Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:38, контрольная работа
Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Цель данной контрольной работы рассмотреть основные принципы, методы управления организацией.
Философия менеджмента 3
Введение 5
1. Организационные, распорядительные и административные методы управления 6
2. Экономические методы управления 8
2.1. Факторы внешней среды, влияющие на экономические методы
управления 9
3. Психологические методы управления 10
4. Социологические методы управления 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Одной из составляющих рынка труда является цена на рабочую силу. Оплачивая рабочую силу, собственник стремится наиболее эффективно её использовать: уделять первостепенное внимание устранению простоев, потерь рабочего времени, обеспечению соответствующего уровня производства, труда и управления, заниматься условиями труда и быта работников, постоянно развивать их способность к труду путем непрерывной системы подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации.
Огромное значение имеют стоимость рабочей силы и уровень жизни. Стоимость рабочей сипы является денежным мерилом оплаты труда.
3. Психологические методы управления
Способы психологического воздействия относят к числу важнейших психологических методов управления.
Внушение - психологически целенаправленное воздействие руководителем на подчиненного при помощи апелляции к групповым ожиданиям и мотивам побуждения к труду. Крайне негативной формой внушения является зомбирование, когда человеку прививаются строго определенные формы поведения.
Убеждение - логическое воздействие на психику человека для достижения поставленных целей.
Подражание - воздействие на отдельного работника или социальную группу путем личного примера руководителя или новатора производства.
Вовлечение - прием, при помощи которого работники становятся соучастниками трудового или общественного процесса.
Побуждение - позитивная форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества работника, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении порученной работы, что позволяет повысить моральную значимость сотрудника на предприятии.
Принуждение - крайняя форма морального воздействия, когда другие приемы воздействия на личность не дали результатов и работника заставляют выполнять определенную работу.
Осуждение - прием психологического воздействия на человека, который допускает большие отклонения от моральных норм в коллективе или результаты труда и качество работы которого крайне неудовлетворительны.
Требование имеет силу распоряжения, поэтому оно может быть эффективным только в том случае, когда руководитель обладает большой властью или пользуется непререкаемым авторитетом.
Запрещение предполагает тормозящее воздействие на личность. Этот метод стоит на грани двух главных методов воздействия: принуждения и убеждения.
Плацебо - это пример поведения авторитетного лица, когда работникам с легкостью демонстрируют какие-либо действия, превозмогая боль, чрезмерную усталость, страх высоты и т. п. Эффект плацебо удерживается лишь до первой неудачи.
Порицание обладает убеждающей силой только в условиях, когда собеседник идентифицирует себя с руководителем: «он один из нас».
Командование применяется тогда, когда требуется быстрое и точное исполнение без каких бы то ни было критических реакций.
Обманутое ожидание эффективно в ситуации напряженного ожидания. Предшествующие события должны сформировать у собеседника строго направленный ход мыслей. Если вдруг обнаруживается несостоятельность этой направленности, то собеседник оказывается в растерянности и без возражений воспринимает предлагаемую ему идею.
«Взрыв» - прием, известный как мгновенная перестройка личности под влиянием сильных эмоциональных переживаний.
Метод Сократа основан на стремлении оградить собеседника от того, чтобы тот сказал «нет».
Намек - прием косвенного убеждения посредством шутки, иронии и аналогии. Сущность намека состоит в том, что он апеллирует не к сознанию, а к эмоциям.
Комплимент нередко смешивают с лестью. Лесть приятна далеко не каждому, хотя часто люди не отмахиваются от нее. Комплимент никого не обижает, он всех возвышает.
Похвала является позитивным психологическим приемом воздействия на человека и оказывает более сильное действие, чем осуждение.
Просьба руководителя является эффективным методом руководства, т.к. воспринимается подчиненным как доброжелательное распоряжение и демонстрирует уважение к его личности.
Совет – психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения, часто применяемый во взаимоотношениях коллег, наставников молодых рабочих и опытных руководителей.
4. Социологические методы управления
Знание социологических методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру.
Социальное планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов, достижение конечных социальных результатов. Конкретной формой социального планирования является план социального развития коллектива, который в 70-80-х годах имелся на всех крупных предприятиях СССР. Многие крупные зарубежные компании успешно используют опыт советского периода.
Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом и позволяют обосновано принимать кадровые решения.
Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса.
Интервьюирование предполагает получение необходимой информации в ходе беседы.
Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе, когда на основе анкетирования сотрудников строится матрица предпочтительных контактов между людьми, которая также показывает и неформальных лидеров в коллективе.
Метод наблюдения позволяет выявить качество сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке или крайних жизненных ситуациях.
Собеседование является распространенным методом, когда в неформальной беседе решаются небольшие кадровые задачи.
Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявление личной морали человека.
Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. В настоящее время лучшие компании ставят формирование корпоративной морали и культуры ставят в качестве первоочередной задачи.
Партнерство составляет важный компонент любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей, в партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях между собой в отличие от формальной связи руководителя с подчиненным, где имеет место зависимость одного человека от другого.
Соревнование является специфической формой общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. Зарубежные компании, тщательно изучив опыт социалистического соревнования, успешно применили его в виде кружков качества, рабочих советов и др.
Общение – это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Управленческое общение включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации.
Переговоры – это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора.
Конфликт – форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы. Различают межличностные конфликты, личностный конфликт, конфликт между внешней средой и внутренней моралью, конфликты по поводу распределения ролей на работе, деловые конфликты из-за столкновения интересов различных подразделений, семейные конфликты по различным проблемам и др.
Заключение
Рассмотрев подробно все методы управления, и увидев, что все они находятся в постоянном динамическом равновесии, можно сделать следующие выводы:
при переходе к рынку происходит медленный отход от иерархического управления, жесткой системы административного воздействия к рыночным взаимоотношениям, отношениям собственности, базирующимся на экономических методах. Поэтому необходима разработка принципиально новых подходов, когда главное – внутри предприятия – работники, а за его пределами – потребители. Необходимо повернуть сознание работающего к потребителю, а не к начальнику; к прибыли, а не к расточительству; к инициатору, а не к бездумному исполнителю, перейти к социальным нормам, базирующимся на здравом экономическом смысле.
Новые службы управления персоналом создаются, как правило, на базе традиционных служб: отдела кадров, отдела организации труда и заработной платы, отдела охраны труда и техники безопасности и др. Задачи новых служб заключаются в реализации кадровой политики и координации деятельности по управлению трудовыми ресурсами на предприятии. В связи с этим они начинают расширять круг своих функций и от чисто кадровых вопросов переходят к разработке систем стимулирования трудовой деятельности, управлению профессиональным продвижением, предотвращению конфликтов, изучению рынка трудовых ресурсов и т.п.
Управление персоналом также включает в себя целую систему - систему работы с персоналом - совокупность взаимосвязанных действий по обеспечению управления в труде определенного качества и количества. Такая система предполагает не только формальную организацию работы с персоналом (подбор, расстановка, контроль и пр.), но и совокупность факторов социально- психологического, неформального характера.
Список использованной литературы:
_______________ 2009 года.
1. Менеджмент и основные категории менеджмента
Менеджмент – это область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов. М можно рассматривать как науку и искусство управления; как вид деятельности и процесс принятия управленческих решений; как аппарат управления деятельностью организации. Цель М – обеспечение гармонии в развитии организации, согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации. Категории М: 1)объекты менеджмента – организации 2)субъекты менеджмента – менеджеры-руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации 3)виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента (общий и функциональный М; стратегический и оперативный М) 4) методы М – система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации (общие и специальные) 5)принципы М – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективность развития организации.
2.Система управления персоналом
Система методов управления состоит из 3 методов управления: 1)командный; 2)экономический; 3)социально-психологический.
1)Метод командный. Используемые механизмы:
Административные: приказ, распоряжение, указание. Нормативные: закон, положение, инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения. Экономические: процент выплачиваемой прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху. Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации.
2)Метод экономический.
Механизмы: договорной процент
отчисляемой прибыли,
3)Социально-психологический ме
3. Функции М: общие (формирование целей, планирование, организация и контроль); технологические ( решения и коммуникации); социально-психологические (делегирование и мотивация)
Общие функции М отражают
содержание основных стадий процесса
управленческой деятельностью организации
на всех иерархических уровнях. Для
успешного менеджмента
Социально-психологические функции М связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: делегирование и мотивацию. Делегирование – процесс передачи задач и определение компетенций лицу (группе лиц) принимающему на себя ответственность за их осуществление. Мотивация – означает процесс стимулирования всех участников деятельности организации, направленный на достижение установленных целей развития организации.
Технологические функции М выделяют два основных вида деятельности труда менеджера любого уровня: решение и коммуникации. Коммуникация в М – это обмен информацией при подготовке и обеспечении реализации управленческих решений. Коммуникация занимается рациональной организацией информационных потоков на предприятии с целью эффективного управления инновационными процессами. Управленческое решение – один из основных инструментов выработки и реализации эффективной концепции менеджмента в организации.
Все функции М взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга, создают целостную систему менеджмента.