Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2011 в 17:01, контрольная работа
В современных условиях необходимость разработки, формулирования миссии и стратегии развития организации — общепризнанный факт. Время «экспромтов» прошло. На смену «реагирующей» организационной культуре и управлению по принципу «латания дыр» приходит стратегическое управление — целенаправленное движение вперед.
Введение 3
1. Миссия экономической организации 5
1.1 Миссия организации. 5
1.2. Цели организации и их классификация. 8
2. Стратегия предприятия и методы ее построения 11
2.1. Анализ внешней среды как начальный этап в формировании стратегии предприятия. 11
2.2. Этапы и методы построения стратегии предприятия. 14
Заключение 28
3. Руководство организации обязано постоянно следить за технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые представляют угрозу самому существованию организации. Это особенно важно потому, что изменения в технологической внешней среде могут поставить организацию в безнадежное положение в условиях конкуренции.
4. Социальные факторы внешней среды включают изменяющиеся общественные ценности, установки, отношения, ожидания и нравы. В условиях экономической нестабильности именно в социальной среде рождаются многие проблемы, представляющие большую угрозу для организации. Чтобы эффективно справиться с этими проблемами, организация как социальная система сама должна меняться, приспосабливаясь к внешней среде.
5. Анализ международных факторов приобрел большое значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. Многие крупные и средние организации активно действуют или собираются действовать на международном рынке. Поэтому руководство фирм должно следить за ситуацией, которая складывается в этом обширном сегменте. Нужно отслеживать политику правительств других стран, предусматривающую усилия по защите или расширению национального рынка в целом или отдельных отраслей. С учетом факторов внешней среды стратегия организации, может быть направлена на поиск защиты у правительства против иностранных конкурентов, укрепление внутреннего рынка или на расширение международной активности.
После определения основных факторов макроокружения компании целесообразно провести их анализ. Пример анализа одного из факторов макроокружения приведен в таблице 2.2.1
Таблица 2.2.1.
Анализ экономической составляющей макроокружения (фрагмент)
Фактор, составляющий макроокружение | Тенденция развития | Характер влияния
на организацию
(«-» - отрицательное; «+» - положительное) |
Возможная реакция организации |
1.Уровень инфляции | Возможна стабилизация | «-» - обесценивание
денежных средств;
«+» - при выплатах по долгосрочным займам; «+» - возможность получения оборотных денежных средств, играя на разнице курса доллара |
Предусматривает
в договорах индексацию платежей
в случае их просрочки;
покупка и продажа валюты |
2.Сокращение доходов потребителей | Тенденции не ясны | «-» - падает покупательная способность на товары организации, затрудняется сбыт, вынужденное сокращение объемов производства | Проведение маркетинговых исследований, поиск новых рынков сбыта |
Таким образом, в результате анализа определены: состав существенно влияющих факторов, тенденции их развития, характер влияния факторов на организацию («-» или «+»), возможные действия организации как ответ на проявление факторов.
Изучение
непосредственного окружения
Краеугольным камнем анализа ситуации в отрасли и конкуренции в ней является тщательное изучение идущей в отрасли конкурентной борьбы, определение ее источников и оценка степени воздействия конкурентных сил. Этот шаг анализа особенно важен, так как невозможно разработать полноценную стратегию без глубокого понимания характера конкуренции в отрасли. М. Портер доказал, что состояние конкуренции в отрасли можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:
Анализ покупателей, как компоненты непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависят эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта. Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой силой, могут поставить организацию в очень сильную зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков очень важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал с тем, чтобы суметь построить такие отношения с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.
Изучение конкурентов, то есть тех, с кем организации приходится бороться за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, занимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те фирмы, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.
Многие
фирмы не уделяют должного внимания
возможной угрозе со стороны пришельцев
и поэтому проигрывают в
Очень
большой конкурентной силой обладают
производители замещающей продукции.
Особенность трансформации
Еще об одном факторе, составляющем непосредственное окружение фирмы, не упомянул Портер. Рынок рабочей силы так же оказывает влияние на деятельность организации. Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации необходимыми для решения ею своих задач кадрами. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на нем кадров необходимой специальности и квалификации, необходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направлением изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, имеющих влияние на этом рынке, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.
Некоторые
авторы в учебной литературе по стратегическому
менеджменту дополняют анализ внешней
среды, проведенный выше определением
доминирующих экономических характеристик
и сил отрасли. Томпсон и Стрикланд
приводят стандартный набор экономических
параметров, требуемых для построения
экономического профиля отрасли (см. таблицу
2.2.2).
Таблица 2.2.2.
Примеры
некоторых экономических
Характеристики отрасли | Стратегические выводы |
Емкость рынка | Маленькие рынки обычно не бывают привлекательными для крупных компаний. Большие рынки бывают привлекательными для корпораций, рассчитывающих приобрести компании с прочной конкурентной позицией в привлекательных отраслях. |
Темпы роста рынка | Быстрый рост порождает новые рынки. Замедленный рост порождает усиленную конкуренцию и потрясения для небольших и слабых компаний. |
Прибыльность отрасли | Высокоприбыльные отрасли привлекательны для потенциальных конкурентов. Депрессивные отраслевые условия стимулируют выход. |
Потребность в капитале | Большая потребность в капитале делает инвестиционные решения критическими, создает барьеры для входа и выхода. |
Барьеры входа | Высокие барьеры защищают позиции и прибыли существующих фирм. Низкие барьеры делают позиции существующих фирм уязвимыми. |
Вертикальная интеграция | Поднимает потребность в капитале, часто создает конкурентные и ценовые различия среди частично неинтегрированных фирм. |
Быстрые продуктовые инновации | Укорачивает жизненный цикл продукта. Увеличивает риск из-за возможности прорывов. |
Доминирующие
экономические характеристики много
говорят о характере и
Анализ
внешней среды облегчает
Анализ внешней среды рекомендуется заканчивать составлением перечня внешних опасностей и возможностей, с которыми организация сталкивается в этой среде. Форма представления данного перечня может, быть различной, но, как правило, она должна включать взвешивание факторов для их ранжирования по степени воздействия на организацию и оценку воздействия. Для наглядности и облегчения работы руководителей, планирующих стратегию фирмы, все факторы можно разместить на два столбца: один - факторы возможностей, другой - факторы угроз, расположенные по степени убывания значимости.
Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Этому служит анализ сильных и слабых сторон организации. Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называют управленческим обследованием. Оно основано на комплексном исследовании различных функциональных зон организации и в зависимости от поставленной задачи может быть методически простым или более сложным. Для целей стратегического планирования в обследование рекомендуется включить пять функциональных зон - маркетинг, финансы (бухгалтерский учет), производство, персонал, а также организационную культуру и имидж организации.
При
анализе функций маркетинга выделяют
семь важнейших элементов
доля рынка и конкурентоспособность;
разнообразие и качество ассортимента;
рыночная демография;
рыночные исследования и разработки;
предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов;
сбыт, реклама, продвижение товара;
прибыль.
Финансы
(бухгалтерский учет). Финансовое состояние
организации во многом определяет,
какую стратегию выберет
Информация о работе Миссия предприятия. Стратегия предприятия и методы ее построения