Мотивация трудовой деятельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Высокая мотивация персонала – это важнейшее условие успеха организации. Ни одна компания не может преуспеть без настроя работников на работу с высокой отдачей, без высокого уровня приверженности персонала, без заинтересованности членов организации в конечных результатах и без их стремления внести свой вклад в достижение поставленных целей. Именно поэтому так высок интерес руководителей и исследователей, занимающихся управлением, к изучению причин, заставляющих людей работать с полной отдачей сил в интересах организации. И хотя нельзя утверждать, что рабочие результаты и поведение работников определяется только лишь их мотивацией, все же значение мотивации очень велико.

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 310.00 Кб (Скачать)



Основным конкурентом, по реализации алкогольной и кондитерской продукции ООО «ЯКОРЬ» является магазин "Шубинский", осуществляющий свою деятельность по адресу: г. Чебоксары, ул. Мате Залка, 13.

Для большей наглядности при рассмотрении внешней и внутренней среды функционирования ООО «ЯКОРЬ» воспользуемся методом SWOT-анализа (табл. 5).

Таблица 5 – Показатели, характеризующие состояние внешней и внутренней среды ООО «ЯКОРЬ»

Силы

Слабости

1) покупателям уделяется большое внимание, высокое качество обслуживания;

2) широкий ассортимент товаров;

3) удобное месторасположение;

4) наличие квалифицированных кадров.

1) недостаток собственных оборотных  средств;

2) недостаток рекламы;

3) отсутствие исследования  рынка;

4) рост конкурирующих фирм.

Возможности

Угрозы

1) выход на новые рынки или  сегмента рынка;

2) рост уровня доходов  населения;

3) появление новых поставщиков;

4) расширение ассортимента  товаров.

1) интенсивная конкуренция на  рынке;

2) существует реальная  угроза появления новых конкурентов;

3) увеличение цен закупаемой  продукции у поставщиков;

4) нарушение договорных  условий по поставкам товаров.


Средняя стоимость основных средств в 2013 г. составила 124 тыс. руб., что аналогично по сравнению с 2012 г. По сравнению с 2011 г. данный показатель уменьшился на 8,8 % (табл. 6).

 

Таблица 6 – Показатели деятельности ООО «ЯКОРЬ» за 2011-2013 гг.

Показатели

Годы

Отклонение,

(+,-) 2013 г. от

Темп изменения, % 2013 г. к

2011

2012

2013

2012 г.

2011 г.

2012 г.

2011 г.

1. Показатели ресурсного обеспечения.

1.1 Основные фонды:

             

- среднегодовая стоимость, тыс. руб.

136

124

124

-

-12

100

91,2

- фондоотдача, руб.

93,7

28,4

42,3

13,9

-51,4

148,9

45,1

- фондорентабельность, руб.

3,5

0,5

1,4

0,9

-2,1

2,8р.

40

-фондовооруженность,тыс. руб.

12,4

11,3

11,3

0

-1,1

100

91,1

1.2 Оборотные средства:

- среднегодовая сумма, тыс. руб.

1331

548

592

44

-739

108

44,5

- оборачиваемость, дни

38,1

56,5

41,1

-15,4

3

-

-

- количество оборотов, разы

9,6

6,5

8,9

2,4

-0,7

-

-

1.3 Трудовые ресурсы:

- среднесписочная численность  работников, чел.

11

11

11

-

-

100

100

- среднемесячная заработная плата, руб.

7702

7884

8628

744

926

109,4

112

- производительность труда работников, тыс. руб.

1158

320,4

476,9

156,5

-681,1

148,8

41,2

2. Показатели объемов, состава, структуры деятельности.

2.1 Оборот розничной торговли:

             

а) в действующих ценах, тыс. руб.

12739

3524

5246

1722

-7493

148,9

41,2

б) в сопоставимых ценах, тыс. руб.

12739

3325

4996

1671

-7743

150,3

39,2

3. Показатели финансовых результатов.

3.1 Прибыль:

- валовая, тыс. руб.

1662

587

944

357

-718

160,8

56,8

- от продаж, тыс. руб.

553

175

281

106

-272

160,6

50,8

- до налогообложения, тыс.руб.

539

109

212

103

-327

194,5

39,3

- чистая, тыс. руб.

478

64

170

106

-308

2,7р.

35,6

3.2 Рентабельность:

- продаж, %

4,34

4,97

5,36

0,39

1,02

-

-

- чистая, %

3,75

1,82

3,24

1,42

-0,51

-

-


 

 

В результате увеличения выручки от продажи товаров при неизменной стоимости основных средств повысилась и фондоотдача предприятия с 28,40 руб. в 2012 г. до 42,30 руб. в 2013 г., т.е. на 13,90 руб. или на 48,9 %, и наоборот по сравнению с 2011 г. фондоотдача снизилась на 55 %.

В то же время увеличение суммы прибыли повлияло на повышение фондорентабельности, которая составила в 2013 г. 1,4, т.е. с каждого вложенного 1 руб. в основные средства получено 1,4 руб. прибыли, но по сравнению с 2011 г. фондорентабельность снизилась на 2,1 руб.

Фондовооруженность осталась неизменной по сравнению с 2012 г., но снизилась по сравнению с 2011 г. на 8,9% и составила 11,3 тыс.руб.

Средние оборотные средства предприятия в 2013 г. составили 592 тыс.руб., что на 44 тыс.руб. больше средней их суммы за 2012 г., и меньше на 739 тыс.руб. за 2011 г. В результате опережающего увеличения результатов деятельности по сравнению с оборотными средствами в 2013 г. улучшились показатели эффективности их использования, но не по сравнению с 2011 г.

ООО «ЯКОРЬ» отличается стабильностью численного состава. За 2011-2013гг. численность работников осталось неизменной.

 Наблюдается повышение средней заработной платы как по сравнению с 2011 г. на 12 %, так и по сравнению с 2012 г. на 9,4 %.

Оборот розничной торговли ООО «ЯКОРЬ» в действующих ценах в 2013 г. по сравнению с 2012 г. увеличился почти на 50 % и составил 5246 тыс. руб., а по сравнению с 2011 г. уменьшился на 7493 тыс. руб.

Выручка от продаж в 2013 г. по сравнению с 2011 г. уменьшилась на 272 тыс. руб. или почти на 50 %. По сравнению с 2012 г. выручка от продаж увеличилась на 106 тыс. руб. или на 60,6 %. Предприятие в 2013 г. получило прибыль от продаж в размере 281 тыс. руб.

В 2013 г. по сравнению с 2012 г. прибыль до налогообложения увеличилась почти в 2 раза, а чистая прибыль – в 2,7 раз, что составляет 170 тыс. руб., но по сравнению с 2011 г. эти показатели существенно низкие.

В 2013 г. показатель рентабельности продаж увеличился по сравнению как с 2012 г., так и по сравнению с 2011 г., и составил 5,36 %. Показатель чистой рентабельность снизился по сравнению с 2011 г. на 0,51 п.п., и увеличился по сравнению с 2012 г. на 1,42 п.п., и составил 3,24 %.

Руководство текущей деятельностью осуществляется директором. В его компетенцию входят все вопросы руководства текущей деятельностью предприятия. Директору непосредственно подчиняются: главный бухгалтер и заведующая магазином.

Главный бухгалтер организует бухгалтерский учет на предприятии на основе централизации учетных работ, применения вычислительной техники, предоставляет отчеты в налоговые органы. Работники бухгалтерии регулярно посещают курсы повышения квалификации и ознакомления с новыми программными продуктами.

Заведующая магазином осуществляет общее руководство предприятием, обеспечивая высокую культуру обслуживания покупателей, составляет график выхода на работу торгово-оперативного персонала, учитывая положения Трудового кодекса РФ, и следит за его выполнением, осуществляют контроль над общим порядком в магазине.

Организационная структура управления ООО «ЯКОРЬ» представлена на рис.2.

Директор


 

           Заведующая магазином                                     Главный бухгалтер



Старший продавец             Вспомогательный персонал:           Бухгалтер


       Продавцы                      Грузчик        Уборщица

 

Рис.2. Организационная структура управления торгового предприятия

 

В табл.7 представлено штатное расписание торгового предприятия ООО «ЯКОРЬ».

Таблица 7 – Штатное расписание торгового предприятия ООО «ЯКОРЬ»

Должность

Кол-во штатных единиц, чел.

Удельный вес в общей численности, %

Административно-управленческий персонал, в т.ч.:

4

36,4

- директор

1

 

- заведующая магазином

1

 

- гл.бухгалтер

1

 

- бухгалтер

1

 

Торгово-оперативный персонал, в т.ч.:

5

45,4

- старший продавец

1

 

- продавец

4

 

Вспомогательный персонал, в т.ч.:

2

18,2

- грузчик

1

 

- уборщица

1

 

Итого:

11

100,0


 Всего на предприятии занято 11 человек. Большая часть – это торгово-оперативный персонал – 45,4%.

ООО «ЯКОРЬ» в своей работе ориентируется в основном на средне обеспеченный сегмент рынка для розничных продаж.

Основными функциями предприятия являются:

- реализация товаров;

- изучение покупательского спроса на товары;

-  формирование ассортимента.

 Предметом деятельности предприятия  является формирование и развитие  рынка торговли. Форма торгового  обслуживания – продажа товаров  через прилавок.

Торговое предприятие расположено на первом этаже жилого дома. Общая площадь магазина составляет 300 м2, в том числе используется для торговой деятельности ООО «ЯКОРЬ» - 35 м2.

Перейдем к оценке мотивации трудовой деятельности в ООО «ЯКОРЬ».

 

3. Оценка мотивации трудовой  деятельности в ООО «ЯКОРЬ»

 

Чтобы разработать и внедрить эффективную систему мотивации, необходимо реализовать несколько этапов: провести диагностику мотивационной среды компании, выявить степень удовлетворенности выполняемой работой у сотрудников, разработать сегментированную систему мотивации, в которой комплексно применять материальные и моральные средства мотивации, а также регулярно проводить мониторинг и коррекцию мотивационной системы.

Оценка мотивации трудовой деятельности ООО "ЯКОРЬ" включает в себя диагностику мотивационной структуры личности работников и анализ степени удовлетворенности выполняемой работой.

При анализе мотивационных направленностей работников ООО "ЯКОРЬ" использовалась методика В.Э. Мильмана "Диагностика мотивационной структуры личности". При анализе степени удовлетворенности трудом использовался анкетный опрос, бланк опроса приведен в Приложении 1. Сравнение факторов удовлетворенности трудом с ценностными ориентациями работников позволяют сделать вывод о несовпадении и проблемах в мотивационной сфере компании.

Анализ проводился на основе двух торговых точек ООО "ЯКОРЬ" реализующих свою торговую деятельность в продуктовом магазине «Экономъ», выборка составила 9 человек, 55 % выборки составляют продавцы.

Диагностика мотивационных профилей позволила выявить направленность работников, т.е. то, какой из следующих факторов является для них наиболее привлекательным: жизнеобеспечение, социальный статус, общение, возможность реализовать общую и творческую активность, или чувство социальной полезности. Результаты диагностики мотивационной направленной личности работников представлены на рис. 2.

По степени уменьшения влияния на мотивацию работников факторы, представленные на рис. 3, можно распределить следующим образом: социальная полезность, затем общение, соц.статус, творческая активность, потом общая активность, финансовые мотивы и последнее комфорт.

Из графика мотивационного профиля работников видно, что наибольшее количество баллов по шкале "социальная значимость", следовательно, работники ООО "ЯКОРЬ" в большей степени нуждаются в осознании своей значимости для общества, их стимулирует к труду работа, которая приносит чувство социальной полезности.

Рис. 3. Мотивационные профили работников ООО «ЯКОРЬ»

Также большое количество баллов по шкалам "социальный статус" и "общение", значит для работников важно признание со стороны окружающих и коллег, сотрудничество в коллективе. Работники склонны к образованию неформальных отношений на работе, для них лучше работать в команде. Главное, чтобы был коллектив единомышленников и важна поддержка коллег, взаимопомощь, сотрудничество, а также хороший психологический климат в коллективе.

Для работников важна также перспектива служебного роста, придается значимость должности, о чем свидетельствует высокое количество баллов по шкале "социальный статус". Также есть потребность в повышении квалификации, обучении.

Несмотря на то, что самый высокий балл по шкале "социальная полезность", данные анализа, проведенного с помощью методики В.Э. Мильмана, свидетельствуют о том, что у работников ООО "ЯКОРЬ" примерно одинаковое количество баллов по "общежитейскому" мотивационному профилю личности и "рабочему", с небольшим преобладанием "общежитейского".

Для "рабочей" мотивационной направленности характерна высокая общая активность, высокая творческая активность и необходимость осознания своей социальной значимости, полезности для общества. У работников данной мотивационной направленности ярко выражены внутренние мотивы к деятельности, собственный интерес к работе. Для того, чтобы работник с такой направленностью работал эффективно, главное чтобы работа была интересной, позволяла самовыражаться и самореализовываться, приносила пользу обществу. "Рабочая" направленность характерна для более высокого уровня развития личности, который предполагает высокий психологический и нравственный уровни.

"Общежитейский" мотивационный  профиль характеризуется преобладанием  финансовых мотивов, потребностью  в хороших условиях труда, потребностью в общении и сотрудничестве в коллективе, потребностью в признании и высоком социальном статусе. Эта мотивационная направленность личности предполагает преобладание внешней мотивации над внутренней. Работники такой мотивационной направленности нуждаются в хорошем симулировании извне, внутренние мотивы у них проявляются слабо.

Анализ удовлетворенности выполняемой работой показал, что полностью удовлетворены работой только 11% опрошенных работников, 56% работников имеют средний показатель удовлетворенности и 33% работников, неудовлетворенны выполняемой работой.

Из общей численности неудовлетворенных работников 44% неудовлетворенны размером оплаты труда, 56% - желают иметь работу, которая соответствует способностям.

Самая высокая степень удовлетворенности у работников торгового предприятия такими сторонами выполняемой работы, как взаимоотношения, сложившиеся в коллективе, взаимоотношения с директором магазина. Это связано с тем, что в ООО "ЯКОРЬ" хороший психологический климат в коллективе, работники чувствуют себя членами одной семьи. Для поддержания благоприятного психологического климата в коллективе организуются корпоративные мероприятия.

Также персонал устраивает сменность работы и условия труда. Административно-управленческий персонал имеет пятидневную рабочую неделю, восьмичасовой рабочий день, что не противоречит трудовому законодательству. Продавцы работают посменно, режим 2/2.

Информация о работе Мотивация трудовой деятельности на предприятии