Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 00:36, реферат
Производственная деятельность руководителя любого уровня тесно связана с работой с людьми, ведь производство – это не только технический и технологический процессы. Переход экономики на рыночные принципы функционирования ставит большинство руководителей в еще не привычные для них условия, когда не только от их профессиональной квалификации, но и от знания “сферы человеческих отношений” зависит судьба возглавляемого трудового коллектива и предприятия в целом. При решении разных производственных задач каждый руководитель неизбежно сталкивается со всевозможными конфликтами и конфликтными ситуациями, в которых ему приходится выступать не только как одному из участников, конфликтанту, но и быть в роли третьей стороны, разрешающей возникший спор. Отсутствие на предприятиях специалистов-психологов и конфликтологов во многих случаях заставляет управленческий персонал самостоятельно осваивать эти области знаний.
Введение 3
1. Психология общения и межличностные отношения 5
1.1. Межличностное общение 5
1.2. Межличностные отношения 6
2. Структура общения в межличностных отношениях 8
2.1. Коммуникативная сторона общения 9
2.2. Интерактивная сторона общени 13
2.3. Перцептивная сторона общения 14
3. Связь общения и деятельности 17
Заключение 20
Список литературы
Неравномерная загрузка в течение дня. В подобных ситуациях, когда отсутствует стабильность и неправильно распределены паузы для отдыха, наступают преждевременная усталость и потеря трудоспособности, что приводит к частым ошибкам. Следствием этого могут стать стресс, напряженность в отношениях и конфликт.
Неудовлетворенность своим трудом - отсутствие элементов творчества (особенно если для сотрудника это значимо), или работа из творческой превращается в рутинную (когда сотрудник на этом месте себя уже исчерпал), непрестижная работа (с точки зрения именно этого сотрудника), низкая социальная значимость труда. Еще один немаловажный фактор – неудовлетворенность оплатой своего труда.
Неправильная оценка труда персонала. Несоответствие труда трудозатратам, предвзятое отношение к сотруднику может не только вызвать у него обиду, но и снизить интерес к работе, а значит и ее качество.
Недостатки в индивидуальном стиле руководства или управления. Так, при длительном применении директивного стиля руководства возникает угроза создания псевдоавторитета: руководитель начинает проявлять грубость и вседозволенность по отношению к подчиненным, негативное отношение к критике и т. д. Либеральный стиль руководства способствует попустительству и годится на начальном этапе, когда надо сплотить коллектив единомышленников. Этот стиль также порождает безответственность и уверенность в том, что «работа не волк». Чтобы избежать подобных конфликтных ситуаций, необходимо применять различные стили руководства в зависимости от обстановки.
Возникновению
конфликта может способствовать
и ряд следующих
Отсутствие или неполнота информации порождает слухи и домыслы, которые накаляют обстановку и нервируют людей. В связи с этим рекомендуется постоянно информировать персонал о решениях и их причинах, а также продумывать формы и способы информирования.
Непопулярным
называют такие решения, относительно
которых заранее очевидно, что
они вызовут негативную реакцию.
К таким ситуациям относятся наказания,
материальное ущемление, угроза потери
рабочего места и т.д. Необходимость принимать
и проводить в жизнь такие решения – неизбежная
часть работы любой организации. Основное
правило: непопулярное решение принимается
только тогда, когда оно действительно
неизбежно.
Конфликт.
Множество авторов (А. Г. Аллахвердян ) признают конфликт важным аспектом социально-психологической атмосферы коллектива. Вследствие этого, целесообразно рассмотрение данного вопроса.
В психологическом плане конфликт может быть рассмотрен как столкновение несовместимых, противоположно направленных тенденций в сознании человека, в межличностных или межгрупповых отношениях, связанное с острыми негативными переживаниями. Отметим важнейшие моменты данного определения. Во-первых, под конфликтными подразумеваются те взаимодействия и отношения, в основе которых лежат несовместимые интересы, потребности или ценности и их одновременное удовлетворение, существование невозможно.
Во-вторых,
можно выделить внутриличностный, межличностный
и межгрупповой конфликт, в зависимости
от того, в каком пространстве возникли
и развиваются объективные противоречия.
В-третьих, в психологическом плане конфликт
сопровождается для его участников негативными
эмоциональными состояниями, осложняющими
и без того непростую ситуацию объективного
противоречия.
6.1. Виды конфликта.
Существуют четыре основных типов конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Потенциальные дисфункциональные последствия внутриличностного конфликта аналогичны последствиям других типов конфликтов. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.
Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Также конфликт может являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.
Межличностный конфликт самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую среду, время использования оборудования или одобрение проекта.
Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей различаются в корне.
Конфликт между личностью и группой. Чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности, человек должен соблюдать установленные группой нормы поведения и выработки. Поэтому, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт.
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.
Аналогичный
конфликт может возникнуть на почве
должностных обязанностей руководителя:
между необходимостью обеспечивать соответствующую
производительность и соблюдать правила
и процедуры организации. Руководитель
может быть вынужден предпринимать дисциплинарные
меры, которые могут оказать
6.2. Возникновение конфликтов.
1. Конфликты могут возникать во взаимодействии стабильно существующих микро-групп внутри данной группы. Такие группы, как правило, существуют в рамках любой малой социальной общности, их численность колеблется от двух до 6 - 8 человек, при этом чаще всего возникают мини-группы численностью в 3 человека. Более многочисленные подгруппы, как правило, не очень устойчивы. Мини-группы играют большую роль в жизни группы в целом. Их взаимоотношения влияют на общий климат группы, продуктивность деятельности. Именно внутри них происходит “обкатка” норм и правил групповой жизни, и именно мини-группа, как правило, выступает инициатором изменения этих правил. В принципе можно говорить о том, что человек сам по себе очень редко действует в своей малой группе. Как правило, он опирается на микро-группу, зависит от нее и ориентируется на нее как на эксперта при выработке той или иной стратегии своего повеления. “Новичок”, попадающий в новую социальную среду, как правило, прежде всего, встает перед задачей выбора мишени-группы, которая бы приняла его и одобрила его поведение. Руководитель в своей деятельности также должен действовать с оглядкой на реакцию мини-групп, особенно тех из них, которые занимают главенствующие позиции.
Иногда в группе можно выделить “источник” межгрупповых конфликтов - одного человека или устойчивую пару, установивших конфликтные отношения с представителями других микро-группа. Вероятнее всего, в этих конфликтных отношениях они будут поддержаны своим мини-сообществом, и возникнет очаг внутригруппового конфликта.
2. Конфликты могут возникать также вследствие ориентации определенных, прежде всего, высокостатусных, членов группы на внешнюю референтную группу, противостоящую в своих целях или ценностях данной группе или ее руководителю. В данном случае человек является как бы носителем противоречивой системы требований и норм, что может провоцировать недовольство руководителя или других членов группы и разжигать внутригрупповой конфликт.
3.
Возможно возникновение
4. Конфликт может возникнуть и вследствие разрыва отношений внутри какой-либо подгруппы. В случае если остальные члены группы не подключаться к конфликту, он закончится частичным переструктуированием неформальных связей в группе, так как члены распавшейся группировки должны будут найти свое место в других сообществах. В противном случае, произойдет значительное изменение группы в целом в отношении ее статусной и лидерской иерархий.
5.
Возможны нормативные
6.
Типичными для групповой
7.
Наконец, весьма
В
социальной психологии при анализе
конфликтов принято обсуждать причины
конфликтов, их структуру, динамику развития
и функции.
6.3. Причины конфликта.
У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования и др.
Распределение
ресурсов. Руководство должно решить,
как распределить материалы, людские
ресурсы и финансы между
Взаимозависимость
задач. Возможность конфликта
Различия в целях. Возможность конфликта увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Так как специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целям всей организации.
Различия в представлениях и ценностях - весьма распространенная причина конфликта. Представление о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того чтобы оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.
Различия
в манере поведения и жизненном
опыте могут увеличить
Неудовлетворительные
коммуникации являются как причиной,
так и следствием конфликта. Плохая
передача информации может действовать
как катализатор конфликта, мешая отдельным
работникам или группе понять ситуацию
или точки зрения других. Другие распространенные
проблемы передачи информации, вызывающие
конфликт, - неоднозначные критерии качества,
неспособность точно определить должностные
обязанности и функции всех сотрудников
и подразделений, а также предъявление
взаимоисключающих требований к работе.
Эти проблемы могут возникать или усугубляться
из-за неспособности руководителей разработать
и довести до сведения подчиненных точное
описание должностных обязанностей.
6.4. Характеристика исходов конфликта.
Исходы конфликта (формы его разрешения) очень разнообразны. Можно говорить о двух основных путях снятия конфликта: через снятие инцидента и через разрешение объективной конфликтной ситуации.
Информация о работе Основные причины конфликтов и пути их разрешения