Стиль руководства. Понятие авторитета

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

Стиль руководства в значительной мере зависит от уровня культуры и ценностной ориентации. Выделяют три группы факторов, определяющих стиль руководства персоналом: личностные особенности руководителя как субъекта управления (его индивидуальную управленческую концепцию; ценностные ориентации; управленческую подготовленность; профессионально-должностную позицию; принимаемые им управленческие роли и другие личностные качества); характеристики объектов управления (конкретных подчиненных и профессиональных коллективов); системно-организационные или управленческие факторы (пример стиля работы вышестоящего руководителя; степень организационной “свободы” руководителя в выполнении своих полномочий; сложившуюся в организации систему делегирования полномочий; управленческие нормы и правила поведения; существующие управленческие процедуры принятия решений и прохождения документов; особенности решаемых задач и сложившейся обстановки).

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 37.15 Кб (Скачать)

1. Стиль руководства. Понятие  авторитета.

Стиль руководства в значительной мере зависит от уровня культуры и  ценностной ориентации. Выделяют три  группы факторов, определяющих стиль  руководства персоналом: личностные особенности руководителя как субъекта управления (его индивидуальную управленческую концепцию; ценностные ориентации; управленческую подготовленность; профессионально-должностную  позицию; принимаемые им управленческие роли и другие личностные качества); характеристики объектов управления (конкретных подчиненных и профессиональных коллективов); системно-организационные  или управленческие факторы (пример стиля работы вышестоящего руководителя; степень организационной “свободы”  руководителя в выполнении своих  полномочий; сложившуюся в организации  систему делегирования полномочий; управленческие нормы и правила  поведения; существующие управленческие процедуры принятия решений и  прохождения документов; особенности  решаемых задач и сложившейся  обстановки). Решающую роль в формировании стиля работы руководителя занимает индивидуальная, управленческая концепция, то есть его субъективное отношение к различным методам воздействия на подчиненных и степень адекватности оценки их эффективности. Французский философ и мыслитель Шарль-Луи Монтескье отмечал, что “если хочешь управлять людьми, не надо гнать их впереди себя, надо следовать за ними”.

Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет  свои обязанности в свойственном только ему стиле. Стиль руководства  выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному  и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль руководства  может служить характеристикой  качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную  управленческую деятельность, а так  же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных  взаимоотношений и поведения. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль руководства данного руководителя.

Слово “стиль” греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а  позднее употреблялось в значении “почерк”. Отсюда можно считать, что  стиль руководства - своего рода “почерк” в действиях менеджера .

Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели. Одной из составляющих функций управления является лидерство (руководство).

Стиль руководства - индивидуально-типические характеристики устойчивой системы  методов, способов, приемов воздействия  руководителя на коллектив с целью  выполнения организационных задач  и управленческих функций . Это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего о человеческих отношениях или, прежде всего о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.

Стиль отличается устойчивостью, которая  проявляется в частом применении разных приемов управления. Но эта  устойчивость относительна, так как  стилю обычно характерен динамизм. Правильно выработанный стиль руководства  соответствующий сложившийся ситуации способен преодолеть, казалось бы, непреодолимые  препятствия. И он приведет систему  к неожиданно высоким конечным результатам. Стиль руководства во многом определяется индивидуальными качествами руководящего лица. Но при всей их значимости особенности  личности не исключают другие компоненты, формирующие стиль управления. Компоненты эти составляют субъективный элемент стиля, но стиль всегда имеет и общую объективную основу.

Объективно, какой бы стиль не был  избран руководителем, его выбор  определяется сознательной целью, которая  характеризует способ и метод  его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые  к руководителям; социально - психологические  черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности  и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля  показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции  и функции регулирования взаимоотношений  в коллективе, характер сложившихся  в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.

Существуют два похода к изучению стиля руководства.

1.Поведенческие теории, рассматривающие  проблему с позиции по 
ведения руководителя, стремящегося эффективно организовать деятельность подчиненных ему работников.

2.Ситуационные теории, исследующие  стиль руководства в контексте  ряда ситуационных факторов. К  таким факторам относятся ясность  и характер задания, объем имеющейся  у руководителя информации, личные  качества подчиненных, наличие  профсоюза и т.п. 

Классификация стилей руководства.

Существует несколько классификаций  стилей руководства .

Следует заметить, что по отношению  к некоторым людям и в некоторых  ситуациях традиционный стиль руководства  оказывается более эффективным, чем современный: если подчиненный  не делает ничего, что заслуживало  бы похвалы, то ему надо указать на его ошибки и определить пути их устранения. Однако при достижении им первых же хороших результатов его следует похвалить.

Деловой стиль руководства проявляется в том случае, когда для руководителя самое важное - это интересы дела, конечные цели коллектива.

Данный стиль руководства подразумевает  максимальное использование следующих  качеств руководителя:

*способность ориентироваться на  основную цель деятельности коллектива, т.е. целеустремленность, практичность  и др.;

*умение выбирать кратчайший  путь к достижению цели, т.е.  умение аналитически мыслить,  деловая активность, смелость;

самостоятельность мышления, инициативный и новаторский подход к делу, т.е. умение генерировать идеи, рассудительность, инициативность, способность к оправданному риску, стремление к повышению квалификации;

критицизм практического мышления, т.е. умение анализировать и делать выводы, мудрость, гибкость, практичность, наличие здравого смысла;

оперативность решений и действий, т.е. умение находить кратчайшие пути решения  управленческих задач; самостоятельность, деловая активность, гибкость; умение эффективно и рационально использовать свое время;

предвидение новых проблем, умение заниматься ими до того, как их разрешение потребует больших усилий;

ориентация на компетентность подчиненных;

Бюрократический стиль руководства характеризуется господством формы (т.е. самой бюрократической структуры) над содержанием (задачами управления производством) и подразумевает наличие следующих признаков:

слепая вера в рациональность однажды  сложившихся организационных структур и порядка;

представление, что абсолютным критерием  важности является мнение вышестоящего начальства;

удаленность внутренних закономерностей  и целей бюрократической иерархии от реальных запросов жизни;

отсутствие контроля снизу, неподотчетность  трудовым коллективам;

стремление переложить ответственность  на начальство, результатом чего является безответственность (при этом вышестоящие  также стремятся снять с себя ответственность, создавая систему  виз и процедуру согласований);

оценка работника не по знанию дела, умению найти эффективное, нестандартное  решение, а по способности действовать, ориентируясь, прежде всего, на внутренние закономерности функционирования аппарата;

затруднение доступа масс к субъектам  бюрократического управления;

создание ситуации, когда отдельные  лица или отдельные организации  находятся вне критики (особенно снизу);

сужение гласности;

В зависимости от степени проявления коллегиальности и единоначалия можно выделить три основных стиля  руководства: авторитарный (автократический), демократический и либеральный, которые, однако, редко встречаются  в «чистом виде».

Авторитарный  стиль - это использование приказов, указаний, распоряжений, не предполагающих возражений со стороны подчиненных. Руководитель сам определяет, кому, что, когда, как делать, дает команды и требует докладов об их исполнении. Авторитарный стиль руководства используется в чрезвычайных ситуациях - в военной обстановке, при возникновении различного рода природных или техногенных катастроф. Кроме того, некоторые работники, которые не любят самостоятельно принимать решения, предпочитают именно авторитарный стиль руководства.

Основная потребность автократа - находиться в центре внимания руководимой  им группы, ему должна принадлежать вся власть без остатка, и он сам  решает все вопросы - мелкие и крупные. Его указания кратки, строги, порой  имеют угрожающий подтекст. На его  взгляд, подчиненные чересчур пассивны, постоянно нуждаются в указаниях, а если высказывают свою точку  зрения, то посягают на его авторитет. Такой авторитет, зачастую формальный, автократ старается поддержать и внешними атрибутами власти: обращается к подчиненным подчеркнуто официально, вводит дополнительные формальности для посетителей.

Он предпочитает послушных работников, невзирая на наличие у них необходимых  знаний.

Отрицательные качества автократа  особенно проявляются в том случае, когда руководителю не хватает организаторских  способностей, общей культуры, профессиональной подготовленности. В данных обстоятельствах  такой руководитель может превратиться в самодура.

Достоинствами руководителя-автократа  являются молниеносная реакция, энергичность, решительность, быстрота принятия решений, настойчивость. Они уверены в  себе и не сомневаются в своих  способностях руководить коллективом.

Демократический стиль руководства подразумевает доброжелательные советы, поручения в виде просьб, активное участие подчиненных в выработке управленческих решений. Это наиболее эффективный стиль руководства, ибо он воспитывает в подчиненных инициативу, творческое отношение к труду, чувство ответственности, сопричастности.

Руководитель-демократ не командует, а воодушевляет, не инструктирует, а  советует. Работники чувствуют себя не столько подчиненными, сколько  сотрудниками, ответственными за выполняемую  коллективом работу.

Прежде чем принять решение, руководитель-демократ старается обсудить его с сотрудниками, систематически информирует их о положении дел  в коллективе, не скрывая ни успехов, ни трудностей, правильно реагирует  на критику в свой адрес, никогда  и ни в чем не проявляет своего превосходства, не избегает ответственности  за собственные решения или ошибки подчиненных, свои указания формулирует  четко и убедительно.

Либеральный стиль руководства - это невмешательство руководителя в работу подчиненных, по крайней мере до тех пор, пока сами подчиненные не попросят у руководителя совета. Такой стиль допустим лишь в тех ограниченных случаях, когда подчиненные по уровню своей квалификации выше руководителя или равны ему и при этом не хуже него знают основные производственные задачи коллектива .

Либерал не демонстрирует свое руководящее  положение, к подчиненным обращается подчеркнуто вежливо, что, безусловно, импонирует подчиненным.

Однако руководитель-либерал не слишком активен в работе, нерешителен, легко поддается чужому влиянию, готов отказаться от только что принятого  решения, в сложных ситуациях  не проявляет принципиальности и  последовательности.

На предприятии, руководимом демократом, активность работников постоянна, независимо от того, присутствует ли на своем рабочем  месте начальник. Совсем другая картина  в организации, руководимой автократом: стоит ему удалиться, как трудовая активность резко падает; столь же резко она возрастает сразу после  его возвращения. А на предприятии, управляемом либералом, отсутствие руководителя только поощряет трудовую активность, с его возвращением она  катастрофически падает - очевидно, такой начальник попросту мешает работать.

Автократ приемлем, терпим в сложных  и динамичных условиях, но вряд ли стоит  доверять ему руководство творческими, педагогическими, научно-исследовательскими коллективами и особенно общественными  организациями. Либерала же нецелесообразно  назначать руководителем коллектива, где возникает необходимость  принимать и энергично выполнять  решения, рисковать.

Итак, из трех основных стилей руководства  предпочтение следует отдать демократическому стилю. Автократический стиль целесообразен  лишь в исключительных случаях (аварийная  ситуация, особый склад характера подчиненного и т.п.), а либеральный может применяться лишь в виде исключения по отношению к отдельным подчиненным особо высокой квалификации - в иных случаях он может привести к анархии, резко снизить эффективность управления.

Информация о работе Стиль руководства. Понятие авторитета