Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:38, контрольная работа
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Цель данной контрольной работы рассмотреть основные принципы, методы управления организацией.
Философия менеджмента 3
Введение 5
1. Организационные, распорядительные и административные методы управления 6
2. Экономические методы управления 8
2.1. Факторы внешней среды, влияющие на экономические методы
управления 9
3. Психологические методы управления 10
4. Социологические методы управления 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
4.Внешняя среда организации и ее основные элементы
Внешняя среда организации состоит из отдельный людей, групп или учреждений, предоставляющих ей ресурсы, влияющих на то, как принимаются решения внутри организации или являющихся потребителями результатов ее деятельности, т.е. продукции и услуг. Факторы внешней среды следующие: экономические, политические, рыночные, технологические, международные, факторы конкуренции, социальные.
Выделяют следующие элементы внешней среды:
1.Клиенты - потребители
продукции и услуг - ключевая
для организации группа, за счет
которой орг-я существует и
развивается. Цели организации,
2.Поставщики предоставляют
организации ресурсы,
3.Конкуренты - ограничивая свободу организации, конкуренция влияет на ее цели, структуру, методы управления.
4.НТП - - одна из главных
движущих сил общества - создают
основу для высокой
5.Государство - устанавливает “правила игры”, влияет на деятельность орг.с помощью законов.
6.Фин.организации
7.Учебные заведения
8.Источники трудовых ресурсов
9.Криминальные структуры
Следствия воздействия внешней среды: изменение орг. структуры; пересмотр стратегии, изменение целей. Важнейшая характеристика - степень изменчивости внешней среды. Она зависит от особенностей вида деятельности, уровня развития НТП, политической системы.
Современный мен. Считает, что процессы, происходящие в организации, определяются в первую очередь внешней средой, а во вторую - внутренней. Внешняя среда устанавливает правила игры, а внутренняя среда определяет успех или неудачу. Внутр. среда: цели, структура, задачи, технология и люди.
. Элементы организации.
а) социальные факторы
– расслоение общества на социальные группы;
– вкусы людей их предпочтения.
б) экономические факторы
– ставки основных валют;
– конвертирование валют на рынке.
в) экологические факторы
– природа.
г) технологические факторы
– новые изобретения;
– развитие НТР.
д) политические факторы
– изменение первых лиц организации в результате выбора;
– принятие новых законов.
Более близкие внешние факторы:
– конкуренция;
– поставщики и потребители организации.
2) Внутренняя среда.
На основе целей организации разрабатывается структура организации.
5.Методы и принципы менеджмента
Методы управления –
это способы, средства воздействия
на управляемые объекты для
В соответствии с отношениями управления выделяются следующие наиболее общие методы управления:
Экономические методы –
это системы экономических
Экономические методы предполагают - организованную систему отношений коллектива и отдельных работников на основе использования объективных экономических законов и закономерностей.
Социально – психологические методы – это система способов и приемов воздействия на духовные интересы работников, коллективов для достижения поставленной цели.
Административные методы – представляют собой систему способов и приемов организационного и распорядительного воздействия на управляющую и управляемую системы, основанную на соподчинении.
Идеологические методы – понимаются требования полного идеологического воздействия на человека в процессе труда.
Под правовыми методами управления – понимают управление на основе правовых норм.
? Методы М - система
правил и процедур решения
различных задач управления с
целью обеспечения
Принципы М - это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективность развития организации. Важнейшие принципы эффективного М : Принцип целостности определяет необходимость рассмотрения организации, как целостной социально-экономической системы. Принцип иерархической упорядоченности регулирует уровень дифференциации процессов менеджмента в организации. Принцип целевой направленности предопределяет приоритет целевой стратегической ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности М-та. Принцип научной обоснованности и оптимизации формирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленческих решений. Принцип сочетания централизации и децентрализации устанавливает требование рационального разделения управленческих процедур и решений на основе обоснованного делегирования полномочий и ответственности менеджеров. Принцип демократизма предполагает использование поведенческих инструментов М-та для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.
6.Планирование человеческих ресурсов
Планирование персонала
определяется как процесс обеспечения организации
необходимым количеством квалифицированного
персонала, принятым на правильные должности
в правильное время. Можно определить
планирование как систему подбора квалифицированных
кадров, при использовании двух видов
источников – внутренних (имеющиеся в
организации служащие) и внешние (найденные
или привлеченные из внешней среды). Планирование
имеет своей целью обеспечить потребности
организации в необходимом количестве
специалистов в конкретные временные
рамки. Кадровое планирование – это направленная
деятельность организации по подготовке
кадров, обеспечению пропорционального
и динамичного развития персонала, расчету
его профессионально-
Кадровое планирование включает:
-Прогнозирование
-изучение рынка труда и программы мероприятий по его освоению
-анализ системы рабочих мест в организации
-разработка программ и мероприятий по развитию персонала
Кадровое планирование
включает применение базисного процесса
планирования к решению потребностей
человеческого ресурса в
7. Классические
школы менеджмента и их особенн
Как наука М. Появилась 100 лет назад, а в начале века Ф.Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Школы М.: 1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гаитт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 г.г. - А.Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют “универсальные” принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50г.г.) Мейо, Фоллетт, Мслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 4) поведенческая школа (1950-настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - “эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии; 5) количественная школа (1950-настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.
Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства. Символический ключ М. “цели человек-эффективность”. Золотое правило М.: “эффективный М., обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал”
В науке современного
М. Выделяются следующие черты:
1) системный подход к управлению;
2) ситуационный принцип
8. Определение потребностей в персонале
Параметры заданной производственной программы и организационная структура фирмы определяют требуемое количество рабочей силы и ее качество (уровень знаний, опыта, навыков). Разрабатывается как общая потребность в рабочей силе так и потребности по отдельным должностям и специальностям. Чтобы не определять потребность конкретно по каждой узкой специальности, активно используется группировка по различным параметрам. Здесь главное – не рассматривать квалификации и способности представленных служащих, а определять квалификации и способности, которые требуются для достижения поставленной цели.
Конкретное определение потребности в персонале представляет собой расчет необходимого числа работников по их количеству, квалификации, времени, занятости и расстановке в соответствии с текущими и перспективными задачами развития предприятия. Расчет производится на основе сравнения расчетной потребности в рабочей силе и фактического состояния обеспеченности на определенную дату и представляет собой информационную основу для принятия управленческих решений в области привлечения персонала, его подготовки и переподготовки.
При определении необходимой численности кадров предприятия различают: 1)общую потребность в персонале, представляющую собой всю численность персонала, которая необходима предприятию для выполнения запланированного объема работ (брутто-потребность в кадрах) 2) дополнительную потребность, количество работников, которое необходимо в планируемом периоде дополнительно к имеющейся численности базового года, обусловленное текущими нуждами предприятия (нетто-потребность в кадрах)
Если из количественного значения брутто – величины вычесть фактический наличный состав персонала и учесть будущие изменения в нем (выход на пенсию, переводы, увольнения), то получим нетто – потребность в персонале.
9.Организация, элементы организации
Организация (предприятие) – один из основных субъектов хозяйственных отношений в рыночной экономике.
Система – это совокупность
взаимосвязанных элементов, образующих
единое целое и определенным образом
взаимодействующих для
В организации как
системе различают следующие
элементы: 1)функциональные области
деятельности организации – это
основные виды деятельности, объединенные
специфической целью и
10.Процедура подбора персонала
11.Основные
этапы функционирования
К основным этапам функционирования организации можно отнести следующие стадии жизненного цикла: создание, развитие, рост, зрелость, затухание.
Стадия создания характеризуется обоснованием жизнеспособности идеи создания и развития организации, определение факторов коммерческого успеха. Стадия развития – это становление производства, борьба с конкурентами за лидерство. На стадии роста – расширение масштабов, наращивание производства и объемов продаж, освоение новых рынков, поиск новых решений. На стадии зрелости - падение объемов продаж и доходов, проникновение в новые производственные сферы, поиск новых рынков сбыта, пересмотр предпринимательской концепции.. На стадии затухания – падение прибыли, снижение платежеспособности, ограниченные возможности реализации продукции. Здесь возможны два пути: банкротство (ликвидация организации) и возрождение на основе планомерного осуществления оздоровления.
12.Найм, отбор персонала.
Найм работников осуществляется
для вновь созданных