Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 05:39, курсовая работа
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Целью исследования является изучение темы «Организация как социально-экономическая система, этапы становления и развития» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
Введение……………………………………………………………………………………3
1. Природа и сущность организации…………………………………………………….5
1.1. Организация и управление………………………………………………………5
1.2. Социальная организация как социальная система……………………………..7
1.3. Сущность системного подхода к проектированию организации…………….8
1.4. Эволюция социально-экономических систем………………………………...11
1.5. Внутренняя и внешняя среда организации……………………………………12
1.6. Жизненный цикл организации…………………………………………………16
2. Место и роль организации в системе наук…………………………………………..20
2.1. Этапы построения организации………………………………………………..22
2.2. Особенности социально-экономических организаций. Подсистемы организации………………………………………………………………………………23
3. Теория организации и их роль в управлении современной организацией……….27
3.1. Эволюция взглядов на организацию………………………………………….27
3.2. Современные направления теоретических разработок………………………34
3.3. Новые научные модели управления организацией………………………….35
Заключение……………………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………
Какой же вклад в теорию организаций вносят названные научные дисциплины?
Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организации и достижении ими целей принадлежит науке об управлении. Разграничение теории управления и теории организации неоднозначно – что является составной частью чего? Будем считать теорию организации самостоятельной наукой, исходя из концепции большинства авторов, что “организация” отвечает на вопрос, чем управлять и “управление” – зачем и как воздействовать на объект.
Задача теории организации – изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, и на происходящие в них изменения, на обеспечение необходимых результатов. При этом теория организации использует достижения ряда смежных наук.
Вклад психологии в теорию организации проявляется в наибольшей мере через прогнозирование поведения индивидов, выявление условий, мешающих или способствующих рациональным действиям людей.
Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организации. Это выводы и рекомендации, касающиеся организационных структур, бюрократии, коммуникаций, природы конфликтов, мотивации деятельности человека и его места и роли в социальных системах.
Связь теории организации с экономической наукой определяется выводами и рекомендациями по отношениям собственности, методам экономического стимулирования и оценки эффективности функционирования.
Особую значимость приобретает связь теории организации с юридической наукой – это вопросы гражданского, трудового и административного права. В организационной деятельности исключительно велика роль системы правил, регулирующих отношения.
Важную роль играют современные информационные системы, связывающие воедино все процессы функционирования организаций.
Теория организации – это область научного знания об общих закономерностях образования, устройства функционирования и развития организаций – сложных динамических систем, имеющих цель.
2.1. Этапы построения организации
Существуют три главных этапа в построении любой организации:
- определение характера выполняемой работы;
- распределение работы между отдельными позициями менеджмента;
- классификация позиций менеджмента, построение на этой основе логических групп управления.
Определение характера выполняемой работы. Для выполнения этой задачи, данную стадию создания организации полезно также разбить на подпункты, предусматривающие определенные этапы и виды работ. Например, постановка задач, расчет необходимого объема работ для решения поставленных задач, устранение бесполезной работы и дублирования, разработка самого процесса, проверка (чтобы не опустить важную составляющую часть работы). Автор известных книг по вопросам предпринимательства профессор Друкер выделяет три этапа и направления анализа, который необходимо провести на рассматриваемом этапе построения организации. Они включают анализ:
- деятельности, определение той работы, которая должна осуществляться, и способов координации взаимодействия;
- решений, какого вида решения будут приниматься, и какое участие в этом будет принимать тот или иной менеджер;
- отношений, то есть определение того вклада в общее дело, который должен внести менеджер; лиц, с которыми менеджер должен взаимодействовать; влияния, оказываемого на менеджера другими лицами, принимающими решения.
Распределение работ между отдельными элементами менеджмента. Этот этап включает в себя: установление норм, стандартов (например, расчет допустимого объема должностных обязанностей для каждого руководителя любого уровня); технические приемы в рамках научных методов управления (например, анализ рабочего времени, изучение методов и организации труда и т.п.); установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации.
Классификация элементов менеджмента, построение логических групп. В данном вопросе важно, чтобы элементы управления были сгруппированы согласно виду выполняемой работы, а не по другим критериям (например, вокруг пользующихся авторитетом руководителей). Этот способ известен как “принцип ориентации”. Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию отделов (подразделений), то есть коллективов людей, выполняющих некоторую аналогичную работу, как правило, под единым руководством начальника.
2.2. Особенности социально-экономических организаций. Подсистемы организации.
Основа социально-экономической организации характеризуется наличием социальных и экономических связей между работниками.
К социальным связям относятся:
- межличностные, бытовые отношения;
- отношения по уровням управления;
- отношения к человеку общественных организаций.
К экономическим связям относятся:
- материальное стимулирование и ответственность;
- прожиточный уровень, льготы и привилегии.
Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике организации.
Интересы комплексного решения проблем организаций требуют учета того, что в состав их элементов входят объекты двоякой природы. С одной стороны, это факторы, определяющие социально-экономическую структуру организации (индивидуумы с их способностями, интересами и подготовленностью, социальные совокупности, подразделения, распределение полномочий и ответственности, неформальные отношения, потоки информации). С другой стороны, это элементы, определяющие производственно-техническую структуру организации (орудия труда, материальные ресурсы, технологические правила).
Управление выступает как свойство системы, которая постоянно стремится сохранить свою структуру, развивать внутренние связи и на этой основе совершенствоваться.
Система управления отвечает ряду требований.
Во-первых, наличие между элементами (подразделениями) причинно-следственных связей, которые должны быть установлены между управляющей и управляемой подсистемами. Эти подсистемы должны взаимно реагировать на изменения, возникающие в одной из них. Это возможно лишь при наличии обратной связи. При ее отсутствии эффективность управления сводится к минимуму.
Во-вторых, система управления является динамичной, т. е. обладает способностью менять качественное состояние.
В-третьих, управление осуществляется лишь при наличии в системе параметра, воздействуя на который можно изменить течение процесса.
Система управления носит целостный характер. В ней созданы условия передачи, накопления и преобразования управляющей информации.
По функциональному признаку управляемая система подразделяется на ряд подсистем: техническую, технологическую, организационную, экономическую, социальную.
Техническая подсистема представляет собой взаимосвязанный, взаимообусловленный комплекс машин и оборудования, которые могут решать конкретные задачи. Для этого необходимо, чтобы отдельные их виды были расположены определенным образом на производственных площадях и сочетались друг с другом по мощности. Непосредственно на предприятии техническая подсистема — это производственные мощности. По сравнению с другими техническая подсистема менее подвижна. Подвижность ее определяется физическим и моральным износом, техническим прогрессом, средствами, выделяемыми на реновацию.
Технологическая подсистема — это ряд последовательно протекающих по определенным правилам и нормам процессов и стадий производства. Ее элементами являются предметы труда, отдельные операции и процессы. По сравнению с технической технологическая подсистема под воздействием научно-технического прогресса изменяется быстрее, что позволяет более рационально и эффективно использовать оборудование, заводские площади и труд людей.
Современное производство многообразно, сложно, оно требует соответствующего обеспечения и обслуживания. Поэтому важнейшее место занимает организационная подсистема, которая заключается в единстве технических и экономических процессов и выражается в упорядочении всех процессов. Целью организации является обеспечение наивысшего производственного эффекта с наименьшими затратами труда.
Экономическую подсистему нужно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле ее представляют как подсистему обменного производства, т. е. совокупность производительных сил и производственных отношений. Основу ее оставляет тип производных отношений, который определяет характер связей между отдельными элементами подсистемы. Сами связи выступают в виде процессов производства, обмена, распределения и потребления. В узком смысле под экономической подсистемой подразумеваются производные отношения, которые соответствуют данному способу производства.
В экономическую подсистему входят природные, трудовые, материально-вещественные, информационные ресурсы и экономико-управляющие преобразователи. В результате функционирования экономической подсистемы народное хозяйство страны получает различные блага, предназначенные для потребления широкими массами населения, обороны страны, накопления, возмещения и экспорта.
Экономическая подсистема всегда целенаправленна, выступает как единственный целостный организм. Создается она по сложной иерархической структуре, которая предусматривает сочетание централизованного управления с самостоятельностью отдельных элементов и наличие вертикальных связей по иерархии и горизонтальных связей между элементами одного уровня. Экономическая подсистема, как и вся система производства, непрерывно претерпевает изменения, переходит из одного качества в другое. При этом каждое изменение одного элемента приводит к изменению целого ряда элементов, связанных с ним.
Постоянно воздействуя на другие подсистемы, экономическая подсистема одновременно находится под влиянием этих подсистем. Управляемая (производственная) подсистема может рассматриваться как трудовой коллектив бригады, участка, предприятия. Единство социальных отношений составляет социальную подсистему. Цели производства определяются социальной и экономической подсистемами, которые отражают социально-экономическую сторону управления производством.
Наличие технической, технологической, организационной, экономической и социальной подсистем предполагает их совместное функционирование, что позволяет создать систему в ее законченном виде. Каждая из функциональных подсистем анализируется в рамках иерархической ступени производства, что обеспечивает связь между иерархической и функциональной структурами производства.
3. Теория организации и их роль в управлении современной организацией.
3.1. Эволюция взглядов на организацию.
Как уже отмечалось, теоретические основы построения организаций разрабатывались на стыке разных отраслей знаний. Изменения функционирования организаций в XX веке внесли много нового в развитие взглядов, концепций, принципов и методов управления. Это вызвало к жизни множество разных взглядов, объединившихся в научные школы и изучающие закономерности построения организаций. Есть теории, основанные на единственном рациональном способе построения организаций, которые называются универсальными. Есть теории, согласно которым структура организации зависит от конкретной ситуации и которые получили название ситуационных. Вообще теории различаются по способу их разработки.
Рассмотрим коротко эволюцию взглядов на организацию.
Классическая теория организации.
Идеи и концепции, образующие классическую теорию организации, разрабатывались многими учеными и практиками. Основной вклад внесли: Ф.У. Тейлор, Ф. Гилбрет, Г. Гантт, Х.Минцберг, Х. Эмерсон, Г. Таун, М. Кук, А. Файоль, Д. Лизли, А. Гейли, Л. Урвик, М. Вебер и др.
Рассмотрим ключевые разделы классической теории организации.
Научное управление. Основополагающей предпосылкой этого направления является то, что работа должна изучаться с помощью научных методов. Согласно Ф. Тейлору, обязанность управленца – собирать и анализировать данные с рабочих мест. Сущность научного управления выражена Ф. Тейлором в следующих четырех основных положениях в работе «Принципы научного управления»:
вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы;
с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать рабочую силу;
тесно сотрудничать с людьми;
обосновывать разделение труда и ответственности между руководителем и работниками.
Эти четыре положения выражают главную идею научного управления: для каждого вида деятельности человека вырабатывается теоретическое обоснование, а затем осуществляется его обучение.
Данная школа содержит следующие концептуальные моменты:
необходимо отделять планирование работ от их выполнения; это разделение базируется на специализации труда как руководителей, так и исполнителей на каждом уровне организации, поэтому задачи отделов планирования – выработка предписаний для управляющих;
должно быть функциональное руководство группой, то есть делить работу между управленцами так, чтобы каждый выполнял определенное число функций;
необходимо проводить исследование в действии и во времени; считается, что это важнейшая черта научного управления, предполагающая, что основной способ улучшить работу – это определить наилучший путь ее выполнения и стандартное время её выполнения;
должна быть премиальная система заработной платы; Ф. Тейлор ввел сдельную форму оплаты труда с доплатой за перевыполнение нормы, то есть мотивация персонала через заработки повышает производительность; этот подход был развит Г. Ганттом, который предложил сдельно-премиальную система оплаты труда, то есть часть зарплаты была гарантирована при выполнении задания, а перевыполнение – премировалось;
должен проводиться постоянный отбор и обучение персонала; сторонники теории научного управления считали важнейшей задачей руководителя отбор людей, отвечающих критериям, и их обучение. Исторически первым была организация обучения начинающих рабочих своей профессии у более опытных. Позднее Г.Гантт и Х. Манстерберг рекомендовали проводить обучение рабочим профессиям заранее намеченными способами (специальное профессионально-техническое обучение), что широко начало реализовывался с 1930-х годов.
Информация о работе Организация как социально-экономическая система, этапы становления и развития