Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 05:39, курсовая работа
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы «Организация как социально-экономическая система, этапы становления и развития» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Введение……………………………………………………………………………………3
1. Природа и сущность организации…………………………………………………….5
1.1. Организация и управление………………………………………………………5
1.2. Социальная организация как социальная система……………………………..7
1.3. Сущность системного подхода к проектированию организации…………….8
1.4. Эволюция социально-экономических систем………………………………...11
1.5. Внутренняя и внешняя среда организации……………………………………12
1.6. Жизненный цикл организации…………………………………………………16
2. Место и роль организации в системе наук…………………………………………..20
2.1. Этапы построения организации………………………………………………..22
2.2. Особенности социально-экономических организаций. Подсистемы организации………………………………………………………………………………23
3. Теория организации и их роль в управлении современной организацией……….27
3.1. Эволюция взглядов на организацию………………………………………….27
3.2. Современные направления теоретических разработок………………………34
3.3. Новые научные модели управления организацией………………………….35
Заключение……………………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………
В организации постоянно возникают проблемы, так как необходимо непрерывное поступление ресурсов, техника изнашивается, технологии устаревают, работники увольняются. Постоянно возникает нескоординированность разных участков организации. Это говорит о том, что в отличие от закрытых открытая система характеризуется высокой энтропией, т.е. она может сама реконструировать себя. Исследования показывают, что большие и сложные организационные системы имеют тенденцию к дальнейшему росту, а не только способны к выживанию. В интересах выживания открытые системы позволяют совмещать несовмещаемое: реализовать стратегии на обеспечение стабильности и стратегии на изменение системы. Стабильные организации, не способные адаптироваться к изменениям внешней среды, долго существовать не могут.
Таким образом, основное внимание руководителей должно быть направлено на формирование целей организации, её миссии и организационной структуры, на её технологии и ресурсы.
1.6. Жизненный цикл организации
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и иногда прекращают свое существование. Ни одна организация не живет без изменений. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, чтобы оценить, насколько принятый стиль руководства соответствует фактическому этапу развития.
Жизненный цикл организации – это система предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний, которые организация проходит в течении определенного времени. Это говорит о том, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, причём переходы от этапа к этапу являются предсказуемыми.
Жизненный цикл организации непосредственно связан с жизненным циклом продукции. Жизненный цикл продукции – это временной интервал, включающий несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Различают полный жизненный цикл продукции, а также жизненный цикл в сфере производства и сфере потребления.
Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки может быть следующим:
1. Этап предпринимательства.
Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще не четкими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу зависит от ресурсов.
2. Этап коллективности
Формулируется миссия организации. Коммуникации сохраняются не формальными, структура организации уточняется. Члены организации демонстрируют высокие обязательства перед организацией, перед коллективом.
3. Этап формализации управления
На этом этапе упор делается на стабильность, отрабатываются стандартные процедуры управления организацией. Формируются органы управления, возрастает роль высшего звена управления
4. Этап выработки структуры
Организация увеличивает выпуск продукции, расширяет рынок оказания услуг. Выявлены новые возможности развития. Организационная структура отработана. Механизм принятия решений децентрализован.
5. Этап упадка
Спрос на продукцию меняется, рынок насыщается , идет жесткая конкурентная борьба. Руководители - в поиске путей удержания рынка. Растет число конфликтов в организации, идет сокращение штатов. К руководству чаще приступают новые люди, которые вводят централизованный механизм принятия решений.
Следует отметить, что на первом этапе при создании организации, когда свободно протекает творческий процесс, организация стремится к устойчивости. Ключевую роль играет анализ сложившейся ситуации. Для этого рекомендуется воспользоваться следующими методами (табл. 1.2)
Таблица 1.2 – Анализ ситуации на стадии создания организации
Направления и этапы | Цель | Методы | Результаты |
1. Выбор товара или услуги | Определить нишу на рынке | Изучить объемы продаж и удовлетворенность спроса (ёмкость ранка), а также возможности вытеснения товара с рынка
| Возможный объем продаж товара |
2. Оценка действий конкурентов | Определить возможности конкурентов для занятия данной ниши на рынке | Изучить работу аналогичных предприятий: технологию, организацию, затраты, снабжение, сбыт, связи
| Определение доминирующего фактора конкуренции |
3. Анализ схемы предпринимательства | Определить требуемые ресурсы и возможность их получения | Изучить возможности создания технологии, обеспечения сырьем, материалами, помещением, капиталом | Формирование системы исходных условий |
4.Анализ общего окружения | Определить значимость внешних факторов | Изучить состояние государственно-политических, экономических и др. факторов | Определение темпов изменения значений факторов |
Чтобы перейти ко второму этапу – росту – необходимо выбрать тип управления в зависимости от условий, от решаемых задач. Тип может быть оперативным или стратегическим. Главным критерием при выборке типа управления должно быть поддержание стабильного баланса между стабильностью и инновациями.
Зрелость организации (третий и четвёртый этапы) заключается в том, что упор делается на стабильность и инновации, увеличивается выпуск продукции, расширяется рыночная ниша. На этой стадии важно вносить коррективы в структуру управления организацией, упразднять органы, выполнившие свою задачу, вводить новые подразделения.
Наиболее характерные симптомы развала организации на стадии упадка (пятый этап):
- снижение спроса ужесточает конкуренцию, усложняет ее формы;
- увеличивается конкуренция поставщиков;
- повышается роль цены и качества;
- возрастает сложность управления;
- снижается прибыльность.
Выше был рассмотрен один из подходов к пониманию жизненного цикла организации. В литературе рассмотрены и другие формы разбиения жизненного цикла организации на этапы. Например:
Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течении первых лет после возникновения организации. Из мировой практики известно, что большое число небольших организаций терпет неудачу в течении первых лет возникновения. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течении первых двух лет, четыре из пяти в течении пяти лет своего существования.
Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется несистемно, рывками, организация набирает силу, налаживается планирование, прогнозирование, расширяется прием на работу, усиливается координация и контроль.
Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода – подразделения дают прибыль, используются должностные инструкции, вводится нормирование, начинают проявляться тенденции к бюрократизму, идет борьба за власть.
Расцвет сил. Идет сбалансированный рост прибыли. В организации стабильность, проходит внедрение инноваций, регулярно совершенствуются все элементы, у персонала управления – высокая квалификация, темпы роста ускоряются, организация начинает переоценивать свои успехи и возможности.
Полная зрелость. Организация действует сама по себе, царит благодушие. Уровень доходов приемлем, однако темпы роста замедляются. Симптомы руководством не принимаются во внимание.
Старение. Этот этап мог бы не наступить, если бы необходимость обновления осознавалась руководством. Конкуренты снижают рыночную нишу. Возникает бюрократическая волокита, неэффективна система контроля – идет “закупорка артерий”. Как показывает практика, трудно прекратить непродуктивную работу. Организация либо должна принять жесткую систему обновления, либо она постепенно начнет распадаться. Она откатывается вниз, назад, вновь начинается борьба за выживание.
Обновление. Организации чаще всего в состоянии подняться, для этого нужна новая команда руководителей для ее реорганизации.
Итак, многочисленные исследования показывают, что организации в течении жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.
2. Место и роль организации в системе наук
Организация – очень сложный механизм, у неё есть свой облик, культура, традиции, репутация. Организации уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать намеченным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ими управлять эффективно. Зачем организации необходимы, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются – ответы на эти и многие другие вопросы в той или иной мере даёт теория организации.
Можно проследить три фазы фундаментальных изменений в организациях в XX веке. Первая фаза – отделение управленческих функций от капитала – собственности и превращение управления в профессию. Вторая – появление, начиная с 1920 года, командно-административных организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации принятия решений. Третья – переход к организациям с преобладанием горизонтальных структур и связей с широким использованием информационных технологий. Каждая фаза – ответ на вызов времени, на радикальные экономические изменения.
Вступление в XXI век характеризуется переходом к всестороннему применению современных информационных сетей и компьютерных систем. Появились признаки нового прорыва – кооперация и сотрудничество всё более вытесняют конкуренцию, что подтверждается появлением новых форм организаций – это альянсы, виртуальные, сетевые, интеллектуальные, глобальные и обучающиеся организации.
Существуют различные трактовки термина «организация». В одном случае термин употребляется для обозначения деятельности по упорядочению элементов определенного объекта во времени и в пространстве. Такое толкование близко к слову “организованность”. В других случаях организация рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. Организация как объект – это комплекс взаимосвязанных элементов в единстве с внешним окружением. Именно такое понимание положено в основу данного курса теории организации.
Организация не может быть предметом изучения одной науки – теории организации, это предмет междисциплинарного изучения. Рассмотрим систему наук об организации (табл. 2.1.).
Научные дисциплины | Изучаемые аспекты |
Теория организации
| Сущность организаций, типы, цели, миссия, среда, структура, коммуникации, механизм функционирования, адаптация, динамика организации |
Теория управления
| Субъекты и объекты управления, мотивация, принятие решений, руководство, методы, закономерности, принципы, функции |
Психология
| Личность, поведение, отношение к труду, обучение, мотивация, удовлетворенность |
Социология
| Групповая динамика, роли, статус, власть, организационная культура |
Экономические науки | Регулирование, рыночные отношения, экономическая стратегия, эффективность |
Юридические науки | Законодательное регулирование, правила, нормативы, санкции, ответственность |
Информатика
| Информационные потоки, обоснование решений, информационные технологии, телекоммуникации |
Статистика | Количественные показатели состояния и развития |
Информация о работе Организация как социально-экономическая система, этапы становления и развития