Общие понятия о стилях руководства организацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:15, реферат

Краткое описание

Основная цель данной работы - изучить либеральный стиль руководства. Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
-рассмотреть понятие стиля руководства;
-выявить основные черты либерального стиля руководства;
-отразить особенности работы руководителя-либерала с подчиненными
-предложить варианты совершенствования либерального стиля руководства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 48.93 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Введение .

 

        Человеческий  фактор в фирмах все больше  и больше становится интеллектуальным  дополнением к технологии и  современной организации различной  деятельности. Хорошее настроение  работников прежде всего зависит от общения в коллективе, в частности, общения с руководителем. И эффект от этого общения будет выше, если руководитель в зависимости от условий работы, обстоятельств применяет определенный стиль руководства. Руководитель должен знать, когда, где, как и насколько ему может помочь тот или иной метод. Он должен знать, когда именно надо обратиться к соответствующему специалисту. Расширение знаний об этих принципах и методах, о том, как и где их применять, поставит многое в исследовании операций в один ряд с применяемыми сейчас методами изучения работ, планирования и регулирования деятельности фирм. Подготовленный руководитель знает о них вполне достаточно, чтобы решать, где они могут оказаться применимыми и полезными.

Актуальность  работы заключается  в том, что все чаще в организации 

предприятия сталкиваются с  проблемой эффективного руководства. Это 

 зависит от стиля  руководства организацией.   В своей курсовой  работе

рассмотрен либеральный     стиль руководства      и его положительные и

отрицательные стороны.

Выделяют три наиболее часто встречающихся стиля руководства - это 

авторитарный или автократический, демократический и либеральный.

В чистом виде в жизни, как  правило, стили не проявляются.

Основная цель данной работы - изучить либеральный стиль руководства. Для достижения указанной цели в  работе решаются  следующие задачи:

-рассмотреть понятие  стиля руководства;

-выявить основные черты  либерального стиля руководства;

-отразить особенности  работы руководителя-либерала с  подчиненными 

-предложить варианты  совершенствования либерального  стиля руководства.

Предмет исследования: стиль руководства

 

 

            1 .    Общие понятия о стилях руководства организацией

1.1.Стили руководства  и их особенности

«Слово «стиль» греческого происхождения. Первоначально оно  означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось  в значении «почерк». Отсюда можно  считать, что стиль руководства  – своего рода «почерк» в действиях  менеджера».

 «Стиль руководства можно рассматривать как частную форму стиля вообще. Учение о стилях в психологии относительно молодое, поэтому не существует общепринятого определения стиля (А.В. Либин, 1998). Самое общее определение стиля делает акцент на способе взаимодействия личности с миром – как предметным, так и социальным. Можно связать стиль с конкретными формами жизнедеятельности, при этом он станет атрибутом личности в этой конкретной деятельности. Либин определяет стиль как устойчивый и интегральный паттерн индивидуально-личностных проявлений человека через предпочитаемую форму взаимодействия с социальной и предметной средой. Общим для существующих представлений о стиле является акцент на устойчивости и целостности поведения и деятельности человека в определенных условиях среды. Руководство и управление – это особые формы профессиональной деятельности, которые требуют адаптации социально-психологических свойств субъектов этих форм деятельности. В связи с этим очевидна возможность формирования стилей в профессиональной управленческой деятельности как устойчивых и интегральных систем личностно-детерминированных способов управления и руководства».

Возникновение понятия «Стиль руководства» и его изучение можно  связать с именем немецкого психолога  К. Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами происходившими в тридцатые – сороковые годы 20 века. «Классический эксперимент проведен под руководством К. Левина (1938). Группа детей-подростков (мальчики 11–12 лет) под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (взрослые руководители, а не лидеры, стихийно выдвинувшиеся из среды детей) демонстрировали разный стиль руководства, а экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Именно этот эксперимент позволил выделить три основных стиля руководства / лидерства:

  • авторитарный (директивный);
  • демократический (коллегиальный);
  • попустительский (разрешительный, либеральный)»
  • Стиль руководства является способом, с помощью которого руководитель управляет подчиненными, достигая удовлетворенность работой. Рассмотрим каждый стиль отдельно, выделим их особенности:

Авторитарный (директивный) стиль руководства. Этот стиль характеризуется  высокой централизацией власти, жестким  диктатом воли, доминированием единоначалия. Позиция лидера – вне группы, он дает краткие, четкие, деловые распоряжения, его тон неприветлив, его голос решающий. Действия подчиненных строго контролируются, руководитель не дает возможности проявлять им инициативу.

Авторитарный стиль предполагает большую дистанцию в образовании между руководителем и подчиненным, а также материальную мотивацию сотрудников. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость, критика в адрес руководителя не приемлема, ведь только он знает фактическое состояние дел в коллективе и перспективы дальнейшего развития. Все решения принимаются единолично, мнение подчиненных при этом не учитывается. Руководитель соблюдает дистанцию в отношениях с подчиненными и информирует их только о тех фактах, которые они обязательно должны знать для выполнения своих задач. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот.

Применительно к данному  стилю можно использовать теорию Х Дугласа МакГрегора, в которой руководитель использует директивные жесткие методы управления, такие как принуждения и наказания как факторы мотивации труда. Также он ограничивает свободу и автономию подчиненных. Последние в свою очередь являются средними, ленивыми людьми и, насколько возможно, отлынивают от работы, они нечестолюбивы, боятся какой-либо ответственности и сами желают быть руководимыми. Давление со стороны руководителя необходимо для достижения целей организации, строгое управление подчиненными и частный контроль над ними неизбежны.

Руководитель стремится  упростить цели, разбить их на более  мелкие, каждому подчиненному поставить  отдельную задачу, что позволяет  легко контролировать ее исполнение. Иерархия в таких организациях, как правило, очень строгая, каналы сбора информации работают четко и оперативно.

Авторитарный стиль управления считается оправданным в кризисной  ситуации (война, стихийное бедствие, кризисная ситуация в фирме) когда решения необходимо применять быстро. Жесткий диктат становится необходим для гарантии оперативности выполнения решений и их надежного контроля.

Демократический (коллегиальный) стиль руководства характеризуется  распределением полномочий, ответственности  и инициативы между руководителем  и подчиненными. Позиция лидера – внутри группы, он всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения.

Руководитель сознательно  децентрализует свою власть, не навязывает свою волю и чаще всего делегирует свои полномочия подчиненным насколько  это возможно. Общение проходит в  доброжелательном, вежливом, товарищеском тоне, в форме просьб, советов  и пожеланий. Только по мере необходимости  руководитель может применять приказы. Дисциплина в коллективе основывается только на сознательности подчиненных, а не на страхе перед начальством. Все действия не планируются заранее, а обсуждаются в коллективе, так  как руководитель сознает то, что  не может все знать и предвидеть. Основная его функция – координация  и ненавязчивый контроль над результатом  работы, он включает подчиненных в  процесс принятия решений, за которые  несет ответственность. Допускается  самоконтроль.

Руководитель подробно информирует  о фактическом положении дел, которое должно быть известно для  выполнения производственных задач, в  такой организации имеет место  свободный доступ к информации. Также  руководитель открыт и доверяет своим  подчиненным, во благо коллектива отказывается от индивидуальных привилегий и поощряет инициативу.

Применительно к данному  стилю можно использовать теорию Y Дугласа МакГрегора, в которой «труд – процесс естественный, самоуправление и приобщение к задачам и целям организации позволяют творчески решать возникающие проблемы совместно с руководством». Сотрудники принимают во внимание целевые установки, обладают самодисциплиной и самоконтролем. Цели предприятия достигаются кратчайшим путем посредством денежного поощрения и предоставления возможности индивидуального развития. При благоприятном опыте сотрудники не боятся ответственности.

Обычно демократический  стиль управления применяется, когда  исполнители хорошо разбираются  в той работе, которую они выполняют  и могут творчески, со всех сторон подойти к ней, внести новизну.

Попустительский (разрешительный, либеральный) стиль руководства. Данный стиль характеризуется отсутствием  активного участия руководителя в управлении коллективом, таким  образом, позиция лидера – в стороне  от группы. Работники предоставлены сами себе, имеют полную свободу принимать самостоятельные решения по основным производственным задачам. Похвала и порицания со стороны руководителя почти отсутствуют.Стиль управления, ориентированный на укрепление коллектива и поддержание человеческих отношений, наиболее подходит в умеренно благоприятных для руководителя ситуациях, когда у него нет достаточной власти, чтобы обеспечить необходимый уровень сотрудничества с подчиненными, но если взаимоотношения хорошие, люди в основном склонны делать то, что от них требуется. В этих условиях ориентация на организационную сторону дела может вызвать конфликт, в результате которого и без того слабое влияние руководителя на подчиненных упадет еще больше. Ориентация на человеческие отношения, наоборот, может повысить его влияние и улучшить отношения с подчиненными».

Этот стиль руководства  опирается на высокую сознательность и преданность общему делу, компетенция  и ответственность за действия передается сотрудникам, которые и принимают  решения, предварительно согласовав их с руководителем. При таком делегировании  полномочий поддерживается собственная инициатива работников, руководитель лишь создает необходимые организационные условия для их работы, которые предопределяют конечный результат, обеспечивает необходимой информацией, а сам отходит на второй план. Таким образом, руководитель находится в роли консультанта и эксперта, оценивающего полученные результаты.  Эффективность этого стиля зависит от стремлений подчиненных, их высокой квалификации, преданности делу и справедливостью со стороны руководителя в отношении результатов оценки и вознаграждении. При этом поощрения и наказания остаются на втором плане по сравнению с тем внутренним удовлетворением, которое получают подчиненные от реализации своего потенциала и творческих возможностей.

Такой стиль руководства  оправдан, если коллектив укомплектован  из высококвалифицированных специалистов, и они выполняют творческую или  индивидуальную работу.

«Популярна графическая  интерпретация стилей руководства (рис. 1), которая получила название «решетка менеджмента» и наглядно раскрывает суть этих стилей:

 

Внимание к  человеку

9

           

Идеальный

8

 

Либеральный

         

7

                 

6

                 

5

   

Демократический

       

4

                 

3

                 

2

         

Авторитарный

 

1

                 
 

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Рис. 1. Стили управления на «решетке менеджмента»  

 

Предложенная американскими  учеными Р. Блейком и Д. Моутоном «решетка менеджмента» в своеобразной «системе координат» отражает все рассмотренные нами стили руководства и наглядно демонстрирует, что идеальным, самым продуктивным должен быть стиль с координатами 9–9, когда наиболее полно учитываются все нужды производства и потребности коллектива». Таким образом, если ориентация руководителя попадает на поле 1.1., которое наглядно показывает, что он в равной мере не уделяет внимания ни производству, ни подчиненным, то такого руководителя можно без сожаления удалять с руководящего поста.

Руководитель, ориентированный  на поле 1.9., все внимание уделяет  коллективу, всячески способствует его  сплоченности и творческой

настроенности, старается  создать благоприятный морально-психологический  климат, так как считает, что таким  образом можно достичь более  высоких результатов. Такой руководитель чаше всего необходим в научных  коллективах, где залог успеха состоит  именно в этом.

Руководитель, находящийся  на поле 9.1. уделяет основное внимание производству, организационно-техническим  факторам производства, а не коллективу, человеческим отношениям. Внутренний мир членов коллектива такого руководителя не интересует. Эффективность подобного  управления может проявиться скорее всего на производственном предприятии, где наиболее важна роль технологических процессов, нежели взаимоотношения между работниками.

Информация о работе Общие понятия о стилях руководства организацией