Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:01, курсовая работа
В работе мы рассмотрим ряд методов, используемых для оценки трудовой деятельности персонала.
Введение
1.Основные функции оценки трудовой деятельности персонала
1.1Формы оценки персонала
1.2 Общие подходы к аттестации сотрудников
2. Количественные и качественные методы оценки персонала
2.1 Метод стандартных оценок
2.2 Экспертные оценки
2.3 Сравнительные методы
2.4 Оценка по методу черт
2.5 Оценка на основе анализа труда
2.6 Метод оценочных центров
2.7 Управление посредством установки целей
3. Диагностическая система оценки
3.1 Общие подходы
Заключение
Список используемой литературы
По истечении
аттестационного периода
Слабой стороной целевой оценки является то обстоятельство, что сотрудник может достигать и не достигать целей не по своей воле. И дело здесь не только в разграничении компетенции, но и в необходимости учета неконтролируемых или непредвиденных факторов - тех обстоятельств, которые могут в значительной мере повлиять на результаты его деятельности независимо от его личных усилий. Поэтому с помощью этого метода оценивается только оперативная работа сотрудников.
3.1 Общие подходы
Распространенными являются разработка и использование комплексных методик. С точки зрения содержания производимой оценки она предполагает наличие одновременно нескольких предметов в структуре используемой информации. Оценка производится на основе комплексного показателя, который может быть получен путем 2-х частных оценок:
Комплексная оценка (Д) определяется по формуле :
Каждый элемент комплексной
оценки характеризуется своим набором
признаков и имеет
Расчет оценки профессиональных и личных качеств работника. Для определения показателя (П) производится оценка проявления каждого из признаков (табл.1) с учетом их удельной значимости, определяемой экспертным путем, отдельно для руководителей и специалистов.
Каждый признак
Оценка всей совокупности признаков производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость:
i – порядковый номер признака;
j – уровень проявления признака;
aij – количественная мера признака у работника;
Xi – удельная значимость признака в общей оценке.
Таблица 1. Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества руководителей
№п/п |
Признаки профессиональных и личных качеств |
Удельная значимость признака в общей оценке деловых качеств |
Оценка признаков с учетом удельной значимости | ||
0,75 |
1,0 |
1,25 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Профессиональная |
0,27 |
0,2 |
0,27 |
0,34 |
2. |
Способность оперативно и самостоятельно принимать обоснованные решения и отвечать за них, умение быстро и правильно реагировать на возникающие ситуации, аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать меры, направленные на ликвидацию или предупреждение наметившихся отклонений |
0,23 |
0,17 |
0,23 |
0,29 |
3. |
Способность практически организовать работу коллектива и направлять ее на осуществление поставленных задач (умение планировать и распределять работу между подчиненными, координировать и контролировать работу) |
0,13 |
0,1 |
0,13 |
0,16 |
4. |
Способность воспитывать у работников
чувство ответственности за порученное
дело, стимулировать творческую инициативу,
направленную на повышение эффективности
труда, рост квалификации, освоение новых
технологий; умение создать в коллективе
благоприятный морально- |
0,12 |
0,09 |
0,12 |
0,15 |
5. |
Способность работать в экстремальных условиях, выполнять работы, требующие аналитической оценки в процессе принятия и выработки нестандартных решений |
0,25 |
0,19 |
0,25 |
0,31 |
Расчет оценки уровня квалификации работника.
Для оценки принимается единый набор признаков для всех категорий работников: уровень специального образования и стаж работы по специальности. По уровню образования все работники распределяются на 2 группы:
1 группа – имеющие среднее специальное образование;
2 группа – имеющие высшее
или незаконченное высшее
В зависимости от стажа работы по
специальности работники
Таблица 2. Оценка уровня квалификации
Номер группы по стажу |
Оценка стажа |
Стаж работы по специальности у работников, имеющих образование, годы | |
1 группа- среднее специальное |
2 группа- высшее или незаконченное высшее образование | ||
1 |
0,25 |
0-9 |
0-94 |
2 |
0,5 |
9-13, свыше 29 |
9-13, свыше 29 |
3 |
0,75 |
13-17, 21-29 |
17-25 |
4 |
1 |
17-21 |
26-29 |
Оценка уровня квалификации определяется: , где
ОБ – оценка образования (ОБ=1,2), СТ – оценка стажа работы по специальности,
3 – постоянная величина, соответствующая сумме максимальных оценок (ОБ+СТ)
Расчет оценки сложности выполняемы работ. Для оценки С по каждому признаку (характер работ, их разнообразие, степень самостоятельности при их выполнении, масштаб и сложность руководства, дополнительная ответственность) установлены значения по степени усложнения работ (табл.3).
Таблица 3. Средние коэффициенты сложности работ
№ п/п |
Наименование должности |
Коэффициент сложности |
1. |
Начальник отдела |
1,0 |
2. |
Главный специалист |
0,89 |
3. |
Ведущий специалист |
0,8 |
4. |
Специалист 1-й категории |
0,68 |
5. |
Специалист 2-й категории |
0,57 |
Расчет оценки результатов труда. Для определения величины Р производится оценка уровня проявления каждого из следующих признаков (табл.4) Количественные оценки по каждому из признаков определяются путем сопоставления фактически достигнутых результатов с критериями оценки в виде полученных заданий, установленных сроков, среднего уровня достигнутых результатов по группе работников.
Таблица 4. Оценка признаков, определяющих результаты труда
№п/п |
Признаки профессиональных и личных качеств |
Удельная значимость признака в общей оценке деловых качеств |
Оценка признаков с учетом удельной значимости | ||
0,75 |
1,0 |
1,25 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
Количество выполненных |
0,3 |
0,225 |
0,3 |
0,375 |
2. |
Качество выполненных работ |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,475 |
3. |
Соблюдение сроков выполнения работ |
0,3 |
0,225 |
0,3 |
0,375 |
Деловая оценка качеств персонала
организации – это
Оценка эффективности основана на учете специфики труда служащих и особенностей проявления его результатов.
Организации периодически оценивают своих сотрудников с целью повышения эффективности их работы и определения потребностей профессионального развития. Как показывают исследования, регулярная и систематическая оценка персонала положительно сказывается на мотивации сотрудников, их профессиональном развитии и росте. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления человеческими ресурсами, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении вознаграждения, продвижения, увольнения сотрудников, их обучения и развития.
Выбор методов оценки персонала для каждой конкретной организации является уникальной задачей, решить которую может только руководство самой организации (возможно с помощью профессиональных консультантов). Система оценки должна учитывать и отражать ряд факторов: стратегические цели организации, состояние внешней среды, организационную культуру и структуру, традиции организации, характеристики занятой в ней рабочей силы.
В стабильных организациях с устойчивой иерархической структурой, как правило, могут эффективно использоваться традиционные методы оценки; для динамичных организаций, действующих в условиях изменяющейся внешней среды, более подходят нетрадиционные методы. При выборе системы оценки необходимо обратить особое внимание на ее соответствие другим системам управления персоналом - компенсации, планирования карьеры, профессионального обучения, чтобы добиться максимально положительного эффекта и избежать конфликтов и противоречий.
Собрав воедино группу высококвалифицированных специалистов по образованию, но не проведя оценку личностных и деловых качеств каждого в отдельности или оценку работы группы, руководитель может получить «трудный коллектив», как в психологическом так и в производственном плане. Не всегда профессиональная оценка совпадает с личностной, и опытный сотрудник может оказаться неуживчивым человеком, что внесет дисгармонию в работу коллектива и организации в целом. Поэтому многие руководители современных предприятий, причем любой формы собственности, уже приходят к выводу, что без предварительной оценки - тестирования, а в дальнейшем проведения аттестации и объективной оценки сотрудников по всем параметрам не добиться стабильной работы предприятия и получения положительных результатов как деятельности предприятия, так и каждого из сотрудников.
Следовательно, в проведении объективной оценки и аттестации должны быть заинтересованы все, как руководители, так и сотрудники.
Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М.: ПРИОР, 2006.
Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело,2008.
Информация о работе Основные функции оценки трудовой деятельности персонала