Организация как социально-экономическая система, этапы становления и развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 05:39, курсовая работа

Краткое описание

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы «Организация как социально-экономическая система, этапы становления и развития» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………3
1. Природа и сущность организации…………………………………………………….5
1.1. Организация и управление………………………………………………………5
1.2. Социальная организация как социальная система……………………………..7
1.3. Сущность системного подхода к проектированию организации…………….8
1.4. Эволюция социально-экономических систем………………………………...11
1.5. Внутренняя и внешняя среда организации……………………………………12
1.6. Жизненный цикл организации…………………………………………………16
2. Место и роль организации в системе наук…………………………………………..20
2.1. Этапы построения организации………………………………………………..22
2.2. Особенности социально-экономических организаций. Подсистемы организации………………………………………………………………………………23
3. Теория организации и их роль в управлении современной организацией……….27
3.1. Эволюция взглядов на организацию………………………………………….27
3.2. Современные направления теоретических разработок………………………34
3.3. Новые научные модели управления организацией………………………….35
Заключение……………………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 248.00 Кб (Скачать)

Теория организации. Школа научного управления пришла к выводу о необходимости формирования принципов построения организаций, и возникла школа теории организаций. Ответом на эту потребность стали работы Анри Файоля; он рассматривал искусство управления как выбор соответствующих принципов, применимых в данной ситуации (табл. 3.1.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                          Таблица 3.1.

Группировка принципов  А.Файоля

Структурные принципы

Принципы процесса

Принципы конечного результата

Разделение труда

Единство цели и руководства

Соотношение централизации и децентрализации

Власть и ответственность

Цепь

Справедливость

Дисциплина

Вознаграждение персонала

 

Единство команд

Подчинение главному интересу

Порядок

Стабильность

Инициатива

 

Корпоративный дух

 

Структурные принципы лежат в основе создания системы взаимосвязанных задач, прав и ответственности.

Принцип разделения труда. Согласно А. Файолю, разделение и специализация труда – естественный способ произвести больше продукции. Посредством специализации сокращается количество объектов, на которые должно быть направлено внимание и усилия исполнителя. Разделение труда имеет пределы, и после 1930 года появился подход, связанный с человеческим фактором.

Принцип единства цели и руководства. Все виды работ, появляющиеся в результате разделения труда, должны быть направлены к единой цели. Деятельность, имеющая общую цель, должна производиться по единому плану и управляться одним руководителем.

Принцип соотношения централизации и децентрализации. Принцип говорит о необходимости нахождения баланса между централизацией и децентрализацией, т.е. размера власти с учетом ее способностей.

Принцип власти и ответственности. Этот принцип утверждает, что должна существовать связь между властью, которой человек  наделен, и ответственностью, здесь необходимо соблюдение равенства. Определена ответственность – должны быть определены и права.

Принцип цепи. Цепь – это путь вертикальных связей в организации, то есть необходимо наличие соподчиненной цепи руководителей.

Принципы процесса состоят в следующем: справедливость руководителя есть основной фактор мотивации к труду; должна соблюдаться дисциплина в результате оформления соглашений; в конфликтных ситуациях общие интересы должны превалировать над индивидуальными; любой исполнитель должен исполнять распоряжение одного руководителя.

Принципы конечного результата определяют желаемые характеристики организации: она должна характеризоваться порядком и стабильностью, работники должны быть инициативны,  должен формироваться  корпоративный дух.

Бюрократическая теория организации.

Эту теорию создал Макс Вебер как рациональную структуру деятельности с предсказуемостью поведения подчиненных. Суть теории сводится к следующим моментам:

 все задания должны быть специализированы, исполнитель несет ответственность за их исполнение;

 каждое задание должно выполнятся по одной и той же системе правил;

 каждый сотрудник отвечает перед руководителем за свои действия;

 каждое официальное лицо должно вести дела безлично и формально, с поддержанием дистанции между подчиненными;

 наем на работу должен быть строго формализован.

Таковы основные моменты классической теории организации.

Всеобщая организационная наука – тектология.

А.А.Богданов в 1920 году издал работу “Всеобщая организационная наука (тектология)”. Он сделал попытку систематизировать организационный опыт человечества и разработать концепцию традиционной организации – вещей, людей и идей.  Он поставил задачу – вооружить руководителей знанием организационных принципов и законов, общих для всех трех систем: технических, биологических и социальных. Им были высказаны следующие идеи:

 необходимость системного подхода к изучению организации;

 организационное целое больше суммы его отдельных частей;

 основными организационными механизмами являются формирующий и регулирующий;

 первичным фактором является техника;

 закон «наименьших», в силу которого прочность цепи определяется  наиболее слабым ее звеном, т.е. развитие организации зависит от ее слабого звена.

Факторы эффективной организации

Исследования Р. Лайкерта в Мичиганском университете показали, что эффективна та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на создании эффективной рабочей группы с высокопроизводительными целями. Разработанная им «Система – 4» предполагает, что организация строится на человеческих мотивациях, которые должны проявляться через:

 процесс выдвижения целей,

 принятие решений,

 контроль,

 децентрализацию.

Он доказал, что организации, построенные на положениях классической теории, являются неэффективными, так как они консервативны и не учитывают изменения внешней среды, стремление к свободе, повышение образованности населения, стремлений к развитию личности и сохранению здоровья, усложнение технологий и др.

Для реализации его подхода необходимо лучше использовать человеческие ресурсы и спектр мотиваций, значит необходимо соблюдать принцип взаимоотношений, поддержки,  групповое принятие решений, постановку высоких целей. Этот подход противоположен бюрократическому.

Теория административного поведения.

Г. Саймон в своих работах исследовал процессы влияния установленных целей на рациональное поведение в организациях. Критически относясь к классической школе, он предложил концепцию “административного работника”, которая исследует собственные интересы, действует адекватно, но не оптимально.

С его точки зрения, упростить процесс принятия решений можно, ограничив цели, на которые направлена деятельность. Чем точнее обозначены цели, тем точнее решение оценивается как приемлемое. Должна быть установлена иерархия целей, в которой каждый уровень может считаться конечной целью по отношению к нижестоящему уровню. Разделение общих целей на специфические подчиненные задачи и последующее распределение их по организационным подразделениям усиливает возможность рационального поведения.

Данная теория делает акценты на важность правил в поддержании рационального поведения внутри организации.

Теория организационного потенциала

В начале 1970-х годов американский ученый Игорь Ансофф выдвинул ряд новых идей по организационным структурам управления. Он выделил два подхода к построению организационных структур. Первый – структурный, характерный до 1940 года, когда основной упор делался на внутреннее строение организации. Это статический подход, не учитывающий влияние изменений внешней среды. Второй – динамический подход, в нем основное внимание уделяется анализу влияния внешней среды на организацию.

Динамический подход описывается следующей моделью (рис. 3.1.):

 

 

Ресурсы               Организация              Среда

 

Рис.3.1.

 

В рамках этого подхода анализ управленческих проблем осуществляется в два этапа – в рамках статистического и динамического аспекта.

И. Ансофф считает, что основная задача высшего руководства современной организации – решение стратегических проблем в условиях изменяющейся внешней среды.

В условиях стабильных внешних связей с одним рынком сбыта основной стратегией фирмы является снижение издержек производства, наиболее эффективна здесь функциональная структура (1900 – 1920 год) (рис. 3.2.).

 

 

                                           НИОКР

 

     Ресурсы                  Производство                Среда

                                            Сбыт

                                        Маркетинг

 

Рис. 3.2.

 

Увеличение размера компаний и выход на несколько рынков с различными продуктами привело к образованию отделений и появлению дивизионных структур несколько повторенная n раз функциональная) (1920-1940 год) (рис. 3.3.).

 

                           …….                               …….                                ……

Рис.3.3.

Образование после 1945 года многонациональных компаний привело к необходимости приблизить службы  маркетинга к национальным рынкам, на которых действует фирма. Произошло образование филиалов. Это многонациональная структура с матрицей типа “ отделение – страна”  (рис. 3.4.).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3.4.

 

Увеличение числа нововведений и сокращение жизненного цикла изделий вызывает необходимость создания специальных служб со специалистами только для координации работ. Возникла матричная модель управления (рис. 3.5.):

 

Рис.3.5.

 

Рассмотрев эволюцию организационных структур, И. Ансофф выделил основные тенденции их развития, которые говорят о том, что любая организация есть чаще всего сложная совокупность большого количества взаимосвязанных элементов. В настоящее время происходит изменение организационного потенциала организаций через изменение стиля руководства, структуры организации и изменения системы ценностей, перестройка информационных потоков и т.д.

Теория институтов и институциональных изменений

В начале 1990 года американский ученый Дуглас Норт, ставший лауреатом Нобелевской премии по экономике, опубликовал серию работ по вопросам теории организаций. Он считает, что рынок – это сложное и неоднозначное явление, охватывающее различные институты.

Институты – это набор правил, т.е. разработанные людьми формальные и неформальные законы, правила, ограничения, кодексы поведения. Организации – игроки, правила игры, между которыми определяют институты. Институциональное развитие экономики – это взаимодействие между институтами и организациями. Он показал, что организационные факторы играют большую роль, чем технические, а ключ экономического роста – эффективная организация экономики.

 

 

3.2. Современные направления теоретических разработок

 

В настоящее время на переднем крае оказались 4 направления, отражающие изменения функционирования организаций:

1. Реинжиниринг, это перестройка на современной информационной и технологической основе организации производства и управления. Это теоретические и практические шаги оздоровления организаций с реконструкцией всех без исключения элементов, в том числе мотивации персонала. Цель – настройка управленческого механизма на овладение рынком.

2. Концепция внутренних (организационных) рынков корпораций. Это перенесение закономерностей рыночного хозяйства во внутреннюю деятельность. Подразделения становятся автономными звеньями, которые покупают и продают товары и услуги, участвуя во внутрифирменном обороте. Организационные рынки приводят к снижению расходов. Подразделения с экономической самостоятельностью внутри предприятия могут активно вносить изменение в организацию. Возникают сетевые организации и виртуальные корпорации. Новые объекты управления требуют новой управленческой теории.

3. Теория альянсов.  Компании объединяются для того, чтобы использовать возможности, которые отдельно взятыми организациями не могут быть использованы. Главное здесь – наличные человеческие ресурсы, их развитие, установление системы доверия. Профессиональные знания каждого партнера позволяют создать более эффективную организацию.

Информация о работе Организация как социально-экономическая система, этапы становления и развития