Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 21:06, реферат
В основных разделах банковского менеджмента - экономическом, организационном, социальном, психологическом, правовом - мотивация трудовой деятельности персонала банка становится все более и белее актуальной.
. В условиях понижения доходности банковских операций и ужесточения конкуренции именно в мотивации сотрудников могут быть найдены те резервы, которые позволят банку не только пережить трудные времена, но и создать предпосылки для развития и процветания в будущем.
МОТИВАЦИЯ ТРУДА БАНКОВСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
В основных разделах банковского менеджмента - экономическом, организационном, социальном, психологическом, правовом - мотивация трудовой деятельности персонала банка становится все более и белее актуальной.
. В условиях
понижения доходности
Обеспечение трудовой
мотивации (т.е. побуждение к достижению
необходимых результатов в
Имевшая место в начале 90-х эйфория в связи со снятием ограничений на материальное стимулирование и надежда на то, что хорошая зарплата решает все вопросы с мотивацией, привела к увеличению перекоса в пользу внешних побудительных факторов, которые еще во времена советской экономики доминировали над внутренними.
Очевидно, что
в условиях рыночной экономики методы
мотивации, в первую очередь система
денежных поощрений и штрафов
позволяет существенно
Руководители
не всегда четко представляют, какие
мотивы стимулируют их подчиненных
на эффективную работу. Эта проблема
присуща многим организациям и предприятиям
во всем мире. Исследования, проведенные
в организациях
Западной Европы и Америки, показали, что
руководители часто переоценивают значимость
для работников «базовых мотивов», таких
как зарплата, безопасность, надежность
и недооценивают внутренние стимулы к
работе - самостоятельность, творчество,
желание достичь высоких результатов.
Так, при выборе из десяти основных факторов
удовлетворенности работой их подчиненных
руководители на первые места выделили:
хорошую зарплату, надежность рабочего
места, возможность должностного роста,
хорошие условия труда. Когда отвечали
сами работники, они на первые места поставили
такие факторы: человеческое признание,
владение полной информацией, помощь в
личных делах, интересная работа.
Проведенный опрос руководителей подразделений
Московского банка Сбербанка
России показал идентичность результатов,
т.е. наши руководители, также как и их
зарубежные коллеги недооценивают внутренние
потребности работников в отношении к
труду. Интересно отметить, когда руководители
сами отвечают за себя, что их побуждает
к эффективной деятельности, то они, как
и работники, приоритет отдают второй
группе факторов.
Более дифференцированный анализ мотивов
к труду выявил, что существуют принципиальные
отличия у работников мужчин и женщин
, а также у разных возрастных групп работников
Сбербанка. Для мужчин наиболее значимым
мотивом является содержание и характер
труда. Для молодых специалистов
Сбербанка большое значение имеет возможность
совмещать учебу и работу. Для женщин,
имеющих семью, значимой является возможность
проводить организованно семейный досуг,
отдых совместно с детьми.
Руководители (как наши, так и зарубежные)
часто недооценивают такие стимулы к труду,
как: четкая постановка задач и организация
работы, положительный результат в работе,
своевременная информированность, хорошая
психологическая атмосфера в коллективе,
а также факторы, дестимулирующие работников
к труду: необоснованную критику, отсутствие
признания, некомпетентность руководителя,
перегруженность или недогруженность
работой, неясность функций, целей.
Известный японский менеджер А.Морита обращал внимание руководителей на необходимость учитывать внутренние мотивы работников к труду:»Людям нужны деньги, но они хотят получать удовольствие от своей работы и гордиться ею».
Сотрудник должен
обладать известной свободой действий,
иметь возможность
Таким образом, новые банковские технологии требуют новых, соответствующих современной ситуации подходов к мотивации сотрудников банка.
У каждого руководителя(
в особенности если у него достаточный
стаж работы в руководящей должности)
имеются свои представления об эффективных
методах мотивации. Как правило,
это недостаточно систематизированные
знания , почерпнутые из книг по руководству
персоналом, из различного рода «внутрифирменных»
памяток и положений, из опыта
общения с другими
В силу вышеизложеннных
причин, а также вследствие практического
отсутствия у современного руководителя
банка резервов свободного времени
имеются ограничения в
С нашей точки зрения, система подготовки руководителей должна соответствовать следующим основным принципам: опора на имеющиеся у руководителей теоретические знания и практический опыт; опора на конкретный «материал» (специфика деятельности и особенности персонала ) организации; применение активных методов обучения; обеспечение необходимой результативности за минимальное время.
ОПОРА НА ИМЕЮЩИЕСЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:
В большинстве случаев (за исключением вновь назначенных руководителей, а также лиц, состоящих в резерве на руководящие должности) нет необходимости в базовом курсе по основам менеджмента или управлению персоналом, т.к. большинство руководителей банка достаточно хорошо информированы по этому поводу. Вместе с тем, для поддержания достигнутого уровня, а также с целью углубления знаний по отдельным разделам менеджмента необходима периодическая «информационная подпитка» в виде памяток, выдержек из внешних публикаций, аналитических обзоров по материалам внутрибанковских исследований.
КОНКРЕТНЫЙ МАТЕРИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ
Каждая организация имеет свою специфику, и это касается не только особенностей организационной культуры ( нормы, традиции, корпоративный дух), но и структурных характеристик человеческих ресурсов ( структурирование может проводиться по различным основаниям - возраст, образование, пол, стаж работы в организации и т.п.).
Для руководителей
высшего уровня особое значение имеют
навыки групповой ( коллективной ) мотивации.
В связи с этим при создании
систем трудовой мотивации важно
учитывать неоднородность персонала,
исходить из того, что различные
категории сотрудников
.
Управление персонала
Московского Сбербанка
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ .
Обычно руководителя
подразделений банка бывает трудно
оторвать от работы более чем на
два - три дня. Поэтому работа с
данной категорией персонала должна
быть максимально насыщенной и уплотненной.
Этим требованиям в наибольшей степени
соответствуют различные формы
активного обучения - тренинги, круглые
столы, оргдеятельностные игры, практические
семинары и т.п. Обучение проводится
в малых группах, что позволяет
вовлечь в совместную работу всех
участников, активно задействуются
социально-психологические
Тема мотивации
прорабатывается не изолированно ,
а «проигрывается» в контексте
достижения поставленных перед участниками
организационной цели. Обычно это
происходит в ходе разработки конкретных
проектов развития перспективных направлений
банковской деятельности, при этом
одна из подгрупп прорабатывает задачу
обеспечения мотивации и
Такой подход с нашей точки зрения имеет
ряд преимуществ:
5. в центре
обсуждения находится не
6. опосредованность
практической задачей других, обеспечивающих
ее решение управленческих
7. проекты разрабатываются
для конкретных подразделений,
с учетом специфики их
При разработке системы стимулирования рабочей мотивации персонала задаются следующие критерии:
Комплексность:
Деятельность
человека побуждается целым комплексом
причин
(осознаваемых и неосознаваемых), находящихся
в сложном переплетении, а зачастую в противоречии.
Сумма векторов разнонаправленных тенденций
в конечном счете определяет направленность
активности. Для стимулирования труда
очень важно создать баланс внешних и
внутренних стимулов, сочетать материальные
и «моральные» (духовные) стимулы к труду.
Определенность:
Система критериев,
которые определяют характер стимулирования,
должна быть однозначно сформулирована
и понятна для всех сотрудников.
Сотрудники должны четко понимать, какие
их действия являются желательными для
организации, какие терпимыми, а какие
недопустимыми.
Проще говоря, сотрудник должен ясно понимать,
за что его в профессиональной деятельности
будут поощрять, а за что наказывать, и
какова может быть величина этих поощрений
и наказаний.
Объективность:
Работник должен быть уверен в том, что его деятельность будет объективно оцениваться . Поощрение или взыскание должно носить персональный и конкретный характер. При этом очень важно, чтобы справедливым было не только наказание , но и поощрение, т.к. незаслуженное поощрение вредит делу еще больше, чем незаслуженное наказание . Поощряться должен каждый конкретный заслуживающий того работник: установлено, что если поощряется коллектив в целом, это носит меньший стимулирующий эффект.
«Неотвратимость» стимулирования:
Система стимулирования труда должна обеспечивать у сотрудников уверенность в том, что их «правильное» или «неправильное» поведение неизбежно приведет к поощрению или наказанию. Вместе с тем, эффективно работающий руководитель хорошо знает, что иногда лучше «не заметить» упущения в работе, чем никак не отреагировать на достижения.
Своевременность:
То, что является
сегодня значимым для человека, завтра
может потерять свою актуальность.
О человеке, который долго ждал
чего-то, а затем перестал ждать
и смирился, говорят: «он пережил
свои желания».
Система стимулирования должна работать
оперативно, подкрепляя успех или заставляя
изменять «неправильное» поведение, с
тем, чтобы сотрудник четче согласовывал
свои действия с интересами организации.
В некоторых случаях список выделенных критериев может быть дополнен в ходе группового обсуждения с участием руководителей , если этого требует специфика подразделения, для которого вырабатывается система мотивации.
В результате групповой работы может быть получен продукт разного уровня и разного качества . Это зависит и оттого, какая задача была поставлена, и от возможностей группы. В одних случаях мы можем ограничиться простым обменом мнениями по заданной теме, в других добиться согласования позиций и выработки общих точек зрения. В качестве наиболее привлекательной цели мы видим создание положения о системе мотивации, которое стало бы затем нормативным документом, определяющим деятельность руководителей в данной сфере. Для внедрения системы мотивации особенно важно то, что ей будут пользоваться руководители, которые сами ее разрабатывали.
Таковы в общем
виде наши представления о том, каким
образом могут углублять свои
знания в области управления персоналом
руководители банка. Разумеется, все
эти мероприятия проводятся на фоне
существующей организационной культуры
,сложившихся в организации
Наш опыт показывает, что в тех подразделениях, в которых создаются условия для обмена опытом , активизации интеллектуальных и творческих ресурсов руководителей для решения общих и конкретных задач, в том числе и проблем стимулирования, мотивации работников к эффективному труду, наряду с материальными эффективно используются социально-психологические стимулы:
- создание в
коллективе положительной
-формирование
у работников
-закрепление
в коллективах творческого