Общие и частные методы менеджмента. Особенности использования методов менеджмента на предприятиях в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:38, контрольная работа

Краткое описание

Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Цель данной контрольной работы рассмотреть основные принципы, методы управления организацией.

Оглавление

Философия менеджмента 3
Введение 5
1. Организационные, распорядительные и административные методы управления 6
2. Экономические методы управления 8
2.1. Факторы внешней среды, влияющие на экономические методы
управления 9
3. Психологические методы управления 10
4. Социологические методы управления 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

менеджмент моя к р.doc

— 266.00 Кб (Скачать)


Лига развития науки и образования ( Россия)

Общество возрождения России (Италия)

Международный «Институт Управления»

(г. Архангельск)

 

Кафедра менеджмента  и стратегического прогнозирования.

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

 

«МЕНЕДЖМЕНТ»

 

На тему:

«Общие и частные методы менеджмента.

Особенности использования методов менеджмента на предприятиях в современных условиях»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка:  

Факультет: Экономический

Курс:  Третий

Группа:  БЗ-36

Специальность: 080109

Номер зачетной книжки: БЗ 1

Адрес:  г. Мирный, ул. Циргвавы

Руководитель: Поромов В. Н.

 

 

 

 

 

 

Архангельск

2009 г.

 

Содержание:


 

 

Философия менеджмента   3

Введение 5

1.    Организационные, распорядительные и административные методы управления 6

2.    Экономические методы управления 8

2.1. Факторы внешней среды, влияющие на экономические методы

        управления 9

3.     Психологические методы управления 10

4.     Социологические методы управления 12

Заключение 14

Список использованной литературы 15

 

 

Философия менеджмента

 

Менеджмент – сфера человеческой деятельности и соответствующая область знаний, включающая в себя в качестве обязательного элемента – управление людьми, социальными организациями или структурами.


Золотое правило менеджмента: человек, эффективность, цель.

Технология менеджмента – это когда менеджер (профессиональный управляющий) с командой (группой людей), используя процессный, системный, ситуационный подходы и систему управления с функциями планирования, организации, мотивации, контроля и две связующие функции принятия решений и коммуникации эффективно достигает цели (целей) организации.

Менеджеры работают в  реальных условиях и с реальными  людьми.

Организация – это некая группа людей, которая должна соответствовать нескольким обязательным требованиям:

    • наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой организации;
    • наличие по крайней мере одной цели (одного результата), которую принимают как общую все члены данной группы;
    • наличие членов группы, которые работают намеренно вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Управление – процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимые для того, чтобы сформулировать или достичь цели.

Предприниматель – человек, который берет на себя риск, связанный с организацией нового предприятия, новой идеей, новой продукцией, предлагаемой обществу.

Контроль – процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.

Лидер организации – человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство и лидерство.

Основные функции  управления:

  1. планирование- стадия процесса управления, на которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы наиболее эффективные в конкретных условиях. Это один из способов, с помощью которого обеспечивается единое направление усилий всех членов организации на достижение общей цели.
  2. организация – это создание некой структуры. Функция организации представляет собой создание реальных условий для достижения запланированных целей.
  3. мотивация – это процесс, сводящийся к предложению соответствующих денежных вознаграждений в обмен на прилагаемые усилия.
  4. контроль – управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации.
  5. коммуникация – процесс обмена информации между двумя и более лицами.
  6. принятие решений – процесс управления организацией, состоящий из принятия решений и осуществляющее работы по выполнению этих решений.

 

Три уровня управления:

- институциональный (управление  высшего звена);

- управленческий (управление среднего звена);

- технический (управление  низового звена) 

Методы управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Методы управления бывают:

- организационно-распорядительные;

- экономические;

- социально-психологические.

 

 

Введение

В современных условиях приоритетным направлением перестройки экономики страны является выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента в российской практике. Особенно важна эта задача на уровне предприятий, имеющих сегодня право на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, например в распределении прибыли, определении материальных финансовых и трудовых ресурсов, решающих вопросы реструктуризации в условиях нестабильной экономики.

Проблемы  повышения эффективности развития предприятия во многом определяются организованностью его системы управления, которая в свою очередь зависит от четкой структуры, деятельности всех элементов для достижения поставленных, целей. А все это и есть составляющие понятия «менеджмент», без знания принципов и методов которого невозможно сегодня управлять ни на каком уровне иерархической лестницы. Вот почему в преподавании экономических дисциплин менеджмент все более выдвигается на первый план.

Реализация функций  и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Методы управления –  это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

Слово «метод» - греческого происхождения, означает способ достижения цели. Через методы управления реализуется  основное содержание управленческой деятельности.

В системе методов управления персоналом выделяют административные, экономические, социально - психологические методы.

В практике управления, как  правило, одновременно применяют различные  методы и их сочетания. Так или  иначе, но все методы управления органически  дополняют друг друга и находятся  в постоянном динамическом равновесии.

Направленность методов управления всегда одна и та же – они направлены на людей, осуществляющих различные функции. Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.

Цель данной контрольной работы рассмотреть основные принципы, методы управления организацией.

1. Организационные, распорядительные и административные методы управления

Административные  методы являются способом осуществления  управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Административные  методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Для административных методов характерно их соответствие нормам органов управления.

Различают  пять основных способов административного воздействия:

- организационные  воздействия;

- распорядительные  воздействия;

- материальная ответственность и взыскания;

- дисциплинарная  ответственность и взыскания,;

- административная  ответственность. 

Организационные воздействия основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала конкретного предприятия. К ним относятся устав предприятия или организации, коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции сотрудников и организация рабочих мест. Эти документы (кроме устава) могут оформляться в виде стандартов предприятия и обязательно вводятся в действие приказом руководителя предприятия. Эти документы обязательны для всех сотрудников, и их несоблюдение впечёт за собой применение дисциплинарных взысканий.

На предприятии, где имеет место высокий уровень  организационных воздействий, доведённых до стандарта предприятия и регламентов  управления, и высокая трудовая и исполнительская дисциплина, значительно снижается надобность в применении распорядительных воздействий.

Распорядительные  воздействия направлены на достижение поставленных целей управления, соблюдение внутренних нормативных документов или поддержание системы управления предприятием в заданных параметрах путём прямого административного регулирования.

Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия  является приказ. Он обязывает подчинённых  точно выполнить принятое решение  в установленные сроки, а его неисполнение впечёт за собой соответствующую санкцию (наказание).

Распоряжение  выступает в качестве второго основного вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции предприятия и обычно подписывается заместителями руководителя предприятия.

Указания и  инструкции являются локальным видом  организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в чётком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений "руководитель-подчинённый".

Инструктирование  и координация работы - это методы руководства, основанные на передаче подчинённому правил выполнения трудовых операций:

Наставление - метод  однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчинённого. В случае отказа повторная попытка нецелесообразна, т.к. приведёт к потере авторитета руководителя.

 

 

 

 

2. Экономические методы управления

Экономические методы носят косвенный характер управленческого воздействия, они основаны на использовании экономического механизма.

Плановое ведение  хозяйства является главным законом функционирования любого предприятия, которое имеет чётко разработанные цели и стратегию их достижения. Предприятия - свободный товаропроизводитель, который выступает на рынке равным партнёром других предприятий в общественной кооперации труда. План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг.

Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты производства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в увязке перечисленных выше категорий и мобилизации трудового коллектива на достижение конечных результатов.

Руководитель  предприятия может применять различные системы оплаты труда: сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня.

Рабочая сила является главным элементом любого трудового процесса, обеспечивающим переработку предметов труда с помощью средств труда в конечный продукт.

В качестве примера  проявления экономических методов  управления персоналом можно привести следующее:

-  субсидирование персонала. Многие компании имеют субсидированные столовые и рестораны для своего персонала.

- товары  со скидкой. Большинство бизнесменов позволяют приобретать своим работником товары и услуги фирмы со скидкой.

- ссуды. Некоторые работодатели дают своим работникам беспроцентные ссуды или ссуды с низким процентом на различные потребительские цели.

- частное страхование здоровья. Некоторые фирмы производят частное страхование здоровья своих работников. Быстрая медицинская помощь работникам также будет приносить пользу, так как работник скорее возвратится на работу.

2.1. Факторы внешней среды, влияющие на экономические методы управления

Рынок труда  предопределяет распределение рабочей  силы пропорционально структуре общественных потребностей и уровню материального производства,  обеспечивает поддержание равновесия между спросом на труд и предложением рабочей силы, формирует резервы в сфере обращения и позволяет увязать экономические интересы субъектов трудовых отношений.

Информация о работе Общие и частные методы менеджмента. Особенности использования методов менеджмента на предприятиях в современных условиях