Основные функции оценки трудовой деятельности персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 00:01, курсовая работа

Краткое описание

В работе мы рассмотрим ряд методов, используемых для оценки трудовой деятельности персонала.

Оглавление

Введение
1.Основные функции оценки трудовой деятельности персонала
1.1Формы оценки персонала
1.2 Общие подходы к аттестации сотрудников
2. Количественные и качественные методы оценки персонала
2.1 Метод стандартных оценок
2.2 Экспертные оценки
2.3 Сравнительные методы
2.4 Оценка по методу черт
2.5 Оценка на основе анализа труда
2.6 Метод оценочных центров
2.7 Управление посредством установки целей
3. Диагностическая система оценки
3.1 Общие подходы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая основы менеджмента.doc.docx

— 79.73 Кб (Скачать)

Используются группы экспертов  двумя способами - индивидуально  или группой. Индивидуальный, более распространенный и эффективный способ, заключается в том, что каждый эксперт дает оценку анонимно и независимо от других, а затем эти оценки обобщаются.

Групповой способ основан на совместной работе экспертов и получении суммарной оценки от всей группы в целом. При таком способе согласование индивидуальных оценок сочетается с последовательным ознакомлением каждого эксперта с оценками остальных.

     Результат работы экспертов отражается в документе, вариантами которого могут быть рекомендации, обобщающие оценки, решения. Самым гласным вариантом оформления экспертизы является решение. Самым распространенным - рекомендации, но с указанием определенных признаков будущего решения.

Подбор, согласование и утверждение  экспертных комиссий обычно проводят начальник отдела кадров и руководитель организации. Начальник отдела кадров знакомит экспертов с методикой  оценки с помощью научного консультанта, который первый раз практически  руководит всей работой. На уровне организации  в состав экспертных комиссий включают обычно 3 - 5, но не более 7 человек. При  этом в числе экспертов должны быть как оцениваемый, так и его  руководитель.

     Анкета оценки руководителя или специалиста, карточка эксперта, бланк результатов опроса экспертов и бланк расчета итоговой оценки на аттестуемого - таковы обязательные документы почти любой методики независимо от способа расчетов (вручную или с использованием компьютера).

     Основным инструментом оценки является анкета, которая представляет собой специально разработанный вопросник, включающий перечень определенных качеств и варианты ответа. При этом перечень качеств, которыми должен обладать специалист, зависит от сферы его деятельности и занимаемой должности. Поэтому правильный подбор качеств, их перечень для каждой конкретной должности, а также оценки в баллах рекомендуется устанавливать конкретной экспертной комиссией в организации. Именно в этом - одно из важнейших условий объективной оценки работника.

      После обсуждения результатов каждая экспертная комиссия утверждает не только перечень качеств, включаемых в анкету, но и определяет количественную оценку каждого качества в баллах.

     При этом весьма ценно и то обстоятельство, что детальный анализ оценок экспертов по качествам может помочь определить для каждого работника конкретные направления совершенствования его деятельности.

 

 

2.3 Сравнительные методы

     При их использовании руководитель сравнивает работу одного сотрудника своего подразделения с результатами других. При ранжировании руководитель "выстраивает" своих сотрудников в условную цепочку - от лучшего к худшему по результатам работы за аттестационный период. При распределении все сотрудники классифицируются по группам (рис.2) - например, 10% лучших, 10% худших и т.д.

 

Вес (%)

Группы

Ф.И.О.

10 %

лучших работников

 

20 %

хороших работников

 

40 %

средних работников

 

20 %

отстающих работников

 

10 %

худших работников

 

Рис.2 Оценка с помощью метода распределения

 

     Сравнительные методы являются очень простым способом оценки сотрудников. Их легко применять и понимать. Однако, эти методы слишком односторонни и приблизительны для того, чтобы сделанные с их помощью оценки применялись для целей развития персонала, профессионального обучения и т.д. Кроме того, сравнение сотрудников подразделения между собой является достаточно жесткой формой оценки, использование которой может повлечь за собой трения внутри подразделения, обиды, недоверие к руководителю. Поэтому применение методов сравнительных оценок относительно ограничено.

 

 

 

2.4 Оценка  по методу черт

 

       К настоящему времени в отечественной и мировой практике разработано значительное число систем оценки персонала, которые можно классифицировать по различным основаниям. Анализ того, что является содержанием оценки, - а именно: какие стороны деятельности подвергаются измерению и анализу, позволяет выделить несколько основных подходов.

       В качестве предмета оценки в различных методиках выступают:

деловые и личностные качества (свойства, черты) работника;

характеристики поведения в  различных ситуациях;

характер и содержание трудовых функций, которые он фактически выполняет;

показатели результатов его  деятельности;

      Распространена также комплексная оценка, содержание которой включает различные комбинации из названных предметов оценки труда. Степень разработанности каждого из подходов неодинакова. Некоторые (например, оценка качеств) доведены до вполне полного методического обеспечения и даже автоматизации, другие (например, целевая оценка) представлены лишь в виде определенных принципов.

      В ее основе - признание влияния психологических свойств человека на характеристики его деятельности. К числу методик, основанных на данном подходе, относится балльная оценка степени выраженности некоторого набора деловых и личностных качеств, оценка тех черт, которые в наибольшей степени согласуются с эффективностью деятельности сотрудника. Для этого с помощью ЭВМ выбирается (без интерпретации количественных оценок) такой перечень свойств, который в наибольшей степени отличает сотрудника и помогает составить его деловой портрет.

      Различие методик связано с используемыми способами измерения личностных свойств и предлагаемыми перечнями черт. Однако, несмотря на многообразие модификаций таких методик, предмет оценки везде одинаков - качества личности сотрудника. В результате всегда получается социально-психологическая характеристика оцениваемого, показывающая какими свойствами обладает человек.

Опыт применения подобных систем оценки у нас в стране и за рубежом  позволяет выявить их основной недостаток - субъективизм получаемого знания. Причины этого коренятся в самом методе, который связан с волей и сознанием субъектов, участвующих в оценке. Речь идет не о получении предвзятых или некомпетентных оценок, что возможно при реализации любого подхода, а о самом содержании производимой оценки.

Используемые перечни  качеств слабо привязаны к  основной деятельности. Они скорее раскрывают в какой-то мере внутреннюю структуру личности оцениваемого, нежели фиксируют определенные профессиональные требования к  его психологическим  характеристикам. Фактически такая  оценка основывается не на анализе  реального труда, а на том, что  думают об оцениваемом окружающие.

 

2.5 Оценка на основе анализа труда

         Определение психологических свойств на основе анализа труда персонала происходит в рамках ситуационной оценки, которая, однако, похожа на оценку черт. Только в этом случае в качестве устойчивых психологических характеристик выступают особенности поведения сотрудника, проявляющиеся в процессе решения им конкретных задач.

       В методике ситуационной оценки предусмотрена процедура отбора типичных ситуаций в конкретном коллективе, в структуре которых описывается работа сотрудника, а затем оценивается его поведение. Рациональным основанием такой оценки является то, что разнородность элементов трудовой ситуации в каждом случае складывается в определенный комплекс условий и задач оцениваемой деятельности. Решение этих задач является чрезвычайно сложным и эффективность действий работника, безусловно, определяется его личностными особенностями.

Результатам оценки поведения работников, как и в  случае оценки качеств, является социально-психологическая  характеристика, только более профессионально ориентированная. Она содержит информацию о том, каким образом (эффективно или нет) действовал работник, в каких ситуациях более, в каких - менее эффективно. Однако данный способ не помогает выяснить причину такого поведения и его последствия.

 

2.6 Метод оценочных центров

Алгоритм действия этой методики выглядит следующим образом. Фирма, использующая подобную методику, как правило, имеет достаточно большой  опыт работы, солидный список постоянных клиентов и собственную учебно-тренировочную  базу. У потенциальных заказчиков этой организации есть возможность "поместить" собственных сотрудников  на несколько дней в учебно-тренировочный  комплекс консалтинговой компании. На выходе заказчик получает, в зависимости  от заказа, разнообразный набор сведений: от оценки личностных характеристик  специалиста (разной степени полноты  и достоверности) до квалификационного заключения о профессиональном соответствии, пригодности и перспективах профессионального развития тестируемого.

Сущность психологической  оценки персонала заключается в  детальном описании психологического портрета кандидата и выявлении  личностных особенностей сотрудника. Например, в выдаваемое заключение входит описание личностных, интеллектуальных и мотивационных особенностей специалиста, также указываются возможности  эффективного управления протестированным сотрудником, возможности его наиболее оптимального использования.

Корректное заключение по степени профессиональной пригодности  данного человека после проведения процедуры психологической оценки может быть дано только лишь при  знании психологических требований, предъявляемых особенностями рабочего места к конкретному человеку, то есть после проведения процедуры  профессиографирования (описания профессии), входящей в состав психологической  аттестации. Обычно же экспертом-психологом такое заключение дается на основе своего личного, опыта и, следовательно, является несколько поверхностным. Методы, используемые при оказании данного вида услуг, бывают самые разные: психологические тесты (разной степени сложности и различной направленности - личностные, интеллектуальные, тесты способностей и т.д.), индивидуальное интервью психолога с исследуемым человеком и групповые игры.

Психологическая оценка персонала подразумевает наличие  критериев, по которым будет проверяться  соответствие человека своему рабочему месту. Критериями оценки в данном случае являются особенности личности человека, особенности его мотивации и  т.д. Для этого необходимо проведение процедуры профессиографирования. На выходе от этой процедуры получается профессиограмма - описание профессии, и психограмма - описание личностных черт, качеств, способностей, необходимой  степени их выраженности для того, чтобы человек мог достичь успеха в данной профессиональной деятельности. Далее создается особый набор диагностических методик, применяемых к людям, оценка которых необходима заказчику, и помимо общего психологического описания личности он получает еще и сравнительную психологическую характеристику сотрудника, по критериям, важным для его работы. В заключение, полученное по результатам психологической оценки, кроме психологического портрета входит мнение эксперта о профессиональной пригодности данного человека. Причем, при желании заказчика для каждого человека могут быть рекомендованы варианты улучшения его деятельности, возможности наиболее эффективного обучения и управления. Полезным побочным эффектом данной услуги является остающийся у заказчика список психологических критериев, которым должен отвечать специалист, что обычно используется внутренними консультантами заказчика при ротации кадров или при приеме претендентов на работу.

Профессиональная  оценка персонала заключается в  описании соответствия специалиста  некоторым профессиональным критериям. В этом случае критериями оценки являются определенные профессиональные навыки и умения. Основная сложность здесь  заключается в том, что в разных фирмах даже похожие виды работ подразумевают  под собой выполнение разных функций. Обычно работа внешних консультантов  заключается в выявлении системы  критериев оценки для каждого  рабочего места, организации правильной и корректной процедуры оценки персонала. На выходе заказчик получает готовую систему профессиональной оценки своих специалистов (набор критериев для каждой должности), которую он может использовать и в дальнейшем. Если для проведения оценки привлекались специалисты заказчика, то результатом сотрудничества внешних консультантов и внутренних структур организации могут стать навыки по оценке персонала, которые будут успешно использоваться в дальнейшем для самостоятельной оценки персонала.

Большой плюс подобных услуг состоит еще и в том  что процедуры психологического тестирования дают, помимо запланированных  результатов, огромное количество другой полезной информации. Результаты подобных исследований используются заказчиком при принятии решений во время  структурных реорганизаций, при  перемещении сотрудников по должностной  лестнице, решении вопросов служебного соответствия, поиске возможностей наиболее эффективных путей управления и  взаимодействия со специалистом.

Не редко психологической  оценке персонала (в случае оценки каждого  отдельно взятого специалиста) сопутствует  заказ по психологической диагностике  рабочих групп, которая зачастую дает результаты уже из области управленческого  и организационного консультирования. Данные результаты помогают более эффективно организовать работу отдела и его  взаимодействие с другими подразделениями. Также, при довольно глубоком исследовании организации, они могут помочь при  оптимизации организационной структуры  и стиля управления организацией.

2.7 Управление посредством установки целей

В настоящее время целевое управление рассматривается как необходимый  компонент эффективного руководства. Кроме того, трудно ожидать от работника  эффективного труда, пока остаются неясными его конечные результаты или хотя бы не намечены ориентиры, к которым  ему необходимо стремиться. Этим определяется то рациональное основание, на котором  строится данный способ оценки. Управление посредством установки целей начинается с совместного (сотрудник и его руководитель) определения ключевых целей сотрудника на определенный период (год или шесть месяцев). Таких целей должно быть немного, они должны отражать наиболее важные задачи деятельности сотрудника на следующий период и быть:

Информация о работе Основные функции оценки трудовой деятельности персонала