся сторон, в том числе и при возникновении конфликта. Сама цель коллективного договора, демократичность процедуры его принятия на общих собраниях коллективов позволяют заранее вскрывать причины возможных трудовых конфликтов, намечать меры по их разрешению.

2) Деловые переговоры как способ предупреждения и разрешения конфликта.

 

 

3). Другими институтами разрешения трудовых конфликтов между работниками и работодателями может выступать комиссия по трудовым спорам или суд. Работник имеет право без согласования с выборным профсоюзным органом обратиться в суд после рассмотрения конфликта в комиссии по трудовым спорам.

4). Суд. Решение суда является обязательным для конфликтующих сторон. Обращение в суд становится порой единственным способом решения трудового конфликта в ситуациях, когда другие способы разрешения конфликтной ситуации не дали должного эффекта. Суд, руководствуясь нормами трудового законодательства, рассматривает поступающие иски и выносит свое решение.

5). Все большее распространение получает принятие ведомственных и межведомственных конвенций между представителями государственных органов, работодателями и профсоюзами.

6). Посредничество.

Суть  метода состоит в предоставлении

оппонентами или договаривающимися 

сторонами права решать проблему

выработки решения третьей стороне.

Задача  посредника заключается в том, чтобы 

помочь  достигнуть сторонам желаемого результата. Он занимается организацией и руководством процесса достижения взаимоприемлемого  соглашения, содержание же остается в  компетенции спорящих сторон

 

Когда разногласие  переносится на разрешение юрисдикционного органа, то возникает трудовой спор.

Вопросы  применения трудового законодательства в настоящее время регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

    •    Конституции РФ
    •    Трудовой кодекс РФ
    •    Федеральный закон от 12 января 1996 г. “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”
    •    Федеральный закон от 20 октября 1995 г. “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” 

 

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Информация о работе Трудовые конфликты и пути их разрешения